?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На сайте МГИМО размещена моя статья "Антикризисная стратегия Европейского союза: ближние и дальние рубежи". Она вышла в сентябре в специальном выпуске журнала "Полития", посвященном глобальному кризису.
Вот ссылка (текст в PDF)

Основные идеи.
Первая: в связи с кризисом перед Евросоюзом еще острее встает проблема международной конкурентоспособности.  
Вторая: кризис является для ЕС асимметричным. Страны со слабой экономической структурой переносят его гораздо хуже, чем их более развитые партнеры. Особенно трудно новичкам из Центральной и Восточной Европы. Наличие асимметричного шока Брюссель ни за что не признает. 

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
matholimp
2 окт, 2009 06:46 (UTC)
Означает ли это, что самая сильная экономическая структура у Польши, где нет даже малейших признаков кризиса? Или до неё просто ещё не дошла очередь?
olga_euro
2 окт, 2009 07:22 (UTC)
Польша в нормальном состоянии, это правда. Особенно пострадали Балтийские страны, Венгрия, Испания и Ирландия. Польше и Чехии помогло то, что они решили не переходить на евро и не привязали свои валюты к евро. Прибалты привязали и в кризис были вынуждены поддерживать курс, а не национальную экономику.
radiotv_lover
2 окт, 2009 08:30 (UTC)
Не совсем так. Злотый долгое время был привязан к говоря советским языком бивалютной корзине.
И только в середине этой зимы под давлением дефицита платежного баланса Банк Народовы отпустил на время злотый на свободу, что привело с девальвацию и поддержало польский экспорт.
Статистика у наших соседей по третьему кварталу чрезвычайно красивая.

Однако кризис ускорил понимание Польши, что злотый надо не просто привязать к Евро, а именно перейти на Евро.
Если раньше речь шла о 2015, то теперь говорят о 2012.
Точнее говорят даже о 2011, но так как поправку в Конституцию все еще не внесли, то наверно 2011 уже проехали.

На самом деле, кризис уже практически пройден. Поэтому заголовок выглядит несколько конъюнктурным.
Ибо вопрос конкурентоспособности с США, Китаем, Японией, Кореей и т.д. и до кризиса, и во время и после кризиса с повестки дня не снимет. Это долгосрочная проблема.
Т.е. вот эта привязка вечного вопроса к преходящему слову "кризис" напоминает бывшее ранее обязательным "в свете решений XXVIII съезда КПСС". :)

Ассиметричность. Возвращаясь к кризису. Из того, что вижу своими глазами, Прибалтика больше всех пострадала. Конечно, их не тряхнуло так, как нас, но на фоне многих предыдущих хороших лет, оптимизма и развития им сейчас очень трудно.
Особенно трудящимся. Но и бизнесу тоже.
Поляки, кстати, на глазах укрепляют свои позиции там.
Не знаю цифр, но то, что "Мажейкю Нафта" теперь "Орлен Летува" тоже о многом говорит.
olga_euro
2 окт, 2009 16:03 (UTC)
Камень на шее Брюсселя
Официально польский злотый был в свободном плавании (данные дают МВФ и ЕЦБ) и до осени 2008 г. То, что курс держался к бивалютной корзине могло быть как результатом действия рыночных сил, так и некоторых усилий ЦБ. У меня тен сведений о том, проводил ли он интервенции на рынке злотый- евро или злотый - доллар США.
Вы совершенно правы: девальвация поддержала польский экспорт и позволила, в отличие от приблатов, удержаться на плаву.

По части конъюнктурности заголовка соглашусь. Конкурентоспособность ЕС - проблема давняя и долгая. Просто кризис показал новые уязвимые места, в частности то, что органы Евросоюза почти ничего не могут сделать для стимулирования экономического роста, создания новых рабочих мест и повышения эффективности производства. Все эти рычаги находятся в компетенции национальных правительств. Евросоюз же традиционно занимался другими аспектами экономической политики: устранением барьеров на внутреннем рынке ЕС, созданием валютного союза, помощью бедным странам и регионам. Теперь настала пора подумать о смене профиля. Но вряд ли это получится: общая сельскохозяйственная политика висит у Брюсселя камнем на шее.
radiotv_lover
2 окт, 2009 18:01 (UTC)
Re: Камень на шее Брюсселя
Что бросается в глаза из помощи ЕС на Востоке - инфраструктура. Дороги, мосты, развязки.
Еще экология, тоже заметная вещь.
Научно-техническое сотрудничество очень мощно двигает космонавтику в рамках ЕКА.
Но вот чего не хватает ЕС - это прорывных технологий.
Ведь смешно, что китайцы получают образование в ЕС и справляются с теми задачами, которые еще лет 5-6 им были не по плечу. Я имею ввиду китайских молодых инженеров, химиков, биологов.
olga_euro
2 окт, 2009 19:25 (UTC)
Re: Камень на шее Брюсселя
Да, ЕС помогает развивать инфраструктуру странам ЦВЕ. Согласна и по поводу научно-технического сотрудничества. Правда, здесь есть ограничения: Рамочные научно-технические программы ЕС здорово "заточены" на несколько приоритетных отраслей, где у стран ЦВЕ мало потенциала и специалистов. Получается, что фонды есть, а получить их трудно.

Что касается кризиса, то относительно слабые страны подводят структурные проблемы: неразвитость передовых отраслей, дисбаланс в отраслях промышленности, наконец малая ликвидность и глубина финансовых рынков.
clear_text
2 окт, 2009 18:14 (UTC)
а разве кризис уже практически пройден? А почему же нам говорят, что еще два-три года предстоит в рецессии сидеть? Или это у них пройден, а у нас нет? Но тогда несправедливо - их кризис тут же отразился на нас. А их выход - почему-то с замедлением. Нечестно.
olga_euro
6 окт, 2009 05:34 (UTC)
Экономика - сплошная нечестность. А началось все с Иоанна Безземельного. За что, спрашивается, с ним поступили так нечестно?
kitschcat
2 окт, 2009 20:24 (UTC)
интересно получилось.

Вы пишите, что реакция ЕС на кризис была недостаточной, я правильно поняла? мне кажется, что программы они приняли довольно быстро. увеличение суммы могло бы не привести к росту эффективности. скорее возникли бы вопросы справедливости и средства были бы израсходованы менее эффективно.

что касается значительных проблем в странах, где до наблюдался значительный рост: в Ирландии инновационные отрасли (часть промышленности) - на их продукцию есть заказ. у них рухнуло строительство и финансы, если я не ошибаюсь. на этом основании можно предположить, что после выхода из кризиса их рост продолжится в уже скорректированных условиях и будет более устойчивым, чем у тех, кто сейчас вроде как пострадал меньше.

это я сужу и по Германии: в Восточной нет спада занятости, если смотреть показатели за август, и потеря заказов была менее значительной - но у них ориентация больше на внутренний рынок. поэтому на них должно отразиться рекашетом, когда произойдут изменение и перестройка в Баварии и т.д. и выход из кризиса. (хотя я не видела статистики по % перешедшему на укороченный рабочий день по регионам)

еще мне интересно: как будет согласовываться политика между государствами при выходе из кризиса и при переходе к обычному состоянию: они ведь не могу все одновременно прекратить меры, тогда есть вероятность, что опять все рухнет) Вы видели что-нибудь на этот счет? ведь понятно, что заказы промышленность получает не только на деньги "своих" правительств, но и чужих.
olga_euro
3 окт, 2009 18:01 (UTC)
Рикошета в Восточной Германии может и не быть, если они действительно ориентируются на внутренний рынок. Как на Ваш взгля: достигла там безработицпа дна? Уж очень долго они теряли рабочие места и квалифицированных специалистов одновременно.
О согласованных мерах по выходу из кризиса я не читала. если они есть, то искать надо только в одном месте - резолюции заседаний Совета. В ближайшее время буду смотреть - настал срок сдавать раздел в квартальный обзор "Европейский Союз: факты и комментарии", который издает Институт Европы.
kitschcat
3 окт, 2009 18:57 (UTC)
Достигнуто ли дно зависит, во-первых, от продолжительности данного переходного момента и того, будет ли он покрыт госпрограммами, то есть не будет ли спада; во-вторых, от того произойдут ли необходимые изменения в промышленности за этот срок.

Мне кажется, что дно достигнуто и длительность госпрограмм адекватна обстоятельствам.

На счет Восточной Германии я высказываю сомнения, исходя из: да, сейчас там ничего не закрыли и безработица не пошла вверх, однако я не видела регионального среза % тех, кто получает помощь в рамках программ (конкретно Kurzarbeit - "укороченная работа"), то есть их может быть на Востоке сильно больше и это скрашивает статистику по безработице. Кроме того, на Востоке филиальный характер промышленности и это приведет к временному лагу: сначала изменения произойдут на основных производствах, а потом уже и в филиалах. Это может затронуть автомобилестроение, например. Плюс: только что прошли выборы, надо подождать))
olga_euro
5 окт, 2009 08:44 (UTC)
Интересно, особенно про филиальный характер. Спасибо!
belgorodskiy
3 окт, 2009 06:12 (UTC)
Прочел статью
Ранее, а впечатление складывается более ясное по ознакомлении с дискуссией.Cпасибо большое за статью и комментарии.До сих пор не приходилось мыслить в региональном европейском масштабе.Интересно и поучительно.
olga_euro
3 окт, 2009 18:02 (UTC)
Re: Прочел статью
Большое спасибо! Рада, что Вы нашили в материале что-то интересное.
clear_text
3 окт, 2009 08:07 (UTC)
поздравляю господ европеистов - Ирландия на референдуме поддержала Лиссабонский договор.
olga_euro
3 окт, 2009 17:52 (UTC)
Да уж, хоть на этот раз не придется переделывать слайды и программы занятий. С Конституцией Евросоюз нас здорово "нагрел".
spiritoitaliano
3 окт, 2009 14:51 (UTC)
Ольга Витальевна, а что вы думаете о Report'e Комиссии ЕС о прошлогодней войне в Осетии?
olga_euro
3 окт, 2009 17:51 (UTC)
Мария, я его не читала и не планирую. Для этого на кафедре есть политологи. Знаю, что над докладом смеются. Время санкций в отншении России, как было во времена войны в Чечне, прошло.
clear_text
4 окт, 2009 10:04 (UTC)
доклад замечательный. согласно этому докладу, правы все: Россия права, потому что зщащищала осетин. Южная Осетия права, потому что ее бомбили грузины. Грузия, наконец, тоже права, потому что Россия начала развертываться в Южной Осетии.
belgorodskiy
5 окт, 2009 06:02 (UTC)
Зачем?
Зачем было вооружаться
Всем тем, что им не по зубам,
Зачем на помощь опираться
Того, кто, видно,лишний там?
( 21 комментарий — Оставить комментарий )