?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В комментариях к прошлому посту krblcoed и [info]schlusselkraft выразили мнение, что экономисту незачем запоминать цифры, тем более, что любую из них можно быстро найти в интернете.

Обрисую свою свою позицию. Запоминать множество цифр и знать их с высокой точностью не обязательно. Зато обязательно: 

1) Представлять основные параметры современной мировой экономики (так же, как мы знаем свой рост, вес, размер обуви...) Без этого невозможно понять роль той или иной страны или группы стран в регионе, в  мире или на отдельном рынке. Согласна, что сама по себе цифра ничего не дает.

2) Знать основные соотношения между показателями. Например, что мировая торговля составляет 20 - 25% от мирового ВВП. Это также дает представление о том, как устроена мировая экономика и дает мерило, для исследования экономики отдельных стран и регионов. (В нашем случае, если страна экспортирует 30% ВВП, мы поймем, что степень открытости ее экономки довольно высока. Без предыдущего опыта, эта цифра ничего не даст).

3) Иметь представление о темпах изменения главных показателей. Зная, что мировые валютные рынки растут в разы быстрее, чем мировая торговля, мы понимаем, что валютный рынок сильно оторван от реальной экономики и подвержен колебаниям. Зная, что доля НИОКР в ВВП растет крайне медленно, мы понимаем, что по этому показателю Россия не догонит США и через 20 лет. Зная, что капитализация фондового рынка, наоборот, может расти чрезвычайно быстро, мы можем допустить, что по этому показателю Россия скоро может догнать Францию и Италию.   

Comments

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
kitschcat
28 сент, 2009 14:29 (UTC)
согласна

все дело в том, в какой области экономистом работать. в мировой экономике не знать цифр, не мочь доказать свою точку зрения - это не прокатит. память надо иметь отменную.

как показывает практика даже те, кто начинают в матметодах, но доходят до определенного уровня учатся запоминать цифры и вести дискуссию не хуже политологов.

в экономике идет анализ реальности. и часть реальности мы можем анализировать лишь опираясь на цифры. в дискуссии нужно оперировать цифрами.
olga_euro
28 сент, 2009 14:34 (UTC)
Вы правы: цифры часто служат аргументом. Без них невозможно доказать свою точку зрения. Это характерно для многих других областей знаний. Так, врач, назначая лечение, знает, в каком проценте случаев оно помогает.
schlusselkraft
29 сент, 2009 02:25 (UTC)
С постом Вашим я согласен полностью. Но что касается медицины - тут дело обстоит существенно иначе: хороший врач не может объяснить, почему он лечит именно таким, а не другим, образом. Слышал это от человека, возглавлявшего группу разработчиков медицинской экспертной системы. Практически ничего путного у них не вышло. Давно это было, правда.
olga_euro
29 сент, 2009 10:22 (UTC)
Прошу прощения, если я неточно поняла Вашу мысль. krblcoed поправил меня, сказав, что он имел в виду не знание цифр вообще, а правомерность проверки их знания на экзамене.

О медицине профессионально рассуждать не могу. Много раз слышала от врачей фразы "В таком-то проценте случаев бывает то-то". Статистика выздоровления, осложнений и летальных исходов есть по всем распространенным заболеваниям, врачи ее постоянно используют.
clear_text
30 сент, 2009 12:05 (UTC)
я про врачей - и от врачей - слышал ровно наоборот. хороший врач должен (говорят врачи) понимать течение болезни на патофизиологическом уровне + у данного пациента. То есть всякий раз понимать, во что он вмешивается, на что воздействукт.
schlusselkraft
1 окт, 2009 03:26 (UTC)
вы правы, я неточно выразился. эта история относится к диагностике, а не к лечению.
clear_text
28 сент, 2009 15:41 (UTC)
совершенно верно.
Нельзя рассуждать о России, не зная, где она находится, с какими странами граничит, сколько населения и какие этносы, какова (пусть в общих чертах) ее история...
olga_euro
28 сент, 2009 16:13 (UTC)
Еще труднее жить, не помня своего адреса.
clear_text
29 сент, 2009 07:51 (UTC)
когда-то так и было.
"Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз!"
Шутка, конечно. Но хорошо, что сейчас мы стали более привязаны к реальности.
krblcoed
28 сент, 2009 16:21 (UTC)
Вопрос состоял не в том, что цифры знать не надо, а в том, что циферные вопросы задаются на экзаменах. На мой взгляд (сугубо непрофессиональный, т.к. я не преподаватель), экзаменуемому нужно давать кусок аналитической работы и при этом не запрещать пользоваться, например, книгами-справочниками, где есть цифры.
Человек сидит часа три-четыре, мозгует, ищет информацию, анализирует её и пишет короткий отчётик - грамотно, структурировано, аналитично и доходчиво - т.е. индивид не только проявляет знание парамеров (не будет же он все цифры икать - времени не хватит), но также и способность к аналитической работе и умение презентовать результаты этой работы.
Т.н. письменные экзамены, которые устраиваются в ВУЗах не дают таких результатов, т.к. вопросы всегда стандартны и требуют просто тупо повторить чужие,а не собственные мысли.
А так у нас экзаменами проверяется эрудиция и знания прочитанных учебников.
Я вот сам учился в МГИМО и у нас все экзамены такими были. Кроме языковых, где проверялись именно НАВЫКИ работы с языком. На других экзаменах НАВЫКИ не проверяются, проверяются ЗНАНИЯ, что неплохо, но не достаточно, чтобы подготовить человека к работе. Именно из-за такой непрактичности нашего образования работодателям приходиться переучивать потом выпускников ВУЗов.
olga_euro
29 сент, 2009 10:30 (UTC)
Повторять чужие мысли
Простите, если я не вполне корректно трактовала Вашу позицию.

Что касается формата экзаменов, это большой вопрос. Предложенная Вами форма, наверняка, имеет преимущества перед тестами и экзаменом на знания. Но она же создает необъятное поле для апелляций: студенту могут быть непонятны критерии оценки его аналитических выводов. Тем более, что эти выводы нельзя измерить количественно.

Согласна с Вами: тренировать навыки надо. В своих курсах я это делаю по мере сил. Но и здесь есть проблема. Слабые студенты начинают играть с системой. Сначала они не приходят на занятия и не сдают положенные работы. А потом приходят на пересдачи, требуя от преподавателя времени, достаточного для выполнения сложного задания. Преподаватели же не могут сидеть с каждым пересдающм по три-четыре часа.
krblcoed
29 сент, 2009 15:24 (UTC)
Re: Повторять чужие мысли
Думаю, насчёт предложенных мною форм экзаменов можете поинтересоваться у немецких коллег, если представиться случай. Один немецкий преподаватель уверял меня, что у них на экзаменах разрешается пользоваться всем, чем угодно, кроме мобильного телефона и компьютера, чтобы не было связи с внешним миром. Т.е. студенты демонстрируют не знание цифр, а умение ими пользоваться. Такая форма уже существует, видимо, всё же возможно разработать критерии оценки, которым студенты доверяют.
olga_euro
30 сент, 2009 02:53 (UTC)
Re: Повторять чужие мысли
Эта система работает при одном условии - если студенту нужно зарабатывать кредиты, и он сам выбирает предметы из предложенной программы. У нас же незачет приводит к отчислению. Поэтому студент, его родители и врачи играют все вместе против преподавателя.
clear_text
30 сент, 2009 12:11 (UTC)
Re: Повторять чужие мысли
тут может получиться замкнутый круг. Даже самое что ни на есть формальное литературоведение адресуется к конкретному тексту. Знаменитую работу Бориса Эйхенбаума КАК СДЕЛАНА "ШИНЕЛЬ" ГОГОЛЯ (так сказать, классика формального метода) нельзя понять без знания Шинели Гоголя. Точно так же Курс общей лингвистики Соссюра адресуется к людям, знающим живые и мертвые языки.
Нельзя изучать "пустые означающие", мне кажется. Ну, разве в логике. Но там свои заморочки с "означаемыми".
tandem_bike
28 сент, 2009 17:33 (UTC)
это как сказать врачу что нечего мол запоминать нормальные тесты или дозы лекарств, раз можно посмотреть! дикость, да?
krblcoed
29 сент, 2009 03:10 (UTC)
Я бы не стал сравнивать профессию врача, пожарного, пилота самолёта и проч. с аспирантом гуманитарной специальности. Очень разные вещи.
tandem_bike
29 сент, 2009 07:19 (UTC)
ну ладно, тогда сравните с историком который не знает в каком году эрц-герцога ухлопали в Сараеве, тоже ведь посмотреть можно.

это я к тому что - не зная Олиной спецфики - любая абсолютно экспертиза в чем угодно заключает в себя знание наизусть некого набора цифр. насколько широк этот набор - другое дело.
clear_text
29 сент, 2009 07:55 (UTC)
кстати, верно.
аспирант гуманитарной специальности должен знать иностранные языки, историю, искусство, литературу.
Слова и фразы, цифры и факты...
Как быть бедным искусствоведам? Кажется, еще нет поисковика по образам.
Ну, вот эта тетка, голой задницей к зрителю, на диване лежит и в зеркало смотрится, и там еще мальчишка зеркало держит. Это тот же художник написал, где такая девчонка, как кукла, а вокруг разные карлики...
olga_euro
29 сент, 2009 10:36 (UTC)
А мне нравится атлетического сложения мужчина, который вместе с сыновьями борется со змеей (или она с ними).

Очень ценю Ваш слог и потому прошу избегать в этом журнале дворовой лексики. Спасибо:)
clear_text
29 сент, 2009 14:24 (UTC)
дворовая лексика - это, очевидно, "девчонка"? Хорошо. Отроковица.
belgorodskiy
29 сент, 2009 01:41 (UTC)
История экономической мысли
ИЕвропейском союзе очень образно и точно сказал о Евро: "это первый и пока единственный в экономической истории случай формирования на базе многосторонних переговоров валюты мирового значения."Возможно, эту же мысль высказывали и другие компетентные, знающие люди.Но постижение этой истины доступно лишь глубоко осведомленным специалистам, погруженным в свою профессию, где современные информационные технологии-важнейшее подспорье, но не основа накопленных знаний, которые находятся в голове.
krblcoed
29 сент, 2009 03:09 (UTC)
Re: История экономической мысли
Глубочайшая мысль, постижение которой невозможно, без знания размера мирового ВВП:)
belgorodskiy
29 сент, 2009 01:53 (UTC)
дополнение
Приведенное выше высказывание принадлежит шведскому профессору Бо Санделин в его книге о Европейском союзе (на шведском языке)
olga_euro
29 сент, 2009 10:37 (UTC)
Re: дополнение
Соглашусь с Вами в том, что знание фактов и цифр - только основа для самостоятельного анализа и размышлений.
belgorodskiy
29 сент, 2009 04:19 (UTC)
Захватывающая перспектива
Тот же профессор в книге приводит сначала данные о ВВП ЕС и по странам,также о ВВП США, об экспорте-импорте и отмечает, что в США проживает 200 млн.человек, которые либо выходцы, либо потомки выходцев из Европы.Это небольшая книга-text-book, которая поможет будущим аспирантам пройти экзамен.Но пользоваться ею на экзамене не разрешено.Она помогает обрести базовые сведения-практически те же, что предложены в вопросах ув. Ольги Витальевны.Будущий аспирант в дальнейшем сможет формулировать свои оригинальные выводы и мысли, исходя из понимания и количественного представления общепринятых категорий,о которых идет речь.Захатывающая перспектива!
( 25 комментариев — Оставить комментарий )