?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В комментариях к прошлому посту krblcoed и [info]schlusselkraft выразили мнение, что экономисту незачем запоминать цифры, тем более, что любую из них можно быстро найти в интернете.

Обрисую свою свою позицию. Запоминать множество цифр и знать их с высокой точностью не обязательно. Зато обязательно: 

1) Представлять основные параметры современной мировой экономики (так же, как мы знаем свой рост, вес, размер обуви...) Без этого невозможно понять роль той или иной страны или группы стран в регионе, в  мире или на отдельном рынке. Согласна, что сама по себе цифра ничего не дает.

2) Знать основные соотношения между показателями. Например, что мировая торговля составляет 20 - 25% от мирового ВВП. Это также дает представление о том, как устроена мировая экономика и дает мерило, для исследования экономики отдельных стран и регионов. (В нашем случае, если страна экспортирует 30% ВВП, мы поймем, что степень открытости ее экономки довольно высока. Без предыдущего опыта, эта цифра ничего не даст).

3) Иметь представление о темпах изменения главных показателей. Зная, что мировые валютные рынки растут в разы быстрее, чем мировая торговля, мы понимаем, что валютный рынок сильно оторван от реальной экономики и подвержен колебаниям. Зная, что доля НИОКР в ВВП растет крайне медленно, мы понимаем, что по этому показателю Россия не догонит США и через 20 лет. Зная, что капитализация фондового рынка, наоборот, может расти чрезвычайно быстро, мы можем допустить, что по этому показателю Россия скоро может догнать Францию и Италию.   

Comments

olga_euro
29 сент, 2009 14:30 (UTC)
Повторять чужие мысли
Простите, если я не вполне корректно трактовала Вашу позицию.

Что касается формата экзаменов, это большой вопрос. Предложенная Вами форма, наверняка, имеет преимущества перед тестами и экзаменом на знания. Но она же создает необъятное поле для апелляций: студенту могут быть непонятны критерии оценки его аналитических выводов. Тем более, что эти выводы нельзя измерить количественно.

Согласна с Вами: тренировать навыки надо. В своих курсах я это делаю по мере сил. Но и здесь есть проблема. Слабые студенты начинают играть с системой. Сначала они не приходят на занятия и не сдают положенные работы. А потом приходят на пересдачи, требуя от преподавателя времени, достаточного для выполнения сложного задания. Преподаватели же не могут сидеть с каждым пересдающм по три-четыре часа.
krblcoed
29 сент, 2009 19:24 (UTC)
Re: Повторять чужие мысли
Думаю, насчёт предложенных мною форм экзаменов можете поинтересоваться у немецких коллег, если представиться случай. Один немецкий преподаватель уверял меня, что у них на экзаменах разрешается пользоваться всем, чем угодно, кроме мобильного телефона и компьютера, чтобы не было связи с внешним миром. Т.е. студенты демонстрируют не знание цифр, а умение ими пользоваться. Такая форма уже существует, видимо, всё же возможно разработать критерии оценки, которым студенты доверяют.
olga_euro
30 сент, 2009 06:53 (UTC)
Re: Повторять чужие мысли
Эта система работает при одном условии - если студенту нужно зарабатывать кредиты, и он сам выбирает предметы из предложенной программы. У нас же незачет приводит к отчислению. Поэтому студент, его родители и врачи играют все вместе против преподавателя.
clear_text
30 сент, 2009 16:11 (UTC)
Re: Повторять чужие мысли
тут может получиться замкнутый круг. Даже самое что ни на есть формальное литературоведение адресуется к конкретному тексту. Знаменитую работу Бориса Эйхенбаума КАК СДЕЛАНА "ШИНЕЛЬ" ГОГОЛЯ (так сказать, классика формального метода) нельзя понять без знания Шинели Гоголя. Точно так же Курс общей лингвистики Соссюра адресуется к людям, знающим живые и мертвые языки.
Нельзя изучать "пустые означающие", мне кажется. Ну, разве в логике. Но там свои заморочки с "означаемыми".