?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 4-го июня начались очередные выборы в Европарламент. Первые выборы прошли в 1979 году. Последние состоялись летом 2004 года - сразу после масштабного расширения Евросоюза на восток. В ходе нынешней кампании граждане 27 стран ЕС должны будут избрать 736 депутатов Европарламента. Комментировать ход выборов не буду, лучше обрисую несколько долгосрочных вопросов. 

Статус и функции. Европарламент нередко называют высшим законодательным органом ЕС, но это не так.   Ошибка возникает из-за того, что люди переносят функции национального парламента на парламент ЕС. Но структура органов власти ЕС сильно отличатеся от национальных аналогов. Так, Комиссия ЕС является исполнительным органом (аналогом правительства) и одновременно обладает законодательной инициативой. Главным же законодательным органом ЕС является Совет ЕС (раньше он назывался Совет министров).  Европарламент лишь участвует в законодательном процессе, рассматривает, одобряет или отклоняет законодательные акты, составленные Советом. На протяжении последних 20 лет функции ЕП постоянно расширяются, но от этого он все равно не стал равным Совету.  Добавлю, что ЕП следит  за действиями институтов ЕС, утверждает бюджет ЕС и председателя Комиссии. 

Демократический дефицит. Европарламент является единственным выбираемым напрямую органом ЕС. Остальные его институты - Комиссия, Совет, Европейский совет (на уровне глав государств и правительств) формируются национальными органами власти, правда при участии и с одобрения ЕП. В итоге принятая в демократических странах схема - граждане наделяют властью законодательный орган и подчиняются его актам - оказывается в ЕС сильно урезанной. Стратегические решения о развитии ЕС принимает Европейский совет, предложения о новых законодательных актах выдвигает Комиссия, сами регламенты и директивы принимает Совет, а Европарламент только участвует в их доработке.

Глас народа. Поскольку среди органов ЕС Европарламент обладает наибольшей легитимностью, выборы в него имеют большое значение для всего Евросоюза. Именно они придают законность его действиям и создают необходимую связку между гражданами и теми, кто сидит " наверху в Брюсселе".  В конце 70-х годов ЕП создавался именно как форум народов.  После провала конституции ЕС, утвержденной в 2004 году, но нератифицированной из-за отрицательного исхода референдумов во Франции и Нидерландах, Евросоюз серьезно взялся за свой общественный имидж. В новом Лиссабоском договоре упор делается именно на полезность ЕС для его граждан. Из текста договора убрали все присутствовавшие в конституции упоминания о символах ЕС и его наднациональных полномочиях. Цель проста - граждане должны видеть в ЕС не бюрократического монстра, громоздящегося над их национальными органами власти, а помощника в их ежедневных делах. 

Поэтому так важна явка на выборы в Европарламент. Но со времен первых выборов она неуклонно падает. В 2004 г. она составила только 43%. Если в этот раз она окажется выше, значит,  ЕС сумел приблизиться к народу. Обратное будет означать, что противоречие между общественным мнением и органами ЕС продолжает нарастать. 

Представительность ЕП. Места в ЕП распределены между 27 странами ЕС в зависимости от их населения. Но не точно пропорционально. Чем меньше страна, тем большую она получает льготу. То есть, число граждан, стоящих за одним евродепутатом из Германии больше, чем число граждан, стоящих за одним евродепутатом из Словении. Это раз.   

Выборы в ЕП происходят по национальной политической повестке дня, а не по общеевропейской (хотя в голосовании принимают участие все граждане ЕС, не зависимо от того, находятся ли они на территории своей или другой страны). Как ни странно, до сих пор общеевропейской политики просто нет, как нет и общеевропейских партий. Поэтому состав ЕП отражает политические процессы и предпочтения граждан отдельных стран, но никак не процессы ЕС в целом. Выйдя из "национальных квартир", европарламентарии часто плохо представляют себе задачи, стоящие перед всем ЕС. Между тем их функция - решать именно такие задачи. Это два. 

Доля женщин в ЕП составляет только 31%, хотя женщины составляют 52% граждан ЕС . Часть представительниц прекрасного пола порой имеют мало общего с политикой и попадают в ассамблею благодаря выдающимся внешним данным. Как это у них получается, мне неизвестно. Это три.

Ключевые слова: Ольга Буторина, МГИМО, ЕС, Европарламент 

Метки:

Comments

vorewig
14 июн, 2009 16:35 (UTC)
Думаю, термин "протестное голосование" здесь будет уместен. Когда голосуют не за что-то, а против чего-то.

Насколько мне известно, засчет аналогичного фактора Ле Пен в свое время вышел во второй тур.
olga_euro
17 июн, 2009 15:02 (UTC)
Вы правы: "протестное голосование" хорошо подойдет. Добавлю только, что, если я правильно поняла, голосование "по приколу" может быть протестным, а может им и не быть, поскольку оно развлекательное. Вы это имели в виду?
vorewig
17 июн, 2009 16:04 (UTC)
В принципе да.

Приведу пример, к примеру, я вполне серьезно и рационально отношусь к выборам, и решают голосовать протестно за партию Икс (в данном случае КПРФ), у меня есть четкая логика и мотивы.

Затем в компании друзей в баре я рассказываю о своем решении, компания менее политически ангажированных друзей находит эту логику убедительной, а подобное протестное голосование "прикольным".

А если, скажем, я на них не повлияю, они могут "по приколу" проголосовать за зеленых или за неофашистов - кто больше понравится в данный момент. Такое голосование следует считать инфантильные, а таких граждан несостоявшимися как бывают failed states, это failed citizens.

Важно, по-моему, разграничивать протестное и инфантильное голосование, хотя они, бесспорно, могут пересекаться в том смысле, что протестующие могут увлечь инфантальных за собой. В сущности по такой социологической схеме происходит любое студенческое волнение - от Франции до Ирана. Более того, те же законы действуют и в маркетинге - новый продукт, например, iPod, сперва покупают те, кому он действительно нужен, кого не устраивает качество остальных товаров на рынке, у бренда складывается имидж, и его начинают уже покупать за имидж.

Простите, если сумбурно вышло.