?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уважаемые друзья, прошу вас высказать свое мнение о предложенном ниже тексте для учебника. Он посвящен сотрудничеству России и ЕС в области экологии. Текст существует в двух вариантах. Буду признательна за ваши соображения о том, какой вариант и - главное - почему лучше. Ведь авторы и преподаватели не всегда знают, что лучше читателю и студенту. Помогите найти критерии отбора!



Фрагмент 1. В 1994 году между Европейским Союзом и Российской Федерацией заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В нем отмечается, что стороны развивают и укрепляют взаимное сотрудничество в области окружающей среды и здоровья людей путем наблюдения за уровнем загрязнения, борьбы с загрязнением водной и воздушной среды, оценки  состояние окружающей среды и экологического восстановления, устойчивого, действенного и экологически эффективного производства и использования энергии, при этом большое внимание уделяется вопросам влияние на окружающую среду с целью предотвращения или уменьшение негативных экологических последствий.

Европейский Союз сегодня готов к широкому сотрудничеству с РФ по различным проблемам экологии. Представляется, что подобное сотрудничество России и Европейского Союза в области окружающей среды может быть перспективным и плодотворным, направленным на предотвращение экологической катастрофы в европейском регионе. Это подчёркивается в концепции «Северного Измерения» и Коллективной стратегии Европейского Союза по отношению к России, принятой на заседании Европейского Совета 3–4 июня 1999 года. Сегодня сотрудничество между РФ и ЕС в области экологии  осуществляется посредством обмена информацией и экспертами, включаю область «чистых» технологий, безопасного и экологически оправданного использования биотехнологий, разработки стратегий с целью достижения устойчивого развития и совершенствования законодательной базы.  

 

Фрагмент 2. Сотрудничество между Россией и ЕС в области экологии строится на базе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В нем говорится, что «стороны развивают и укрепляют взаимное сотрудничество в области окружающей среды и здоровья людей». Среди приоритетов называются: наблюдение за уровнем загрязнения, оценка загрязнения водной и воздушной среды, восстановление экосистем, развитие эффективных и экологически безопасных промышленных технологий, надлежащее обращение с химическими веществами, сокращение и переработка отходов, защита почв и лесов, сохранение биологического разнообразия, борьба с изменением климата.

Принятая в 2005 г. дорожная карта по общему экономическому пространству содержит раздел об окружающей среде. В документе подчеркивается высокая значимость природоохранных мероприятий для обеспечения устойчивого развития. Особое внимание уделяется борьбе с изменением климата, а также соблюдению международных и региональных экологических соглашений. Среди конкретных задач можно выделить сотрудничество в области трансграничных речных бассейнов между Россией и ЕС, защиты морской среды региона Балтийского моря, а также сохранение лесного фонда, включая борьбу с лесными пожарами и нелегальными заготовками леса.

Европейский Союз приветствовал ратификацию Россией Киотского протокола в 2004 г. В феврале 2008 г. в Москве состоялось первое совместное заседание рабочих групп РФ и ЕС по энергоэффективности и изменению климата. На встрече обсуждались технологические решения, законодательные инициативы и финансовые инструменты, которые склоняют население, бизнес и промышленность к бережному использованию энергии. Считается, что в перспективе эти меры позволят уменьшать выбросы парниковых газов в атмосферу.


 

Метки:

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
kitschcat
27 авг, 2009 11:03 (UTC)
Второй вариант значительно читабельнее. В первом варианте бросается в глаза несогласованность. Он слишком тяжеловесен.

"В 1994 году между Европейским Союзом и Российской Федерацией заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В нем отмечается, что стороны развивают и укрепляют взаимное сотрудничество в области окружающей среды (МОЖЕТ БЫТЬ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ?) и здоровья людей путем (ЛУЧШЕ НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ) наблюдения за уровнем загрязнения, борьбы с загрязнением водной и воздушной среды, оценки состояние(Я) окружающей среды и экологического восстановления (ЭТО ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?), устойчивого, действенного и экологически эффективного производства и использования энергии, при этом большое внимание уделяется вопросам влияние(Я И ГЛАВНОЕ, ЧЕГО ВЛИЯНИЯ?) на окружающую среду с целью предотвращения или уменьшение(Я) негативных экологических последствий." - этот кусок производит впечатление очень плохого перевода.
olga_euro
29 авг, 2009 13:31 (UTC)
Ответила вчера, но комментарий пропал.

Спасибо за разбор текстов. К чему, на Ваш взгляд, можно придраться во втором фрагменте? Можно ли его усовершенствовать, сделать яснее и проще?
kitschcat
29 авг, 2009 14:45 (UTC)
минус второго варианта (впрочем, и первого): нет оценки происходящего. успешно ли сотрудничество? что является его целью? не является ли сотрудничество в этой сфере, отбрасывая некоторые этично-экологические аспекты, попыткой западных стран навязать нам свою продукцию в силу того, что у нас не производится в данный момент оборудование, соответствующее данным стандартам? что будет, когда истечет Киотский протокол?

возможно, можно было бы затронуть экономический аспект экологической политики. на мой взгляд, ужесточение экологических норм с каждым годом все больше смахивает на эффективный метод подстегивания экономического развития. таким образом, промышленность вынуждена двигаться в сторону новых (экологически чистых) технологий. ЕС выгодно вовлечь в этот процесс другие регионы - это позволит расширить рынок сбыта собственной продукции, даже если другие регионы будут отставать на шаг или два.

другой минус - абсолютная сухость и отсутствие примеров/цифр. хотя, думаю, что это обусловлено ограничениями в объеме.
olga_euro
30 авг, 2009 03:12 (UTC)
Спасибо за новые идеи! Вы правы: экологические стандарты ЕС являются (помимо их очевидного положительного значения) средством завуалированного технического давления. Что-то вроде гонки вооружений навыворот: сильные страны выиграют, а слабые вымотаются и попадут в зависимость от сильных.

Проблем, примеров и цифр в учебнике, правда, немного. Авторский коллектив сознательно решил ограничить "интелектуальный загруз" студента, чтобы (по классику) было меньше, да лучше. Серьезный анализ проблем обычно является предметом монографий. Последнюю из коллективных мы издали в 2005 г. "Расширение ЕС и Россия".
belgorodskiy
29 авг, 2009 06:16 (UTC)
Первый комментарий
Cогласен с первым комментом.Удивительно ясно и проникновенно. Спасибо
olga_euro
29 авг, 2009 13:32 (UTC)
Re: Первый комментарий
Спасибо! Буду рада, если найдутся претезии ко второму фрагменту.
zttt
30 авг, 2009 00:25 (UTC)
Второй фрагмент в общем выглядит нормальным. Только одно замечание к тексту: не понятно что за дорожная карта такая. Парой слов расширьте предложение так, чтоб понятно было о чем она.

Ну и также хочу заметить, что нейтральная оценка по возможным подвохам в этом сотрудничестве очень не помешает. Действительно, ЕС пытается втюхать нам новые стандраты без обеспечения технологий, предполагая, что они будут закуплены у него.

Кроме того, если уж зашла речь об изменении климата (глобальном потеплении), то где-то точно должно быть указано, что вся борьба с ним - это комаринный укус для слона. Точка невозврата пройдена и катастрофические явления будут нарастать даже если мы полностью откажемся от эмиссии углерода в атмосферу, а этого естественно не будет.

Также неплохо бы кинуть критику в адрес самого ЕС. Именно т.н. европейские (западные?) ценности стимулируют сверхпотребление, которое и является локомотивом глобального потепления.
olga_euro
30 авг, 2009 03:27 (UTC)
О дорожной карте здесь ничего не говорится, потому что она сначала описывается в разделе об истории ЕС. а потом детально разбирается в разделе об отношениях России и ЕС. Вы правы: вопрос о том, насколько каждая глава должна быть самодостаточной, один из самых трудных при написании учебника. Здесь надо разумно сочетать концепцию последовательности изложения (и чтения студентами) с "концепцией клипов".

Спасибо за интересный и важный разговор о проблемах. Очень интересно и по делу. Развернуть их в учебнике крайне сложно: нет места. А вот дать ссылку на литературу для чтения можно и нужно. Если Вы рекомендуете хорошее чтение по экологической проблематике, буду весьма признательна.
zttt
31 авг, 2009 05:37 (UTC)
У меня нет ссылок на рецензируемые издания или книги по этой теме. Мог бы привести ссылки на интернет-материалы, но, насколько я знаю, такие ссылки в книгах (учебниках) практически табуированы.
olga_euro
1 сент, 2009 03:47 (UTC)
Интернет издания в нашем вузе не табуированы. При этом предпочтение отдается официальным документам и сайтам. Чтоб было понятно, от чьего имени написан текст, и это имя (эксперт или организация) обладало профессиональной репутацией.
with_you
7 сент, 2009 04:04 (UTC)
Мне тоже показалось, что первый вариант очень тяжелый для прочтения. Перечитывала его 2 раза. )
olga_euro
13 сент, 2009 14:22 (UTC)
Спасибо, что поделились впечатлением. Для меня и для будущих читателей учебника это очень важно.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )