?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Через пару недель начнется подача заявлений в аспирантуру. Как правило, поступающие должны пройти собеседование на кафедре, в ходе которого за ними закрепляется потенциальный научный руководитель. Его выбор – прерогатива заведующего кафедрой. И все же у студента (будущего аспиранта) есть возможность повлиять на решение. Например, он может прямо просить о назначении научным руководителем профессора N или показать заинтересованность в теме, которой тот занимается.

Научный руководитель – важнейшая фигура в деле профессионального роста молодого исследователя. Очень хорошо, если между учителем и учеником складываются тесные, доверительные отношения, во главу которых поставлен научный поиск. Совсем другое дело, когда такого взаимодействия не получается или оно оказывается чисто формальным.
Вставая на сторону тех, кто сегодня поступает в аспирантуру, хочу предложить несколько соображений о том, как выбрать научного руководителя. Итак, куда смотреть.

Титулы. Доктор наук, конечно, намного предпочтительнее кандидата наук. Если кандидат наук имеет корочку ваковского доцента, это улучшает ситуацию. Ваковский профессор добавляет веса доктору наук, но не в той же мере, что доцент кандидату. В целом, чем больше профессиональный опыт будущего руководителя, тем лучше. Правда, слишком почтенный возраст может создавать ограничения. Как правило, доктора наук являются членами диссертационных советов. Это значит, что они регулярно присутствуют на защитах диссертаций и видят, как на практике реализуются требования ВАК. Кандидаты наук такого опыта не имеют. Исключение составляет секретарь диссовета (то есть для кандидата наук наличие такой должности огромный плюс). Преимуществом является членство в ученых советах и диссертационных советах других вузов или учреждений РАН, а также участие в редколлегиях научных журналов. Наличие почетных званий, премий и грантов (о них можно узнать в Интернете) также приветствуется.   
Факторы риска: будущий научный руководитель - кандидат наук, Вы его первый аспирант, а тема его научных работ не совпадает с Вашей.
 
Научный опыт. Руководитель с большим научным багажом и широким кругозором выигрывает, по сравнению с узким специалистом, особенно, если тема будущей работы не лежит точно в русле данной узкой специализации. Стоит помнить, что диссертация требует выполнения разных видов исследовательских упражнений (на то она и квалификационная работа). Поэтому хорошо, если руководитель имеет знания по разным предметам. Как это выяснить? Взять на кафедре (на сайте) список публикаций конкретного преподавателя или набрать его фамилию в поисковой системе (прогуглить). Большое количество статей в научных журналах – несомненный плюс. Наличие научных монографий – большой плюс. Важно: учебники и учебные пособия не относятся к категории научных работ. Наличие публикаций на иностранных языках – свидетельство международного признания. Наличие комментариев в СМИ означает, что специалист востребован и признан как эксперт.  Наличие нескольких защитившихся аспирантов  повышает Ваши шансы на успех. 
Факторы риска: будущий научный руководитель имеет минимум научных работ, в основном пишет учебные пособия (часто в соавторстве), в последние 2-3 года не публиковался в научных журналах.

Актуальные умения. Сейчас молодые люди владеют компьютером, как правило, лучше, чем представители старших поколений. Тем не менее, для качественного руководства диссертацией необходимо, чтобы руководитель был уверенным пользователем PC. Для экономических диссертаций минимальный набор составляют программы Word, Excell, Powerpoint. Если Ваш будущий руководитель работает в E-Views, считайте, что Вам крупно повезло. Серьезное знание профессиональных сайтов в Интернете – ключевое условие нормального руководства. Если в ходе беседы научный руководитель показывает, где в сети взять свежую и качественную информацию по диссертации, расцените это как несомненный плюс. Уверенное владение иностранным языком также большое преимущество. Для экономических диссертаций особое значение имеет английский. Руководитель без знания английского по специальностям, связанным с международными экономическими отношениями, имеет серьезные ограничения. Хорошее владение статистикой (как источниками, так и методами расчетов) обязательно для экономистов. Знание эконометрики или понимание ее основ – несомненный плюс.
Факторы риска: научный руководитель не работает на компьютере, не применяет Excell (для экономистов), редко посещает профессиональные сайты и затрудняется объяснить, что такое нормальное распределение (для экономистов).

Потенциал взаимодействия. Хорошо, если руководитель готов активно передавать знания аспиранту и способствовать его профессиональному росту. Для этого, во-первых, нужна его собственная заинтересованность работать с младшим товарищем. Путем личной беседы или опроса студентов можно выяснить, как конкретный преподаватель общается со студентами. Заинтересованный взгляд, улыбка, уважительное отношение к собеседнику, ясное изложение мыслей – все это увеличивает Ваши шансы стать классным специалистом и получить искомую степень. Во-вторых, эффективность взаимодействия зависит от доступности средств связи. Если научный руководитель готов получать части Вашего будущего опуса по электронной почте, править их в электронном виде и быстро отвечать на письма, это значительно упростит Вашу жизнь.
Факторы риска: научный руководитель демонстрирует сильную занятость, он живет за городом, не пользуется электронной почтой и мобильным телефоном.  

 

Метки:

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
vadiml
19 авг, 2009 01:25 (UTC)
> для качественного руководства диссертацией необходимо, чтобы руководитель был уверенным пользователем PC

Это совершенно не критично.
Если под рукой принтер, то распечатать 200-300 страниц -- не проблема. И в тоже время часто бывает гораздо удобнее делать пометки на бумаге.
clear_text
19 авг, 2009 03:12 (UTC)
а я думаю, критично. Если руководитель - не гениальный матетематик или философ (хотя и с таким связываться лучше не). Дело не в навыках чтения с экрана, а именно в почте, во владении сетевыми ресурсами, в умении делать таблицы и презентации... это надо, это уже наша жизнь.
olga_euro
19 авг, 2009 10:09 (UTC)
владене PC
Спасибо, что поделились своим мнением. Мне его пока трудно разделить. В каких, на Ваш взгляд, областях науки сегодня можно обойтись без компьютера и знания сетевых ресурсов? Может быть, в искусствоведении или в древней литературе?
vadiml
20 авг, 2009 04:30 (UTC)
Re: владене PC
Я говорил что научному руководителю лучше отдавать на вычитку в печатном виде, а не самому на бумажке царапать.
Про "сегодня можно обойтись без компьютера" я не говорил.

Это к филологии и философии точно относится -- я почти десятку знакомых писал программы для обработки текстов для диссертаций, все отдавали свои работы своим научным руководителям в печатном виде, а так же оппонентам как предзащиты, так и защиты (обычной почтой отсылалось).

ЗЫ Вы специалист по искусствоведению или в древней литературе?
olga_euro
20 авг, 2009 14:29 (UTC)
Re: владене PC
Ой, нет, к искусствоведом и литераторам я не отношусь. Потому и предложила свою догадку для обсуждения. Теперь благодаря Вам знаю, что филологи и философы пользуются специальными программами для обработки текстов. Во как прогресс шагнул.
clear_text
19 авг, 2009 03:10 (UTC)
важный фактор: если научному руководителю нужны аспиранты (для того, например, чтобы стать ВАКовским профессором) - то это лучше. Помню, как один мой знакомый был критичным (восьмым) аспирантом у доктора из "отраслевого" НИИ - им требуется восемь защит, чтоб получить ВАКовские профессорские корочки. Этот доктор носился с ним, как с писаной торбой. Как говорят, "на руках вынес на защиту". А уже на девятого и десятого аспирантов он поплевывал.
То есть нужен взаимный интерес, и не только чисто научный. Писать диссертацию у академика, директора НИИ - все равно, что лечиться у министра здравоохранения. Хотя, конечно, возможны исключения, но не из них состоит наша жизнь
olga_euro
19 авг, 2009 10:15 (UTC)
Вы правы: интерес должен быть взаимным, тогда и дело спорится. Исключение составляют случаи, когда аспирант явно выбивается из общего ряда и обещает стать крупным ученым. Такого будут лелеять и обучать без оглядки на потраченные силы даже самые занятые научные мужи.
clear_text
20 авг, 2009 14:43 (UTC)
звучит, конечно, красиво - про талантливого аспиранта, с которым все носятся. Но боюсь, что это "сказка из ранешних времен".
olga_euro
20 авг, 2009 15:06 (UTC)
Знаю, по крайней мере, двоих академиков, которые носятся с умными. аспирантами. Вообще то "носиться" не значит делать все за них, а значит уделять время и делиться секретами мастерства.
clear_text
20 авг, 2009 16:32 (UTC)
да понятно.
что тут скажешь? Молодцы академики!
belgorodskiy
20 авг, 2009 02:59 (UTC)
Научное руководство и другие работы on-line
Затронута очень своевременно эта интересная и перспективная тема.Cпасибо большое
olga_euro
20 авг, 2009 14:31 (UTC)
Re: Научное руководство и другие работы on-line
Вам спасибо за одобрение!
kitschcat
20 авг, 2009 04:32 (UTC)
оценить последний фактор "потенциал взаимодействия" - до начала непосредственного процесса нереально.

например, я как-то слышала фразу "когда меня учили писать диссертацию" - такой подход больше свойственен научным руководителям женщинам (как мне кажется). слово "учить" не имело ничего общего с процессом написания диссертации, как он был у меня. за ручку никто не водил. главным была готовность поделиться интересной информацией, и тем самым задавалась планка.

с языками - это в точку. В.П. Гутник очень хорошо владел немецким и за несколько лет я привыкла к обсуждению перевода цитат и к тому, что есть человек, знающий лучше, чем я. это отношение я полностью перенесла на А.В. Кузнецова, который не привык к этому (но он на таком уровне и не владеет наверное). это приводит к комичным ситуациям: точно также как для В.П. Гутника я оставила все цитаты в оригинале и ждала подтверждение перевода сложных мест - у А.В.Кузнецова это вызвало негодование, хотя с моей стороны, как выпускницы переводческого факультета, - это знак максимального уважения)
olga_euro
20 авг, 2009 14:38 (UTC)
Согласна, о научном руководителе аспирант заранее знает мало. И все же думаю, что, если поставить перед собой цель оценить потенциал взаимодействия, то есть задать себе соответствующие вопросы заранее, то будет несколько легче. Часто можно оценить заинтересованность другой стороны уже в первом разговоре: поза, взгляд, выражение лица говорят о многом.

Владимир Петрович, светлая ему память, был первоклассным экспертом. Кузнецова понять можно: Вы же ему не сказали о сложившейся традиции. На его месте любой решил бы, что автор поленился перевести.
kitschcat
21 авг, 2009 02:29 (UTC)
я не точно выразилась: такого, чтобы в тексте цитаты были не переведены - не было. после русского перевода я оставляла оригинал в скобках.

да, заинтересованность видна сразу. это верно.
olga_euro
23 авг, 2009 09:24 (UTC)
Теперь понятно. Что ж, радуйтесь и грустите, что несколько лет с Вами был наставник с большой буквы.
clear_text
21 авг, 2009 05:17 (UTC)
еще несколько важных моментов.
БАЗОВЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ. А вдруг? Вот моя знакомая, профессор из Петербурга, взяла аспиранта на кафедре, где она совместитель. Через полтора года работы над диссертацией выяснилось, что она вообще не имеет права там руководить, потому что ее сократили с совместительства.
отсюда второе:
АДМИНИСТРАТИВНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ руководителя. Даже если он законный постоянный профессор данной кафедры, надо быть уверенным, что он не рассорится с деканом или ректором и его не выгонят.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ СВЯЗИ руководителя. Он должен легко находить оппонентов-рецензентов, "ведущее учреждение" и пр. и пр.
ЗДОРОВЬЕ. Хотелось бы, чтобы руководитель в самые решающие моменты не залег в больницу, или вообще... не дай Бог...
ИНТИМНЫЕ РИСКИ. Если руководитель - крупный Казанова (или известная на факультете Мессалина), могут возникнуть проблемы. Или напр, сорокалетняя докторица наук с личными проблемами и красавец-аспирант, или недавно овдовевший совсем еще не старый профессор, и красавица-аспирантка... Тоже сложности.
РИСКИ КЛАССОВОЙ НЕСОВМЕСТИМОСТИ. Опасно, когда про руководителя известно, что это очень процветающий и, пардон, богатый человек, а аспиранту едва хватает на метро. Или наоборот, скромный профессор и, скажем, сын олигарха.
ЛИЧНАЯ СИМПАТИЯ. Плохо, когда ее нет. Никакие соображения науки или карьеры не помогут преодолеть личную неприязнь, особенно когда она как бы ниоткуда, как бы непонятно почему. Вот противный какой-то, рожа мне его не нравится, манера смеяться... Тут надо сразу отказываться от сотрудничества.
Наверное, есть и еще какие-то риски.
olga_euro
23 авг, 2009 09:29 (UTC)
Ох, как много рисков Вы еще обнаружили. Все они реально существуют. Вот мы и выяснили, что диссертацию защитить - не поле перейти. Звучит свежо!
clear_text
23 авг, 2009 10:00 (UTC)
звучит неувядаемо!
clear_text
21 авг, 2009 05:20 (UTC)
да, и сюда же. К НЕФОРМАЛЬНЫМ СВЯЗЯМ научного руководителя.
Чтоб не получилась "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, в результате чего Сергею Петровичу и Наталье Васильевне завалили диссертации".
belgorodskiy
23 авг, 2009 14:52 (UTC)
Случай из практики
Работу над кандидатской диссертацией как заочнику мне довелось вести около 10 лет-при этом во-время откреплялся и прикрепрялся из-за отьездов на работу за границу.Во-время сдавал экзамены и представлял статьи в подтверждение того, что работа продолжается.За это время сменился научный руководитель (первый скончался), но в основном приходилось работать самостоятельно. Заочная аспирантура-трудный путь, но всегда есть что-то интересное помимо будничной повседневной работы.В этом есть риск потери времени, но интерес к достижению научной цели может все перевесить.При современных возможностях общения c научным руководителем и размещения статей в журналах через "Интернет"сроки заочной подготовки защиты уже не выглядят столь растянутыми.Возможно, что эта форма становится все более привлекательной.
olga_euro
25 авг, 2009 06:41 (UTC)
Re: Случай из практики
Мне заочная аспирантура понравилась. Удалось поработать во внешней торговле и написать диссертацию. В отличие от очников, я увидела реальную, довольно жесткую жизнь в компании. Теперь есть, с чем сравнивать работу в академии или в вузе.
( 22 комментария — Оставить комментарий )