?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пишу статью в "Вопросы экономики" про Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) - интеграционную группировку социалистических стран, действовавшую 40 лет (с 1949 по 1991г. ). За одно решила вспомнить фильмы "братских стран", которые шли в советском прокате и по телевизору. 

Результат озадачил.
Сразу вспомнился польский телесериал "Четыре танкиста и собака" с веселыми актерами и чудесной музыкой. Потом - болгарский военный боевик "На каждом километре". Дальше дело пошло хуже. Вместе с мужем набрали еще несколько фильмов, шедших в основном вторым и третьим экраном, то есть не в центральных кинотеатрах, а в домах отдыха и клубах. До десятка мы не дотянули! А как же дружба народов?

Сама удивилась открытию, что за все советское детство и юность я ни разу (!) не видела в кино Праги, Будапешта или  Лейпцига. Бывавшие там в командировках друзья родителей привозили черно-белые фотографии и взахлеб рассказывали о "той" жизни. В социалистической Варшаве, между прочим, было даже ночное кабаре  наподобие парижского "Лидо". Но об этом простой советский человек, конечно, не знал.

Для чистоты эксперимента расспросила знакомых - моего возраста или постарше. Все в один голос вспоминали "Четырех танкистов", а потом недоуменно замолкали. Может быть наши братья-демократы не снимали кино? Маловероятно. В каждой соцстране были свои киностудии, да еще и не по одной. По статистике, в 1986 г.  в Советском Союзе выпустили 319 полнометражных фильмов, а во всех странах СЭВ вместе взятых - 224, то есть 2/3 от нашего производства. По короткометражным фильмам "братья" нас обогнали: 14400 против 2900 в их пользу [1]. Куда, спрашивается, девалась эта кинопродукция? Почему ее не видел советский зритель?

Правдивого ответа мы уже не получим. А догадка у меня такая. Советский человек, особенно житель маленького городка, поселка или села получил бы сокрушительный моральный удар, увидев на экране современные кадры, снятые в городах и селах Центральной и Восточной Европе. Ему бы стало нехорошо от витых кованых решеток вдоль  палисадников, от симпатичных столиков уличных кафе, от барочных ратуш, от холодильников и радиоприемников в каждой семье. Советское руководство хорошо понимало это и не расстраивало зря строителей коммунизма. "Разбомбленную Варшаву покажем сейчас, а венские кофейни в Будапеште - когда-нибудь потом..."

Под катом - график ВВП на душу населения в странах СЭВ в 1970 - 1991 гг. (данные Юнктад в ценах 2005 г.). Кстати, в официальной статистике СЭВ подобные цифры никогда не публиковались.

СЭВ

1. Статистика культуры стран-членов СЭВ 1975 – 1987 гг. М.Министерство культуры СССР, 1989.

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
mshef
13 июл, 2014 13:50 (UTC)
Ну почему, фильмы про индейцев с Гойко Митичем, великолепные чешские сказки, польские мультики про Лелека и Болека:-)))
olga_euro
13 июл, 2014 16:21 (UTC)
Точно! Лёлека и Болека помню. Очень милые создания. Еще была пчелка Майя, ее любили уже мои дети. Но Праги, Будапешта и игрушечных городков наподобие Сэнтендре в нашем прокате, кажется, не было. Буду рада уточнению.
mshef
13 июл, 2014 16:26 (UTC)
Кстати, Ва-Банк забыл
pyra_vita
14 июл, 2014 03:14 (UTC)
Точно! Но это - картинка довоенной Польши. А как я понял, Ольга Витальевна про фильмы об обычной жизни в момент с 1945 по 1991.
mshef
14 июл, 2014 03:16 (UTC)
Я понимаю, но в силу возраста (мне к моменту развала Союза было 11 лет), большую часть более "взрослых" фильмов я тогда еще не смотрел, так что здесь помочь не могу.
livejournal
13 июл, 2014 14:57 (UTC)
СЭВ, четыре танкиста и собака
Пользователь ortep75 сослался на вашу запись в своей записи «СЭВ, четыре танкиста и собака » в контексте: [...] Originally posted by at СЭВ, четыре танкиста и собака [...]
olga_euro
13 июл, 2014 16:23 (UTC)
Re: СЭВ, четыре танкиста и собака
Спасибо большое за перепост!
jnuk
13 июл, 2014 17:16 (UTC)
В советском прокате названия фильмов скорее всего были другие:

http://en.m.wikipedia.org/wiki/List_of_Czech_films
http://en.m.wikipedia.org/wiki/List_of_Hungarian_films_1948-1989
http://en.m.wikipedia.org/wiki/List_of_Polish_films
olga_euro
14 июл, 2014 17:41 (UTC)
Большое спасибо Вам за присланные ссылки! Поразительное собрание. Сразу посмотрела список чешских фильмов, увы, не все удалось перевести на русский. буду привлекать коллегу, говорящую по-чешски.
belminek
14 июл, 2014 08:47 (UTC)
Это - неправда
СЭВовских фильмов шло очень много.
1. Польские "Пепел и алмаз", "Как быть любимой", "Лекарство от любви", "Ва-банк", могу вспомнить не меньше 50-ти, а смотрел - более сотни. Страшно популярен был Збигнев Цыбульский. Был ещё сериал "Ставка больше, чем жизнь".
2. Чехословацкие фильмы тоже были: "Такая любовь", "Большая дорога", "Романс для кларнета", "Гражданин Брих", "Лимонадный Джо", "Призрак замка Моррисвиль". Но их я помню хуже.
3. Очень запоминались венгерские фильмы "Кондор", "Железный цветок", "Переулок". Фильмов было меньше, но они были глубже.
4. Из болгарских запомнились "Инспектор и ночь", "Конец Никотианы", "Отклонение".
5. ОЧЕНЬ много было югославских фильмов, и не только про войну. Например, "Карьера авантюриста". Про войну - замечательные "Чёрные птицы", "Убийство на площади", "Козара"...
--------
У Вас и Ваших друзей ОЧЕНЬ короткая память.
olga_euro
14 июл, 2014 12:25 (UTC)
Re: Это - неправда
Большое спасибо Вам за обширный, подробный список фильмов стран СЭВ. Поразительная у Вас память! Как Вы думаете, что бы изменилось, если слова "Это неправда" и "у Ваших друзей ОЧЕНЬ короткая память" заменить на "Вношу свой вклад и пополняю список"?
belminek
15 июл, 2014 02:55 (UTC)
Я написал правду
Конечно, это было бы более вежливо и толерантно.
Но Ваше предположение, что к нам не пропускали СЭВовские фильмы, чтобы мы не видели их хорошую жизнь - прямое очернительство. Все СЭВовские фильмы у нас шли и пользовались большим успехом. Вот фильмы дальнего зарубежья - те не только проходили строгий контроль, но и "редактировались". Например, в фильме "Не промахнись, Ассунта!" удалено упоминание о гомосексуализме английского жениха Ассунты - в результате непонятна причина, почему они расстались.

Что касается короткой памяти. В советской культуре очень большую роль сыграли именно СЭВовские фильмы, например, польский "Человек с поезда". Я понимаю, что не всякий сразу вспомнит, тем более. если он занят мыслями о курсе евро, ВВП, ставки рефинансирования и т.п. Но надо было дать время подумать, вспомнить, а не утверждать, что никто фильмов не помнит, а следовательно, их не было, а значит их от нас скрывали!

Вот румынских фильмов было мало, разве что боевики "Даки", "Колонна", "Гайдуки"...
ГДРовские фильмы были слабые. Их было много, но они были слабые, и я из не помню.
А фильмы польские, чехословацкие, венгерские, югославские - бывали ОЧЕНЬ сильные.
И очень популярные! Неужели Вы забыли твист "Маленькая девочка" из фильма с Маръяновичем (а название я забыл)?
olga_euro
16 июл, 2014 03:28 (UTC)
Re: Я написал правду
Спасибо Вам за развернутый ответ! Он внес в обсуждение как раз то, на что рассчитано любое честное обсуждение - противоположное мнение, позицию, отличную от позиции автора. Именно для энергичного, непредвзятого обсуждения существует мой блог.

Замечу, что я написала о своей догадке, то есть предположении. В научном мире это называется гипотезой. Утверждать, что советское руководство ограничивало показ фильмов соцстран со сценами из более благополучной жизни я не взялась бы, не получив руки документов, подтверждающих это. Но такое расследование лежит за рамками моей профессии. Поэтому вопрос был вынесен на обсуждение. Считаю Ваше слово "очернительство" преувеличением, расширением понятия. Я не утверждала, а предполагала.

В качестве аргумента в пользу моего предположения был представлен график, показывающий устойчивое (почти двукратное) отставание СССР от Венгрии и Чехословакии (данных по ГДР Юнктад не публикует) по ВВП на душу населения. Эти цифры Секретариат СЭВ никогда не публиковал. Вот на чем строилось мое предположение. Вы же внесли в дискуссию свои аргументы, от чего общая картина стала более полной и сбалансированной. Спасибо еще раз!
( 13 комментариев — Оставить комментарий )