?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня Европейский парламент продлил на пять лет мандат португальца Жозе Мануэля Баррозу на посту председателя Европейской комиссии. В ходе закрытого голосования за высказались 382 депутата, против 219, воздержались 117. Для положительного решения было необходимо простое большинство в 369 из 736 голосов. Кандидатуру Баррозу была единодушно поддержана на июньском саммите лидеров 27 стран ЕС. Альтернативы ей не было, однако последнее слово оставалось за Европейским парламентом. (Источник http://www.utro.ru/articles/2009/09/16/838794.shtml)

Комментарий. То, что Баррозу не на шутку опасался обсуждения в Европарламенте, было очевидно. Кризис, падение ВВП и – главное – небывалый рост безработицы делали его позицию крайне уязвимой. Программа вывода экономики Евросоюза из кризиса, подготовленная экспертами Еврокомиссии в октябре прошлого года, дает минимальные  результаты. На этом фоне решительные действия ЕЦБ по стабилизации денежных рынков выглядят куда более решительными.  

Португальцу досталось от евродепутатов за все, в том числе и за то, что не входит в его компетенцию.  Ведь основные инструменты экономической политики (налоговая, бюджетная, социальная, а также создание новых рабочих мест) до сих пор остаются в руках национальных правительств, которые ревностно защищают их от «руки Брюсселя».

Однако Баррозу критиковали не зря. По общему признанию, его фигура – плод сложного компромисса и изнурительных согласований между государствами-членами (том числе отдельно старыми и большими, а также малыми и новыми). При этом Баррозу практически лишен харизмы и того умения смотреть в будущее, которое отличает крупных политиков. Он профессионален, предан делу и крайне осторожен. Произнесенная им 7 сентября речь о задачах Евросоюза на ближайшие пять лет (автор этих строк слушала ее в Брюсселе) была гладкой и плохо структурированной. Казалось, что оратор видит текст впервые.          

После бурных 80-х и 90-х годов, когда ЕС реализовал несколько громадных проектов (введение евро, создание общей внешней политики, расширение на восток) европейской интеграции нужна передышка. Не исключено, что Баррозу – лучший кандидат для такого периода в истории ЕС. Главное же для России – заключить с ЕС новее стратегическое соглашение и договориться о реалистичной политике на постсоветском пространстве. Думается, что здесь кабинет Баррозу будет действовать медленно, зато предсказуемо.  

 

Ключевые слова: МГИМО, Ольга Буторина,  Жозе Мануэля Баррозу, Европарламент

Метки:

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
buscado
16 сент, 2009 15:20 (UTC)
Ольга Витальевна! А можно этот текст (со ссылкой или без ссылки на Ваш блог - как Вам хочется) повесить на сайте www.mgimo.ru???
olga_euro
17 сент, 2009 04:55 (UTC)
Павел, вешайте на здоровье! Пожалуйста, дайте ссылку.
ir_researcher
16 сент, 2009 15:52 (UTC)
А какое теперь может быть соглашение с нашими метаниями по ВТО и окончательном отказе от договора к энергетической хартии? Любой реально возможный новый документ оказался бы слабее действующего...
olga_euro
17 сент, 2009 05:01 (UTC)
Новое соглашение
Метания по ВТО, правда, произвели сильное впечатление. Помню, в этот день был прием в посольстве Португалии, так об их национальном празднике все забыли, говорли только о заявлении РФ по ВТО.

Но все же в новый договор я верю. В Брюсселе виделась с Владимиром Алексеевичом Чижовым, он говорил о переговорах вполне уверенно и предметно. В сети вчера было размещено его интервью (не слишком умно порезаное журналистами, но все же актуальное).
kitschcat
16 сент, 2009 16:53 (UTC)
мне кажется, что не все национальные правительства защищают все перечисленные Вами политики от рук Брюсселя. например, немецкие высказывают за создание более гомогенной социальной политикой, что сделало бы их экономику более конкурентоспособной. хотя это не означает передачу прав, а скорее навязывание своего стандарта.

интересно, что в самом начале Вы подняли тему кризиса и роли ЕС в его преодолении, несмотря на то, что в предвыборной гонке в Европейский парламент (если судить по в Германии) эта тема мало затрагивалась. если ЕС (в чем я не сомневаюсь) может оказывать какое-то влияние на преодоление кризиса, то эта тема по крайней мере недостаточно проговаривалась в период выборов.
olga_euro
17 сент, 2009 05:12 (UTC)
Кризис, демократия
Да, Германия умеет продвигать свой стандарт. Так, ЕЦБ был создан по образцу Бундесбанка.

Выборы в ЕП действительно проходят без общей повестки дня. По мнению серьезных исследователей (см, например Ларри Зидентоп "Демократия в Европе") это свидетельствует об отсутствии в ЕС общей внутренней политики, что является крупным изъяном общеевропейского строительства. То есть вся политики разделена на национальные квартиры.

Возможности ЕС в преодолении кризиса крайне скудны. Достаточно вспомнить, что бюджет ЕС - 1% от бюджета государств-членов.
(Удалённый комментарий)
olga_euro
17 сент, 2009 16:43 (UTC)
Да, повезло. Думаю, что его провал ничего бы не решил. Снова начались бы мучительные закулисные переговоры. В канун референдума в Ирландии это было бы очень некстати. Даже с точки зрения интересов России: неразбериха в ЕС всегда аукается раздражением в отношении России и снижением внимания к повестке дня Россия-ЕС.
clear_text
17 сент, 2009 20:08 (UTC)
я, конечно, Пастернака не читал, но выскажусь.
По двум пунктам.
Первое: харизматичные политики, да и вообще политики, слишком легко уступили бюрократам или "плодам сложного компромисса".
Второе: такой вот "плод компромисса" на втором сроке легко может стать руководителем позднесоветского типа. Об этом говорит тот факт, что он как будто бы в первый раз видел свой доклад, читал его "а ливр увер".
Тенденция, однако...
olga_euro
18 сент, 2009 07:22 (UTC)
И у меня сложилось такое впечатление. Только я не стала высказывать его вслух.

Параллели с позднесоветским типом лидера просматривались и в том, что доклад Баррозу был "сразу про все". Он понемногу рассказал о всех тех задачах, которые стоят перед европейской интеграцией: необходимость повышать конкурентоспособность и развивать социальное обеспечение, укреплять европейскую идентичность и проводить эффективную политику в отношении иммигрантов. Мне напомнило 25-й съезд КПСС.
belgorodskiy
20 сент, 2009 16:20 (UTC)
Знакомы ли они?
Недаром он с Михаилом Сергеевичем номинирован на престижную премию в Германии.Интересно, знакомы ли они?
olga_euro
21 сент, 2009 02:21 (UTC)
Re: Знакомы ли они?
Не знаю, знакомы ли они. А что за премия?
belgorodskiy
21 сент, 2009 11:03 (UTC)
О премии
Это премия "Квадрига"за инициативу и новаторство в политической сфере.Lenta.ru cообщила, что ее будут вручать в Германии 3 октября.Номинировано несколько человек.
olga_euro
21 сент, 2009 16:29 (UTC)
Re: О премии
Спасибо! Правда, я не поняла, в чем состоит инициатива и новаторство Баррозу. Если он получит премию, разберусь:)
belgorodskiy
22 сент, 2009 06:19 (UTC)
Еще о номинантах немецкой премии
Для полноты картины- номинантами на немецкую премию также являются бывший президент Чехии Вацлав Гавел,иранская правозащитница Бербель Боляй и немецкий музыкант Мариус Мюллер Вестерхаген.О сумме премии в том источнике не сообщалось.
olga_euro
22 сент, 2009 17:42 (UTC)
Re: Еще о номинантах немецкой премии
Название премии "Квадрига", вероятно подразумевает четверых номинантов. У меня это слово моментально ассоциируется с Большим театром.
( 15 комментариев — Оставить комментарий )