?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самым трудным в создании научной работы я считаю композицию. Придумать внутреннюю конструкцию статьи и уж тем более книги всегда непросто. Если, конечно, не брать в расчет статьи-пересказы с выводами типа «как будут развиваться события, покажет будущее». К науке такого рода материалы не относятся. Даже качественный обзор требует придумывания композиции. То есть вначале надо прочитать уйму материалов, а потом понять, какие из них, почему и в какой логической линии уложить в обзор.

Построение композиции – чисто индивидуальный, никому невидимый труд. Здесь автор оказывается один на один с материалом и может полагаться только на силу своего интеллекта и творческие возможности. В России, насколько мне известно, крайне мало работ о методике построения научного исследования. За мою профессиональную жизнь меня этому почти никто не учил. 

Наиболее общие - и, как я теперь понимаю - важные представления о том, как делать научную работу, мне дал научный руководитель по кандидатской диссертации Алексей Николаевич Гончаров, к сожалению, давно покойный. Он был доктором экономических наук, долгое время работал во ВНИКИ – Всесоюзном научно-исследовательском кон'юнктурном институте. Обладая широчайшей эрудицией, Алексей Николаевич с увлечением писал на самые разные темы: либерализация мировой торговли и протекционизм, международное движение капиталов, региональная экономическая интеграция, экономика развивающихся стран, экономические отношения ЕС и США. Он вел со мной долгие разговоры об экономике вообще, о том, кто что пишет, и почему одно хорошо, а другое плохо. Никаких прямых наставлений не было, за исключением, одного «надо не описывать, а искать проблему». 

Временами я думаю о том, чтобы написать серию статей о том, как проводить исследования и писать научные работы. Если эти планы реализуются, то о композиции я расскажу самым тщательным образом.  

В показанном вчера по ТВ фильме о Рудольфе Нуриеве меня особенно заинтересовал эпизод, в котором Нуриев рассказывал о совместной работе с Джорджем Баланчиным. Вернее о том, как Баланчин ставил новый балет.

Сначала он просил пианиста сыграть длинный фрагмент. Все слушали, Баланчин спрашивал танцовщиков, как они представляют себе ритм произведения. Потом начиналось – на мой взгляд – самое главное. Пианисту говорили проиграть последнюю кульминацию. Он играл, Баланчин предлагал танцовщикам показать движения, которые выражали эту музыку. Дальше проигрывалась предпоследняя кульминация, и труппа снова превращала ее в движения. Так Баланчин проходил с группой все кульминации балета. Обсуждал, создавал общее представление. Когда вся труппа уже видела, как устроены главные пики постановки, и к чему они идут, начиная представление, Баланчин приступал к постановке хореографии. 

Есть ощущение, что прием Баланчина имеет отношение к научной композиции. Какое именно, пока сказать не могу.  


На фотографии: Джордж Баланчин во время репетиции

Метки:

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
olga_euro
9 авг, 2009 08:18 (UTC)
Re: построение композиции занимает очень много времени
Порой мне кажется, что студентам совсем не интересно писать курсовые, тем более, делать это самостоятельно. Возможно, такой жанр проверки знаний изживает себя. Или его надо адаптировать к условиям интернета. В некоторых иностранных университетах студентов обязывают участвовать в он-лайн обсуждениях.

"Прочитать все по проблеме" - такую задачу ставят перед собой только наиболее продвинутые ребята. Ради справедливости скажу, что и преподаватели при написании учебников не всегда занимаются выстраиванием логики. Часто учебники перегружены даными и не дают целостного видения предмета.
belgorodskiy
8 авг, 2009 06:29 (UTC)
Интересная тема-композиция
Мне очень грустно и печально узнать, что глубокоуважаемый д.э.н.А.Н.Гончаров, заместитель директора ВНИКИ больше не с нами.Добрая и вечная память.+
Ваше образное сравнение с классической балетной постановкой возвышает скромный труд при подготовке статьи.Оставшись один на один с идеей, которая не покидает автора, он постоянно ищет ее подтверждения или опровржения, стремясь к ясности и обьективности.Образность,возможно, как в балетной постановке, может возникнуть в результате поначалу некоего "штурма" всей релевантной информации, в том числе изданной литературы и перепечатывания на принтере в том порядке, в каком она доступна и появляется в Интернете. Сначала возникнут лишь общие контуры композиции и ее легко модифицировать по мере использования и размещения материала в рабочем файле в соответствии с общими контурами композиции.Компьютор играет роль технического дирижера, которому задает тон автор.Без принтера работать возможно, но при большом обьеме информации исчезает наглядное напоминание о наличии неиспользованного и неучтенного "сырьевого материала".Cпасибо большое за поднятую тему и возможность поделиться неким опытом.
olga_euro
9 авг, 2009 08:23 (UTC)
Re: Интересная тема-композиция
Спасибо Вам за комментарий. Он показывает, что у каждого есть свои приемы подготовки статей и книг. Меня сбивает с толку не столько большой объем, сколько мешанина в начале пути. Практически всегда я сначала строю подробный план, а уж потом сажусь печатать.

Как хорошо, что и Вы знали Алексея Николаевича. Он был исключительным человеком, очень щедрой души и глубоких знаний. Помню, что коллектив единогласно проголосовал за его назначение замдиректора ВНИКИ.
barabanov
8 авг, 2009 15:51 (UTC)
На самом деле можно подумать, чтобы у нас методсеминар провести на эту тему - хороших наработок, как выстраивать научное исследование по международным отношениям, действительно очень мало - и в результате студентов приходится учить "на пальцах".
olga_euro
9 авг, 2009 08:25 (UTC)
Да, каждого студента, магистранта, аспиранта приходится учить "на пальцах" и с нуля. Это очень трудоемко. Идею семинара поддерживаю. Давайте устроим в ЕУИ в рамках нового гранта.
(Удалённый комментарий)
olga_euro
17 авг, 2009 10:28 (UTC)
Желаю успехов с дпломной!

Как Вы думаете, будет ли интересно, если начать выкладывать в журнале некоторые ноу-хау по написанию научных работ, в том число дипломов и диссертаций?
(Удалённый комментарий)
clear_text
20 авг, 2009 14:50 (UTC)
а я зато могу научить как писать пьесу.
Очень просто.
Слева КТО ГОВОРИТ
Справа ЧТО ГОВОРИТ
В середке (в скобках) КАК ГОВОРИТ
Например
ПРОХОР (устало): Эххх.
в прозе не так.
"Эххх", - устало сказал Прохор.
Вот, собственно, и всё.
olga_euro
20 авг, 2009 15:03 (UTC)
Ой, и как Вам только не совестно поддевать простых научных работников? Те двухтысячников и даже не тысячников. А обычных, скромных труженников интеллектуального тыла.
clear_text
21 авг, 2009 05:22 (UTC)
зато мы не доктора-профессора, вот!
belgorodskiy
24 авг, 2009 15:53 (UTC)
Добрый ответ
Не доктора пока и не работники,
Зато умеем мы шутить,
И c уважением относимся
Ко всем, кто может научить!
olga_euro
25 авг, 2009 06:42 (UTC)
Re: Добрый ответ
Смешно получилось:)
kitschcat
27 авг, 2009 12:07 (UTC)
вдохновение приносит результат только если хорошо знать арсенал методов. Баланчин был в курсе, что есть завязка-развитие действия - кульминация - развязка (и все возможные варианты), но довольно часто бывает так, что эта базовая информация у людей отсутствует.

работы о том, как писать, есть. в вузе меня учили писать аннотации и рефераты (брошюра была для изучающих немецкий со специальными статьями).

сама я пользуюсь http://www.ozon.ru/context/detail/id/3335585/ , http://www.ozon.ru/context/detail/id/2263370/ , http://www.ozon.ru/context/detail/id/2152786/ , http://www.ozon.ru/context/detail/id/3434559/ (хорошая книжка есть еще у У.Эко, но она именно для филологических специальностей; и совсем из другой области, но невероятно хорошая: Макки История на миллион - она о сценариях)

проблема скорее не в том, что не учат, а в том, что не осознают, что надо этому учить/научиться. в вузе начинать поздно. осознание, что это техника, должно приходить в школе. например, в Германии технической стороне дела уделяется внимание. для ребенка, с которым я занимаюсь много лет, сейчас заказали учебник по написанию рассказов. следующий уровень: описание, сообщение и лишь потом эссе.

лучше бы сократили объемы вузовских курсовых работ до 7-10 стр. и объяснили доходчиво, что такое эссе, по каким параметрам оценивается и т.д. а курсовых до 50. и можно было бы работать со студентами.
olga_euro
29 авг, 2009 03:12 (UTC)
Большое спасибо за отклик и за ссылки! Невероятно интересно. Постараюсь купить эти книги в ближайшее время. Просто нетерпится почитать.

Вы правы: учить структурированному изложению мыслей надо в школе. Помню, как беспомощно выглядели наши сочинения в третьем классе, как мучительны они были для учеников и как сердилась учительница, глядя на результат.

У меня есть догадка, что в российской культуре умение организовывать мысли развито заметно хуже, чем на западе. В этом, видимо, наша сила (уникальная литература) и наша слабость. Ради справедливости замечу, что поразительную бессистемность я наблюдала, слушая лекции итальянских и испанских профессоров.
kitschcat
29 авг, 2009 14:22 (UTC)
"У меня есть догадка, что в российской культуре умение организовывать мысли развито заметно хуже, чем на западе. В этом, видимо, наша сила (уникальная литература) и наша слабость." - российская литература, классика особенно, очень технична. логика там присутствует в полной мере, на мой взгляд.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )