?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Через пару недель начнется подача заявлений в аспирантуру. Как правило, поступающие должны пройти собеседование на кафедре, в ходе которого за ними закрепляется потенциальный научный руководитель. Его выбор – прерогатива заведующего кафедрой. И все же у студента (будущего аспиранта) есть возможность повлиять на решение. Например, он может прямо просить о назначении научным руководителем профессора N или показать заинтересованность в теме, которой тот занимается.

Научный руководитель – важнейшая фигура в деле профессионального роста молодого исследователя. Очень хорошо, если между учителем и учеником складываются тесные, доверительные отношения, во главу которых поставлен научный поиск. Совсем другое дело, когда такого взаимодействия не получается или оно оказывается чисто формальным.
Вставая на сторону тех, кто сегодня поступает в аспирантуру, хочу предложить несколько соображений о том, как выбрать научного руководителя. Итак, куда смотреть.

Титулы. Доктор наук, конечно, намного предпочтительнее кандидата наук. Если кандидат наук имеет корочку ваковского доцента, это улучшает ситуацию. Ваковский профессор добавляет веса доктору наук, но не в той же мере, что доцент кандидату. В целом, чем больше профессиональный опыт будущего руководителя, тем лучше. Правда, слишком почтенный возраст может создавать ограничения. Как правило, доктора наук являются членами диссертационных советов. Это значит, что они регулярно присутствуют на защитах диссертаций и видят, как на практике реализуются требования ВАК. Кандидаты наук такого опыта не имеют. Исключение составляет секретарь диссовета (то есть для кандидата наук наличие такой должности огромный плюс). Преимуществом является членство в ученых советах и диссертационных советах других вузов или учреждений РАН, а также участие в редколлегиях научных журналов. Наличие почетных званий, премий и грантов (о них можно узнать в Интернете) также приветствуется.   
Факторы риска: будущий научный руководитель - кандидат наук, Вы его первый аспирант, а тема его научных работ не совпадает с Вашей.
 
Научный опыт. Руководитель с большим научным багажом и широким кругозором выигрывает, по сравнению с узким специалистом, особенно, если тема будущей работы не лежит точно в русле данной узкой специализации. Стоит помнить, что диссертация требует выполнения разных видов исследовательских упражнений (на то она и квалификационная работа). Поэтому хорошо, если руководитель имеет знания по разным предметам. Как это выяснить? Взять на кафедре (на сайте) список публикаций конкретного преподавателя или набрать его фамилию в поисковой системе (прогуглить). Большое количество статей в научных журналах – несомненный плюс. Наличие научных монографий – большой плюс. Важно: учебники и учебные пособия не относятся к категории научных работ. Наличие публикаций на иностранных языках – свидетельство международного признания. Наличие комментариев в СМИ означает, что специалист востребован и признан как эксперт.  Наличие нескольких защитившихся аспирантов  повышает Ваши шансы на успех. 
Факторы риска: будущий научный руководитель имеет минимум научных работ, в основном пишет учебные пособия (часто в соавторстве), в последние 2-3 года не публиковался в научных журналах.

Актуальные умения. Сейчас молодые люди владеют компьютером, как правило, лучше, чем представители старших поколений. Тем не менее, для качественного руководства диссертацией необходимо, чтобы руководитель был уверенным пользователем PC. Для экономических диссертаций минимальный набор составляют программы Word, Excell, Powerpoint. Если Ваш будущий руководитель работает в E-Views, считайте, что Вам крупно повезло. Серьезное знание профессиональных сайтов в Интернете – ключевое условие нормального руководства. Если в ходе беседы научный руководитель показывает, где в сети взять свежую и качественную информацию по диссертации, расцените это как несомненный плюс. Уверенное владение иностранным языком также большое преимущество. Для экономических диссертаций особое значение имеет английский. Руководитель без знания английского по специальностям, связанным с международными экономическими отношениями, имеет серьезные ограничения. Хорошее владение статистикой (как источниками, так и методами расчетов) обязательно для экономистов. Знание эконометрики или понимание ее основ – несомненный плюс.
Факторы риска: научный руководитель не работает на компьютере, не применяет Excell (для экономистов), редко посещает профессиональные сайты и затрудняется объяснить, что такое нормальное распределение (для экономистов).

Потенциал взаимодействия. Хорошо, если руководитель готов активно передавать знания аспиранту и способствовать его профессиональному росту. Для этого, во-первых, нужна его собственная заинтересованность работать с младшим товарищем. Путем личной беседы или опроса студентов можно выяснить, как конкретный преподаватель общается со студентами. Заинтересованный взгляд, улыбка, уважительное отношение к собеседнику, ясное изложение мыслей – все это увеличивает Ваши шансы стать классным специалистом и получить искомую степень. Во-вторых, эффективность взаимодействия зависит от доступности средств связи. Если научный руководитель готов получать части Вашего будущего опуса по электронной почте, править их в электронном виде и быстро отвечать на письма, это значительно упростит Вашу жизнь.
Факторы риска: научный руководитель демонстрирует сильную занятость, он живет за городом, не пользуется электронной почтой и мобильным телефоном.  

 

Метки:

Comments

olga_euro
23 авг, 2009 09:29 (UTC)
Ох, как много рисков Вы еще обнаружили. Все они реально существуют. Вот мы и выяснили, что диссертацию защитить - не поле перейти. Звучит свежо!
clear_text
23 авг, 2009 10:00 (UTC)
звучит неувядаемо!