?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читая "Юность" обнаружила два образчика выплаты долгов. Для Греции вполне подходит, хотя классик не мог знать о еврозоне. На то он и классик, чтоб смотреть вперед.

Вариант № 1. Суверенный дефолт. Студент Семенов идет в солдаты
Товарищи по университету прощаются с ним в казарме

- Где пропадал? - отвечал он своим густым, сильным голосом, - пропадал в трактирах, кабаках; вообще в заведениях. Да садитесь же все, господа, тут места много.
- Ну, кутил. И скверно. И хорошо, - продолжал он, изменяя при каждом отрывистом предложении выражение энергического лица.
- Историю с купцом знаешь: умер каналья, Меня хотели выгнать. Что были деньги - все ромотал. Да это все бы ничего. Долгов гибель оставалась - и гадких. Расплатиться было нечем. Ну, и все.
- Как же такая мысль могла прийти тебе, - сказал Зухин.
- А вот как: кутил раз в Ярославле, знаешь, на Стоженке, кутил с какие-то барином из купцов. Он рекрутский поставщик. Говорю: "Дайте тысячу рублей - пойду". И пошел.
- Да ведь как же, ты - дворянин, - сказал Зухин.
- Пустяки! Все обделал Кирилл Иванов.
- Кто Кирилл Иванов?
- Который меня купил (при этом он особенно - и странно, и забавно, и насмешливо блеснул глазами и как будто улыбнулся). Разрешение в сенате взяли. Еще покутил, долги заплатил, да и пошел. Вот и все. Что же, сечь меня не могут... пять рублей есть... А может, война...
Потом он начал рассказывать Зухину свои странные, непостижимые похождения, беспрестанно изменяя выражение энергического лица и мрачно блестя глазами.
Когда нельзя было больше оставаться в казармах, мы стали прощаться с ним. Он подал всем нам руку, крепко пожал наши и, не вставая, чтоб проводить нас, сказал:
- Заходите еще когда-нибудь, господа, нас еще, говорят, только в будущем месяце погонят, - и снова он как будто улыбнулся.

Вариант № 2. Консолдация бюджета. Помещик Епифанов заставляет семейство жить по средствам

Имение Анны Дмитриевны было небольшое, всего с чем-то сто душ, а расходов во времена ее веселой жизни было много, так что лет десять тому назад, разумеется, заложенное и перезаложенное, имение было просрочено и неминуемо должно было продаться с аукциона. В этих-то крайних обстоятельствах, полагая, что опека, опись имения, приезд суда и тому подобные неприятности происходят не столько от неплатежа процентов, сколько оттого, что она женщина, Анна Дмитриевна писала в полк к сыну, чтоб он приехал спасти свою мать в этом случае. Петр Васильевич все бросил, вышел в отставку и приехал в деревню.

Петр Васильевич, несмотря на свое некрасивое лицо, неуклюжесть и заиканье, был человек с чрезвычайно твердыми правилами и необыкновенным практическим умом. Кое-как, мелкими займами, оборотами, просьбами и обещаниями, он удержал имение. Сделавшись помещиком, Петр Васильевич надел отцовскую бекешу, хранившуюся в кладовой, уничтожил экипажи и лошадей, отучил гостей ездить в Мытища, а раскопал копани, увеличил запашку, уменьшил крестьянской земли, срубил своими и хозяйственно продал рощу — и поправил дела. Петр Васильевич дал себе и сдержал слово — до тех пор, пока не уплатятся все долги, не носить другого платья, как отцовскую бекешу и парусиновое пальто, которое он сшил себе, и не ездить иначе, как в тележке, на крестьянских лошадях.

Года через четыре долги все были заплачены, и Петр Васильевич, съездив в Москву, вернулся оттуда в новом платье и тарантасе. Но, несмотря на это цветущее положение дел, он удержал те же стоические наклонности, которыми, казалось, мрачно гордился перед своими и посторонними…

Текст приведен с небольшими купюрами

На рисунке - меховой тулуп бекеша



Метки:

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
clear_text
5 июн, 2010 10:56 (UTC)
Бедная Греция!
В солдаты ее явно не пустят товарищи по университету (виноват, по еврозоне)
А что касается консолидации бюджета - где ж взять такого Петра Васильевича? Да еще чтоб грек?
olga_euro
5 июн, 2010 11:40 (UTC)
Пусть ищут, мы им Петров Васильичей не отдадим. Интересно, а греческий аналог этого имени существует?
clear_text
5 июн, 2010 11:42 (UTC)
конечно!
Петрос Василиу.
radiotv_lover
5 июн, 2010 12:03 (UTC)
Замечательно! :)
Жаль не соответствует греческому национальному характеру и традициям.
Традиции куда более вредны, чем нам кажется.
olga_euro
5 июн, 2010 15:31 (UTC)
Спасибо! Сама удивилась, что Лев Николаевич оказался так актуален.
Вообще то традиции жить в долг характерны не только для греков. В России в 19 веке это было обычным делом для дворян и помещиков. О неотвратимости расплаты семья узнавала, когда из дома выносили последний стул. Увы, протестантская мораль у нас прививалась плохо.
zttt
5 июн, 2010 15:53 (UTC)
Я так и не увидел способов разрешения греческой проблемы. Долг ведь он не просто так. Он ведь где-то по гиперболе увеличивается: к простым выплатам процентов (экспоненциальный рост сам по себе) добавляется еще рост процентных ставок, характеризующих риск дефолта. А гипербола она заведомо предполагает дефолт, потому как бесконечность в точке сингулярности на практике недостижима.
А еще она имеет свойство очень резко возрастать. Вроде еще месяц назад было все нормально, глаядь, а долг уже и 200% ВВП, а потом вообще 300%.

Т.е. либо немцам и другим французам придется простить греции долги и получить политический кризис из-за серьезного недовольства граждан, либо Грецию придется выдавить из зоны евро, а это тоже ничего радостного всему ЕС не сулит. Ну третья возможность видимо самая вероятная - масштабный кризис зоны евро, развал, а затем последующий развал ЕС как такового.
clear_text
5 июн, 2010 17:00 (UTC)
простят. и ничего страшного не будет. а если и будет - не страшно!
olga_euro
6 июн, 2010 05:59 (UTC)
Не будьте так строги! Пост написан под впечатлением прочитанного, с некоторой долей юмора. Поэтому и аналогии с греческой ситуацией не будут сколько-нибудь научными. Вместе с тем идея проста: для покрытия большого долга (превышающего годовой доход) нужны либо экстраординарные поступления (плата за уход в солдаты) или введение режима строгой экономии на очень продолжительный период.

Конечно, выплата процентов увеличивает долг, как и рост процентов по новым заимствованиям. Но, насколько я помню статистику, ни в одной из стран ЕС процентные платежи не превышают 10% всех платежей по госдолгу.

Выгонять Грецию из зоны евро не будут, как и исключать из ЕС. В этом глубоко убеждена и готова доказывать в рамках профессиональной дискуссии. Но списать часть долга, по всей видимости, придется.
zttt
6 июн, 2010 10:15 (UTC)
Не будьте так строги!
Да я не столько по поводу вашего поста, сколько по долговой ситуации вообще. И эта ситуация касается вообще всех супердолжников вроде США, Японии и др.

нужны либо экстраординарные поступления (плата за уход в солдаты) или введение режима строгой экономии
Ну экстоординарные поступления с неба на них вряд ли упадут. Конечно только если они действительно не начнут свою территорию распродавать по кусочкам. Эффективно экономить тоже может лишь некий мелкий помещик Елифанов. Если же мы говорим о макроэкономическом влиянии такого крупного субъекта как государство, то тут же возникает эффект мультипликатора. Мало того, что они повышают налоги и сами снижают спрос, так еще за счет мультипликатора снижаются у них налоговые поступления и возникает новый виток экономии/повышения налогов. В общем, господин Кейнс наверное в гробу уже раз десять перевернулся от тех мер, что вынуждена предпринимать Греция.

ни в одной из стран ЕС процентные платежи не превышают 10% всех платежей по госдолгу.
Я же говорю: это вопрос лишь времени. Сумма долга растет по гиперболе, т.е. она может десятилетия меняться в пределах нескольких процентов, а потом за год вырасти на порядок-другой.

Выгонять Грецию из зоны евро не будут, как и исключать из ЕС. В этом глубоко убеждена и готова доказывать в рамках профессиональной дискуссии. Но списать часть долга, по всей видимости, придется.
Я помню ваши аргументы. И я с вами согласен, что в очередности решений этот вариант стоит на последних местах для ЕС. Но и прощение долгов - это настолько ужасный для ЕС вариант, что затрудняюсь оценить его вероятность. Вы ведь сами говорили (или ваш коллега по дискуссии), что даже выделение кредита Германией отразилось на партии Меркель существенной потерей мест в Бундестаге. А тут не просто заимствование, а фактическое нахлебничество со стороны Греции.
Поэтому я не исключаю, что тормозная бюрократическая машина ЕС просто упустит время и доведет до развала. Хотя я не верил, что ЕЦБ вмешается в долговой кризис, а он взял да и вмешался в последний момент. Так что, может действительно просто простят значительную часть долгов.
olga_euro
6 июн, 2010 15:02 (UTC)
Спасибо за такой развернутый ответ! Очень приятно, что Вы слушали наше с Федором Лукьяновым интервью, да еще так хорошо запомнили аргументы. Очень приятно.

Согласна про эффект мультипликатора. Да, Кейнсу нет покоя в лучшем мире:) Резкий рост долга беспокоит и Комиссию ЕС, и Совет, и ЕЦБ. Олли Рен, член комиссии, ответственный за финансы, недавно сказал, что кризис оставил "глубокие шрамы" на экономике Евросоюза. Шрамы, как звестно, свести нельзя, даже, когда они зарубцуются.

Верю, что ЕС выстоит и в этом кризисе. У них он не первый. Достаточно вспомнить люксембургский компромисс, завершивший институциональный кризис 1965 - 66 гг, когда органы ЕС были парализованы на полгода. Выбрались все-таки.
seetolearn
6 июн, 2010 14:03 (UTC)
Лев Толстой многогранная личность. :) Зря его изучают в школе, дети не поймут. Я ещё помню: «Мы долго думали, почему наш товарищ потратил последние деньги на билет в театр, и наконец пришли к выводу, что он просто непроходимо глуп».

Если хотите повысить популярность, вместо научной дискуссии заключите пари на исключение Греции из ЕС. Есть люди, которые считают это правдоподобным. Публике это интереснее. ;)
olga_euro
6 июн, 2010 14:52 (UTC)
Да уж, детям в школе тяжело "проходить" Льва Толстого. Да и учителям не проще. Спросите любого школьного преподавателя литературы, где находится город Брюнн или зачем Кутузов послал отряд Багратиона вперед войска (все из первого тома "Войны и мир"), и Вы не услышите ничего определенного. Потому что учителя специализируются на "образах", а не на реалиях описанного времени.

Спасибо за совет о том, как повысить популярность журнала. Воспользуюсь им на занятии - пусть студенты поразмышляют и поспорят. Заключать пари в журнале пока не готова.
olga_euro
6 июн, 2010 14:56 (UTC)
Спасибо за ссылку в Вашем блоге!
kpe_da
6 июн, 2010 05:32 (UTC)
У меня в ЖЖ продолжение :)
http://kpe-da.livejournal.com/10153.html
olga_euro
6 июн, 2010 06:02 (UTC)
Да, очень актуально. О задолженности США и Великобритании я недавно писала в журнал "Россия в глобальной политике".
( 15 комментариев — Оставить комментарий )