?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С начала в 2007 г. мирового экономического кризиса уровень инвестиций в ЕС сократился на 15%, тогда как в США предкризисный уровень уже превышен. Медленные темпы восстановления европейской экономики, рост безработицы в проблемных странах и усиливающийся риск дефляции заставили органы Евросоюза повернуться лицом к реальному сектору.

26 ноября 2014 г. Европейская комиссия обнародовала проект Европейского фонда стратегических инвестиций - ЕФСИ (European Fund for Strategic Investment - EFSI). 13 января вице-президент Комиссии Юрки Катайнен прояснил законодательные аспекты инициативы. В минувший понедельник на официальном сайте ЕС появилась брошюра "ЕФСИ в вопросах и ответах".

Фонд начнет действовать летом 2015 года под эгидой Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). На реализацию плана, неофициально именуемого «Планом Юнкера», выделяется 16 млрд евро из бюджета ЕС и еще 5 млрд евро из фондов ЕИБ. Пакет будет использован для гарантий по новым проектам ЕИБ с повышенными рисками, чтобы не допустить снижения его наивысшего рейтинга AAA. Ожидается, что за три года это обеспечит прирост ВВП Евросоюза в размере от 300 до 410 млрд. евро и создаст 1,3 миллиона рабочих мест.

Средства будут вкладываться в жизнеспособные бизнес-проекты малых и средних предприятий (с числом занятых от 250 до 3000 человек). Основные сферы: инфраструктура, образование, исследования и инновации, возобновляемая энергия и энергоэффективность. Государства-члены смогут делать вложения в ЕФСИ напрямую или через национальные банки развития. Данные вложения будут исключаться из суммы их государственного долга. Выделение средств обставляется двумя условиями: 1) страна обязана проводить рекомендованные Европейским Советом структурные реформы, 2) ее бюджет должен быть одобрен Европейской комиссией.

Комментарий. Европейский союз никогда не имел существенных полномочий в области промышленной и инвестиционной политики. Для этого в бюджете ЕС просто нет средств. Напомню, что через общий бюджет в ЕС перераспределяется 1% ВНП, тогда как в государствах-членах - 40-50% ВНП. Чтобы исправить положение, Евросоюз должен решить непосильную для него до сих пор задачу - перенаправить средства Общей сельскохозяйственной политики (на которую идет 40% расходов) на инвестиционные проекты. Сделать это в рамках утвержденной семилетней финансовой программы 2014-2020 гг. практически невозможно.

Поэтому органам Евросоюза остается надеяться на то, что они придумают в высшей степени эффективное средство мобилизации ресурсов частных инвесторов. То есть сумеют накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.
Выделяемые на ЕФСИ 21 млрд. евро дадут ожидаемый результат (315 и более млрд. евро) только при условии мультипликатора на уровне 15 и более раз - что вызывает понятные сомнения.

Общее соображение. Эта и многие другие проблемы проистекают из того, что Евросоюз не сумел перейти к политическому союзу, который, по мысли архитекторов евро, должен был появиться вслед за валютным союзом. Составленная в 2005 г. Конституция ЕС не вступила в силу. Сидеть на двух стульях - национального суверенитета и усиливающегося наднационального управления - становится все труднее.  

Comments

Valeriy Popyrin
29 янв, 2015 20:28 (UTC)
Да,а тут еще Греция со своим укладом и долгами
love_rushka
4 фев, 2015 09:48 (UTC)
греция скоро в собственной нефти и газе купаться будет

к тому же и наши олухи туда со своей трубой лезут
olga_euro
4 фев, 2015 16:01 (UTC)
Греция, думаю, не скоро поднимется. Уж очень велик разрыв между ней и Германией, например, в культуре производства и в структуре экономики. Иногда задумываюсь о том, почему мы не ждем, что все дети в классе будут отличниками, но ждем, что все страны будут идти по пути инновационного развития.