?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О дипломатах

"А вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью"

Лев Николаевич Толстой  "Севастополь в мае", 26 июня 1855 года.

Метки:

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
quant
19 июн, 2010 11:34 (UTC)
Вероятно, 1855 год? )
olga_euro
19 июн, 2010 11:48 (UTC)
Точно - 1855 год. Сейчас поправлю:)
clear_text
19 июн, 2010 12:11 (UTC)
актуально и сейчас.
Но - вообще не решается, значит.
vitaly_nasennik
19 июн, 2010 12:41 (UTC)
Вообще-то решается по принципу "нет человека - нет проблемы". Например, решили же американцы проблему с аборигенами! Отгеноцидили их, и проблемы нет. И Лев Николаевич об этом знал.
clear_text
19 июн, 2010 13:06 (UTC)
нет человека - проблема усугубляется. Удваивается, в переводе со старославянского.
потому что сама проблема не решается механическим устранением человека, а впридачу остается память (ненависть, или раскаяние, и прочие неудобства)
vitaly_nasennik
19 июн, 2010 13:09 (UTC)
Если посмотреть на нынешних американцев, то что-то не заметно, чтобы они мучались раскаянием за истребление индейцев и захват их территорий, да и вообще, испытывали из-за этого хоть какие-то неудобства.
clear_text
19 июн, 2010 13:48 (UTC)
во-первых, мучаются, каются, дают им преференции, пенсии-стипендии, разрешают держать казино в их резервациях. И нет такого дня, чтоб в американской прессе не появилось бы гневной статьи американского (типа англосаксонского) автора по поводу индейского вопроса, вплоть до предложений масштабных репараций и т.п.
В Канаде, кстати, это уже происходит. Огромные территории с полезными ископаемыми фактически контролируются советами племен. "Нефть добывать? Фигу, здесь у нас рыбные ловли".
А что такое "захватили ИХ территории"?
И что нам за дело до американцев?
Вот, например, народы хуту в Конго захватили земли народов тутси. И вырезали миллион человек. И было это в середине 1990-х годов. И всем по барабану. Хотя все видели.
А американцы захватили земли индейцев в 17-18 веках. И прогрессивное человечество до сих пор успокоиться не может. Хотя нынешние индейцы живут гораздо лучше, чем это прогрессивное человечество.
А в России?
Русские захватили кучу НЕ СВОИХ территорий сначала по Волге, потом за Уралом. Примерно тогда же. Ну, чуть пораньше - в 16 - 17 веке. А они в 17 - 18. И ничего. Так особенно не слышно покаяния за хантов и мансей, и прочих эскимосов.
Потому что это было давно. До международного права, ООН и декларации прав человека.
А то давайте разорвем дипотношения с Данией.
Почему они затравили своего принца Гамлета?!
olga_euro
19 июн, 2010 14:13 (UTC)
Гамлета жалко. А Джульетту еще больше.

Думаю, Толстой вовсе не претендовал на то, чтобы изречь непреложную истину. Он высказался как человек, видевший бессмысленную, с его точки зрения, бойню, сотни искалеченных тел и судеб. Его надежда на дипломатов так же высока и чиста, как по-детски наивна. Великие понимают и видят не все. Но они бьются над решением извечных проблем больше, чем обычные люди. Потому и становятся великими.
vitaly_nasennik
19 июн, 2010 14:56 (UTC)
Гоббс высказался куда более чётко: "Война - альтернатива голоду".

Чем регулируется численность любого биологического вида? Четырьма факторами:
- хищниками, вышестоящими в пищевой пирамиде
- кормовой базой
- инфекционными болезнями
- инстинктом самоубийства

Теперь посмотрим на человека.

Инстинкт самоубийства в статистически значимых количествах не проявляется.

Вышестоящих хищников (саблезубых тигров, пещерных медведей и т.п.) человек истребил всех.

Достижения медицины, санитарии и гигиены практически уничтожили регулирующую роль болезней.

Ограничиваться за счёт кормовой базы, т.е. выживать на грани голодной смерти, человек не желает.

Вот и получается, что человеку приходится свою численность регулировать самому. Например, в форме войн, поскольку целенаправленным ограничением рождаемости занимаются только в Китае. Тут ещё надо учесть, что со своей численностью, как правило (Китай - исключение), проблем нет - есть проблемы с численностью соседей. Как только демографическое давление превысило порог, тут же нашёлся первый попавшийся повод, подрались, проредили население, снизили демографическое давление, пар выпустили, помирились, опять плодимся и размножаемся. А ведь возможности биосферы отнюдь не бесконечны.

До той поры, пока человек не займётся тотальным контролем своей численности через ограничение рождаемости, в силу ограниченности биосферы будет неизбежным контроль в форме войн.
zttt
19 июн, 2010 17:10 (UTC)
В целом рассуждения правильные, но с выводом я не согласен. Любая биологическая система деградирует, если в ней отключить естественный отбор. Это происходит из-за накопления мутаций как в ДНК, так и на поведенческом уровне. А мутации - это явление случайное и большинство из них вредные.

Так что регуляция численности населения без евгенических методов - это путь в бездну.

Еще один момент чисто экономический. Рост экономики прямо зависит от роста числа граждан. Если роста численности нет, то и экономика растет слабо (только за счет инноваций). Обычно это решается просто - демографическими волнами, т.е. демографические взрывы чередуются с демографическими катастрофами. Заодно решается и проблема отбора.
olga_euro
19 июн, 2010 20:02 (UTC)
Согласна, что законы демографии жестоки. Вся Европа сейчас решает проблему старения населения. Уверенности, что решит - нет никакой. Однако говорить о войне как о способе регулирования численности населения бесчеловечно. И Толстой написал приведенные строки под впечатлением увиденного на бастионах и в госпиталях. Каждый из нас содрогнулся бы в душе не меньше.
vitaly_nasennik
20 июн, 2010 01:04 (UTC)
Евгеника - это регуляция качества, а не количества. Хотя надо заметить, что оно таки работает - например, евреям удалось практически искоренить у себя синдром Тея-Сакса - смертельное наследственное заболевание.
vitaly_nasennik
19 июн, 2010 14:45 (UTC)
Вот с Гамлетом перебор. После этого вообще отвечать расхотелось.
olga_euro
19 июн, 2010 20:06 (UTC)
Гамлет попал под горячую руку. Не судите строго.
clear_text
19 июн, 2010 20:30 (UTC)
ничего не под горячую!
"Чем кумушек считать трудиться,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"
zttt
19 июн, 2010 16:54 (UTC)
Война - это один из множества инструментов дипломатии. Вообще не понимаю почему люди разделяют эти два понятия.
olga_euro
19 июн, 2010 20:05 (UTC)
Толстого мы об этом спросить уже не можем.
belgorodskiy
19 июн, 2010 17:29 (UTC)
на тему
Tне spirit of commerce extinguished those inflammable humours, which so often have kindled into wars. Alexander Hamilton.
olga_euro
19 июн, 2010 20:04 (UTC)
Re: на тему
Неординарное изречение. Интересно будет узнать, как вы его понимаете.
clear_text
19 июн, 2010 20:35 (UTC)
Re: на тему
я, со своей стороны, понимаю это так: из-за либерального экономического порядка кризисы ушли в финансовую сферу - из военной. Кризис 1929 года обернулся мировой войной, кризис 2008 года - свистопляской в СМИ, разорением нескольких банков и далеко не трагическими проблемами с семейным бюджетом у нескольких миллионов человек.
belgorodskiy
20 июн, 2010 04:06 (UTC)
смысл простой
Очевидно,что не так интересен прямой перевод со староанглийского изречения , а смысл простой: дух коммерции гасит те воспламеняющиеся страсти, которые столь часто ввергали человечество в войны.


Торгуйте и гасите страсти,
Которые могли бы погубить,
И не во власти будет счастье,
А в том, чтоб просто в мире жить!
olga_euro
20 июн, 2010 11:50 (UTC)
Re: смысл простой
Спасибо, очень интересно. В наше время агрессию гасит еще и спорт.
belgorodskiy
20 июн, 2010 16:40 (UTC)
Вы правы, конечно
Вы как всегда правы. Мне было очень интересно читать автобиографию Пеле-подарил свою книжку в раздевалке футбольного клуба "Космос"в Нью-Иорке.Давненько это было-сопровождал наших промышленников, приглашенных Д.Кендаллом-Председателем "Пепсико" и за одно спонсором этого клуба. C детства Пеле - очень скромный футбольный гений- был cовсем небогат, из большой бедной семьи и истинно религиозен.На поле-не агрессивен, как известно, не считая свыше тысячи голов, забитых по всем правилам. Интересно, что сегодня покажут бразильцы? Другие времена и новые восходящие звезды. Мечта-побывать в ЮАР!
olga_euro
20 июн, 2010 18:27 (UTC)
Re: Вы правы, конечно
Замечательная история!
( 24 комментария — Оставить комментарий )