?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Солидарность поколений

Солидарность поколений - так теперь называют заботу общества о пожилых. Полностью поддерживаю, потому что достойная старость  - залог нравственного и финансового здоровья нации. Чтобы работать с полной отдачей сегодня, надо знать, что в старости ты не останешься без гроша в кармане и без медицинской помощи. Именно это знание придает гражданский смысл выплачиваемым налогам: сегодня мы содержим пожилых, а завтра нас будут содержать нынешние школьники. И мы будем спокойно смотреть им в глаза. 

Недавно наблюдала такую сцену. Соседи по подъезду купили что-то крупногабаритное (как выяснилось позже, кондиционер).  Фургон подъехал к подъезду, водитель с хозяином стали вытаскивать коробку из машины. Было видно, что она тяжелая и неудобная - не ухватиться. В эту минуту со скамейки у соседнего подъезда поднялась пожилая дама и, опираясь на палку, направилась к мужчинам. Раздались крики "Уберите машину! Дышать нечем! Понаставили здесь!" Мотор был давно заглушен. Водитель и хозяин мирно объяснили, что через десять минут все закончится, и попросили войти в положение. Дама не унималась, в ход пошли слова "ветеран" и "война". Дальше - угрозы поколотить "обидчиков" палкой или побить машину. Тем временем мужчины втащили коробку в подъезд. Скоро водитель вернулся и под нескончаемые проклятия завел машину. 

Сцена, увы, не уникальная. Вроде, все понятно. Но остается два вопроса. Первый - что было бы, если бы машине или людям был нанесен ущерб. Уж, конечно, к ответу пожилую даму привлекать не стали. "Ну, что с нее взять?", - рассудил бы любой милиционер, - "ветеран все-таки". В обществе существует мощный запрет на обсуждение действий старшего поколения. А раз так, то наша героиня может чувствовать себя вполне безнаказанно. Правильно ли это? 

Вопрос второй. По идее, пенсионерка должна была радоваться тому, что во двор приехал фургон с товаром. Фирма, которая его произвела, заплатила налоги. Фирма, которая ее доставила - тоже. Покупатель-сосед тоже заплатил налоги с зарплаты (видимо, немалой). Все вместе они создали тот фонд, из которого бабушка получает пенсию. Вот они, эти люди, чьи рубли ей раз в месяц приносит почтальон. Да, каждый пенсионер честно работал всю жизнь. Но и нынешние тридцати-сорока-пятидесятилетние люди делают то же. 

Смотря правде в глаза, надо признать, что пенсионеров, которых содержали в свое время нынешние шестидесяти- и семидесятилетние люди было меньше, чем сейчас, по причине войны.  Кроме того, их поколение в целом не воспроизвело себя. Не будем давать этому какой-либо оценки. Так случилось, и точка. Поэтому нынешние работоспособные люди содержат больше пожилых, чем их родители в сове время. Какие есть основания не признавать их вклад? Почему не относиться к их усилиям с уважением? Почему не помогать им добрым словом? По-моему именно в этом состоит понимание себя как гражданина и равного члена общества.               

Метки:

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
clear_text
28 июл, 2010 05:31 (UTC)
Увы, эту проблему у нас не умеют и не хотят обсуждать.
это показывает, что у нас еще очень "традиционное" общество. Старик прав, потому что он - старик.
olga_euro
28 июл, 2010 13:28 (UTC)
Традиционное общество или незавершенная модернизация? Увы, в России не любят и не вполне умеют обсуждать финансовые вопросы функционирования общества. Ругать за маленькие пенсии принято, а думать, откуда они берутся, не принято.

Кстати, это же относится к молодежи. Выбрасывая в окно поезда банку из-под пива, молодые люди не думают о том, что так они отнимают пособия своих дедушек и бабушек.
(Удалённый комментарий)
olga_euro
28 июл, 2010 13:24 (UTC)
Ссылки и депортации, конечно, кошмар. Но часто именно люди пережившие его ведут себя весьма достойно. Вероятность, что пенсионерка, занимающая отдельную квартиру в хорошем районе Москвы, прошла ссылку, невелика. Действительно, пенсионеры на Западе живут гораздо лучше российских. А в Китае пенсий нет вовсе. Едва ли все пожилые китайцы полны агрессии.

Видимо, патернализм (о котором Вы написали) в нашем обществе сильнее, чем мы думаем.
(Удалённый комментарий)
olga_euro
28 июл, 2010 14:44 (UTC)
Согласна: детям, выросшим без присмотра и без ласки очень трудно освободиться от агрессии к обществу. Среди них из собственных комплексов вырываются единицы, в основном те, по моим наблюдениям, которые не боятся вести честный диалог с собой. Но здесь я не специалист, а наблюдатель-любитель.
kitschcat
28 июл, 2010 08:15 (UTC)
зависть и хамство вне поколений. оно присутствует всегда. пожилая женщина это еще раз продемонстрировала
olga_euro
28 июл, 2010 13:17 (UTC)
Согласна, что в любых возрастных группах есть те, кто не хочет считаться с обществом. Но мне не вполне понятно, почему пожилым заранее все прощается. Может быть, в этом всепрощении есть доля гордыни - их не считают членами общества? Получается своего рода сделка: раз у вас нет прав, то нет и обязанностей. Но это только догадка.
belgorodskiy
28 июл, 2010 10:15 (UTC)
Душа прощения молит
В условиях большой безработицы, вызванной в том числе и нынешним кризисом в Америке и в Европе и, в частности, в Швеции, соблюдение социальных гарантий для пожилых и неработающих, вызывает у активной части населения внутренний протест при том, что старики, обычно ведут себя тихо и скромно,не назидательствуют, cтараются быть полезными. Есть еще и прослойка пожилых, которые в своей среде самоорганизуются и годами ходят в пешие походы.Их особенно недолюбливают более молодые и трудоспособные.


В словах простых спешу поздравить
С Днем памятным крещения Руси!
Несет в себе святую радость,
Душа прощения молит...
olga_euro
28 июл, 2010 13:31 (UTC)
Re: Душа прощения молит
Спасибо за поздравления! Без Вас мы бы пропустили эту дату.

Написанное Вами о шведских стариках по-настоящему растревожило. Не поняла, почему трудоспособные шведы не любят стариков, отправляющихся в пешие походы. Даже представить себе трудно. Неужели все дело в высоких пенсиях?
belgorodskiy
28 июл, 2010 14:11 (UTC)
о пеших походах пожилых
Интересные маршруты в определенных весьма жестких условиях пеших походов пожилых по горам и равнинам Европы ( и не только) по маршрутным картам и с ночлегами на нарах вызывает скепсис и пренебрежение у тех,кто смолоду, попробовав такие походы, отказываются от них.Действительно, такие старики никому не наносят вреда и, казалось бы могут вызывать только уважение...Но, их выносливость и отрешенность порой вызывают обратный эффект и дело не только в затратах общества на пожилых, которые при этом не выглядят "comme il faut", а по-походному-с рюказаками и тростями,в специальной обуви, штурмовках.
olga_euro
28 июл, 2010 14:15 (UTC)
Re: о пеших походах пожилых
Как-то один приятель рассказывал, как пожилые шведы ходят зимой на равнинных лыжах по льду залива. Берут с собой бутерброд и термос и бегут кросс длиною в день, который не под силу молодым.
clear_text
28 июл, 2010 16:04 (UTC)
Re: о пеших походах пожилых
просто завидуют!
belgorodskiy
28 июл, 2010 14:37 (UTC)
и на коньках тоже
То же самое по замерзшему берегу залива длинною почти в день практикуют на острых коньках-полозьях.Начинают смолоду и катаются до старости.
olga_euro
28 июл, 2010 15:02 (UTC)
Re: и на коньках тоже
Вот это правильно во всех отношениях!
sadovnik40
29 июл, 2010 11:01 (UTC)
Солидарность с этой породой людей, увы, невозможна.

Злобный у нас народ. И не только в квартирном вопросе дело. Часто хочется сказать, что это генетическое свойство, но одергиваешь себя: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Это только культурой определяется, а культурные процессы идут медленно. И ведь правда: сейчас ведь нет диких драк поселок на поселок, какие я видел в послевоенные годы. Но иногда кажется, что культурным воспитанием злоба только внутрь загоняется, но не исчезает. Злоба – скалярная величина, она потенциальна, она имеет свойство накапливаться. Живешь с человеком рядом, всё ничего, но вдруг по пьянке как прорвется… И выльется на того, кто рядом оказался.
Когда разговор о политике приводит к рассуждениям о добре и зле, сегодняшние политологи морщатся и отворачиваются. Считается, что эта тема должна проходить, так сказать, по духовному ведомству. Но что же делать, если наша Церковь не сумела за отведенный ей срок (всего тысяча лет в отличие от двух тысяч в Европе) справиться с задачей завершения христианизации? Придется нам, постхристианам, этим заниматься. Ибо, как сказал великий Гегель, народ, имеющий плохое понятие о Боге, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы.
olga_euro
29 июл, 2010 14:49 (UTC)
Про драки поселок на поселок или квартал на квартал мне рассказывали, представляю, но, конечно, не так, как старшее поколение.

Незавершенная христианизация - возможно. Здесь я бы попросила разъяснений. Чувствую, но формулировать трудно.

Есть еще один аспект проблемы, который почти выпал из дискуссии - экономический подтекст общественных отношений. Здесь Россия порядком отстала от Европы. На мой взгляд, деньги в представлении большинства простых россиян - что-то мифическое, почти сказочное, желаемое и порицаемое одновременно. Но ни в коем случае не инструмент, как у европейцев. У нас не до конца сложились представления о собственности и о финансовой ответственности (в том числе и перед собой). А это - одна из основ общества.
sadovnik40
30 июл, 2010 03:13 (UTC)
Бывают удивительные пересечения...
Драки - это прежде всего воспоминания о Мончегорске. Интересно, сохранилась ли там Новопроложенная улица?

Христианизация России - это очень моя тема. Только что вышла моя книга, это первый шаг к написанию нового, принципиально нового учебника по обществознанию. 5-я и 22-я главы посвящены именно этому вопросу. Формулировки там весьма отточены.
Вот здесь: http://gtrubnik.narod.ru/dnc_soc.htm
можно поллучить весьма полное, хотя и фрагментарное, представление о книге. Она предназначена школьным учителям, но и студентам гуманитарных вузов, надеюсь, не покажется примитивной.
Вам я могу прислать весь текст (1 мегабайт), если скажете адрес.
Мой адрес: gtrubnik2004@yandex.ru

С погодой у вас сегодня легче? И настроение лучше? :)
olga_euro
30 июл, 2010 14:43 (UTC)
Да, Мончегорск! Спасибо, что прогуглили меня. Знаю, что в этот город ссылали ленинградских немцев после войны, очень грустная и несправедливая история. Мне довелось родиться в этом городе, но я его не знаю. Отец служил в этом районе. На станции 25-й километр, где жили родители, из космоса и сейчас видно взлетную полосу, ангары. А в Гирвасе взлетная полоса осталась, но аэродрома больше нет.

Книгу Вашу лучше куплю - сделаю продажи Вам и издательству:)

С погодой в Москве получше, но настроение неважное, потому что горит Воронеж, горят леса в Рязанской, Владимирской, Нижегородской и многих других областях нашей страны.
belgorodskiy
30 июл, 2010 14:39 (UTC)
Спасибо за ссылку на Вашу книгу
Без труда удалось познакомиться.Чувствуется уже по четкому названию-давно и серьезно вынашиваемые автором мысли и тревоги...
belgorodskiy
30 июл, 2010 15:21 (UTC)
Книгой можно зачитаться и стихами истинно поэтически

Позвольте немного процитировать для тех уважаемых читателей , кто пока не открыл эту книгу :
"Нашу цивилизацию создали люди, именно так понимающие идею Бога. Именно они являются для тебя авторитетами, учителями.

Поверив в Христа, человек побуждается идти к людям, имеющим эту же веру
. Он вступает в Церковь. Здесь он обретает душевный покой: здесь ему не приходится спорить с окружающими по крайней мере по Главному Вопросу. Добровольное наложение на себя обязанности выполнять устав приносит облегчение. Но пребывание в Церкви не сулит окончательного покоя. Церковь - это организация людей, просто грешных людей. Порой бывает нелегко сочетать церковную дисциплину с личной свободой и ощущением Пути. Но надо стараться.



Жизнь - без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами - сумрак неминучий,

Иль ясность Божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд - да будет тверд и ясен,

Сотри случайные черты -

И ты увидишь: мир прекрасен.

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

Пускай же всё пройдет неспешно,

Что в мире свято, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Александр Блок

( 19 комментариев — Оставить комментарий )