Сегодня Европейский парламент продлил на пять лет мандат португальца Жозе Мануэля Баррозу на посту председателя Европейской комиссии. В ходе закрытого голосования за высказались 382 депутата, против 219, воздержались 117. Для положительного решения было необходимо простое большинство в 369 из 736 голосов. Кандидатуру Баррозу была единодушно поддержана на июньском саммите лидеров 27 стран ЕС. Альтернативы ей не было, однако последнее слово оставалось за Европейским парламентом. (Источник http://www.utro.ru/articles/2009/09/16/838794.shtml)
Комментарий. То, что Баррозу не на шутку опасался обсуждения в Европарламенте, было очевидно. Кризис, падение ВВП и – главное – небывалый рост безработицы делали его позицию крайне уязвимой. Программа вывода экономики Евросоюза из кризиса, подготовленная экспертами Еврокомиссии в октябре прошлого года, дает минимальные результаты. На этом фоне решительные действия ЕЦБ по стабилизации денежных рынков выглядят куда более решительными.
Португальцу досталось от евродепутатов за все, в том числе и за то, что не входит в его компетенцию. Ведь основные инструменты экономической политики (налоговая, бюджетная, социальная, а также создание новых рабочих мест) до сих пор остаются в руках национальных правительств, которые ревностно защищают их от «руки Брюсселя».
Однако Баррозу критиковали не зря. По общему признанию, его фигура – плод сложного компромисса и изнурительных согласований между государствами-членами (том числе отдельно старыми и большими, а также малыми и новыми). При этом Баррозу практически лишен харизмы и того умения смотреть в будущее, которое отличает крупных политиков. Он профессионален, предан делу и крайне осторожен. Произнесенная им 7 сентября речь о задачах Евросоюза на ближайшие пять лет (автор этих строк слушала ее в Брюсселе) была гладкой и плохо структурированной. Казалось, что оратор видит текст впервые.
После бурных 80-х и 90-х годов, когда ЕС реализовал несколько громадных проектов (введение евро, создание общей внешней политики, расширение на восток) европейской интеграции нужна передышка. Не исключено, что Баррозу – лучший кандидат для такого периода в истории ЕС. Главное же для России – заключить с ЕС новее стратегическое соглашение и договориться о реалистичной политике на постсоветском пространстве. Думается, что здесь кабинет Баррозу будет действовать медленно, зато предсказуемо.
Comments
Но все же в новый договор я верю. В Брюсселе виделась с Владимиром Алексеевичом Чижовым, он говорил о переговорах вполне уверенно и предметно. В сети вчера было размещено его интервью (не слишком умно порезаное журналистами, но все же актуальное).
интересно, что в самом начале Вы подняли тему кризиса и роли ЕС в его преодолении, несмотря на то, что в предвыборной гонке в Европейский парламент (если судить по в Германии) эта тема мало затрагивалась. если ЕС (в чем я не сомневаюсь) может оказывать какое-то влияние на преодоление кризиса, то эта тема по крайней мере недостаточно проговаривалась в период выборов.
Выборы в ЕП действительно проходят без общей повестки дня. По мнению серьезных исследователей (см, например Ларри Зидентоп "Демократия в Европе") это свидетельствует об отсутствии в ЕС общей внутренней политики, что является крупным изъяном общеевропейского строительства. То есть вся политики разделена на национальные квартиры.
Возможности ЕС в преодолении кризиса крайне скудны. Достаточно вспомнить, что бюджет ЕС - 1% от бюджета государств-членов.
По двум пунктам.
Первое: харизматичные политики, да и вообще политики, слишком легко уступили бюрократам или "плодам сложного компромисса".
Второе: такой вот "плод компромисса" на втором сроке легко может стать руководителем позднесоветского типа. Об этом говорит тот факт, что он как будто бы в первый раз видел свой доклад, читал его "а ливр увер".
Тенденция, однако...
Параллели с позднесоветским типом лидера просматривались и в том, что доклад Баррозу был "сразу про все". Он понемногу рассказал о всех тех задачах, которые стоят перед европейской интеграцией: необходимость повышать конкурентоспособность и развивать социальное обеспечение, укреплять европейскую идентичность и проводить эффективную политику в отношении иммигрантов. Мне напомнило 25-й съезд КПСС.