?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Российская Ассоциация европейских исследований уже 15 лет выпускает квартальный обзор "Европейский Союз: факты и  комментарии". Найти его можно по адресу: http://www.edc-aes.ru/site/ru/union.html

Инициатива такого бюллетеня была выдвинута в 1995 году Президентом Ассоциации Юрием Антоновичем Борко. Он собрал коллектив и приступил к делу. Обзоры пишутся по стандартной схеме на основе материалов агентства Agence Europe, которые Ассоциация получает по довольно дорогой подписке. К фактическому материалу авторы добавляют собственные оценки и комментарии. В итоге получается  добротный и емкий текст. Для написания одного обзора по ЭВС мною прочитывается до 160 тысяч печатных знаков (100 страниц)  английского текста. На основе этого получается обзор длиною в 8 - 15 тысяч знаков. 

Помещаю обзор за апрель - июнь. Текст длинный, рекомендуется исключительно специалистам. При использовании убедительно прошу ссылаться на источник.   

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ

Апрель – июнь 2010 г.

 

Весна и начало лета 2010 г. выдались чрезвычайно богатыми на события. По мере того, как страны ЕС начали выходить из кризиса, обнаружилось, что состояние их государственных финансов резко ухудшилось. По итогам прошлого года бюджетный дефицит составил 6% по ЕС и 7% по зоне евро. Только шесть стран из 27 – Люксембург, Болгария, Эстония, Финляндия, Швеция и Дания – соблюдали Пакт стабильности и роста, то есть имели дефицит менее 3% ВВП. Двенадцать стран превышали этот потолок вдвое, а в четырех страна – Латвии, Испании, Ирландии и Великобритании дефицит составлял 10% ВВП и более.

В марте Европейская комиссия провела ежегодную оценку национальных экономических программ стран ЕС. Как выяснилось, большинство правительств возлагают чрезмерные надежды на будущее оживление и плохо представляют, каких усилий потребует от них консолидация бюджетов. Олли Рен, член Европейской комиссии, отвечающий за экономические и финансовые вопросы, выступая на пресс-конференции по итогам инспекции, отметил, что «мировой экономический кризис оставил глубокий шрам на системе государственных финансов стран ЕС». К нулевому сальдо госбюджетов они смогут вернуться не ранее 2013 года. Но в 2012 году общий госдолг составит уже 85% союзного ВВП, по сравнению с 61% в 2007 г. Фактически борьба за оздоровление государственных финансов, которую органы ЕС вели последние пятнадцать лет после подписания Маастрихтского договора, теперь пошла насмарку. Чтобы вернуть госдолг на докризисный уровень странам ЕС потребуется еще пятнадцать лет. Насколько это будет актуально в 2025 году, и как к этому времени будет выглядеть мировая экономика, сказать трудно.

Концентрированным выражением проблемы государственных финансов стран ЕС стал долговой кризис в Греции, разразившийся после того, как избранное осенью новое правительство объявило об угрозе дефолта. Как выяснилось, в результате махинации предыдущего кабинета страна набрала долгов на 300 млрд. евро, из которых 53 млрд. следовало выплатить в 2010 г. В 2009 г. дефицит госбюджета Греции составил 12,7 % ВВП вместо планировавшихся  7,7%.

Новость повлекла за собой снижение курса евро и повышение ставок по греческим государственным облигациям. 25 марта на саммите Европейского союза в Брюсселе главы государств и правительств одобрили план спасения греческой экономики, разработанный накануне канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Николя Саркози. Две трети необходимой суммы страна получила в виде кредитов от 15 других участников зоны евро и одну треть – от Международного валютного фонда.

На заседании Совета Экофин 16 – 17 апреля были согласованы детали механизма оказания финансовой помощи Афинам. Министры финансов и главы центральных банков стран ЕС приняли решение о предоставлении кредитов по льготной ставке 5% годовых, по сравнению с 7% годовых, под которые греческое правительство могло бы осуществлять заимствования на рыночных условиях. Ожидается, что к 2011 году частные банки и кредитные рейтинговые агентства повысят суверенный рейтинг Греции, что позволит ей снова вернуться к заимствованиям на финансовых рынках. 

2 мая после заседания Еврогруппы ее председатель Жан-Клод Юнкер заявил о решении начать реализацию многолетней программы экономической помощи, которая явилась результатом многостороннего соглашения между Европейской комиссией, ЕЦБ, МВФ и правительством Греции. В соотвтетствии с ней, Греции выделяется 110 млрд. евро сроком на три года, из которых 80 млрд. предоставляется по линии двусторонних кредитов государств-членов еврозоны (в том числе 30 млрд в течение первого года) и 30 млрд. евро – по линии МВФ. Судя по скупым заявлениям господина Юнкера и главы ЕЦБ Ж.-К. Трише, принятое Еврогруппой решение далось ей исключительно нелегко. Дискуссия протекала вяло вследствие разницы в политических культурах и традициях демократического управления государств-членов, а также из-за необходимости информировать о происходящем общественность.

Разработанный греческим правительством план экономических реформ предполагает сокращение государственных расходов и повышение налогов с тем, чтобы к 2014 г. страна смогла сократить дефицит госбюджета до 3% ВВП. Объявленные меры экономии включают: повышение НДС с 21% до 23%; 10-процентное повышение налога на бензин, алкоголь и табачную продукцию; замораживание пенсий и зарплат в госсекторе; повышение минимального возраста выхода на пенсию до 60 лет. На повестке дня также либерализация рынка труда и масштабная приватизация государственной собственности. Правительственный план встретил массовое сопротивление населения, весной по всей Греции прошли демонстрации профсоюзов и забастовки.

Финансовый кризис в Греции послужил толчком к повсеместной и крайне болезненной дискуссии об экстренной реставрации экономической части ЭВС, то есть об усилении наднациональных полномочий Комиссии и Совета в сфере  экономической и бюджетной политики государств-членов. По сути это означает негласное движение ЕС к федерации и политическому союзу, которое, как казалось, было прервано провалом Конституции и принятием вместо нее гораздо менее действенного Лиссабонского договора. 15 мая в ЕС была принята программа укрепления экономической опоры ЭВС, согласно которой Комиссия, Совет Экофин и Европарламент, а также Евростат получат широкие полномочия в сфере контроля за макроэкономической, структурной и бюджетной политикой государств-членов. Член Исполнительной дирекции ЕЦБ оренцо Бини Смаги, выступая 28 мая в Рабате, недвусмысленно заявил: "Валютный союз фактически является политическим союзом. Он должен функционировать и будет функционировать".  

30 июня Европейская комиссия обнародовала сообщение об усилении координации экономической политики государств-членов ЕС, Документ адресован Европейскому парламенту, Европейскому Совету, Совету, ЕЦБ, Экономическому и социальному комитету, а также Комитету регионов. Сообщение начинается со слов о том, что Евросоюз извлек серьезные уроки из недавнего финансового и экономического кризиса. "Существует широкое политическое согласие, - говорится далее в документе, -  что  Европейский Союз должен иметь в своем распоряжении более широкие и эффективные инструменты [экономической] политики для обеспечения его будущего процветания и [высокого] уровня жизни". Комиссия ставит следующие задачи: 1) выработать предложения об усиленных мерах координации и надзора за экономической политикой государств-членов; 2)  ввести в действие эффективный механизм принуждения, который гарантирует то, что государства-члены будут выполнять согласованные в рамках ЕС решения; 3) провести Семестр координации экономической политики, который поможет государства-членам освоиться в новой обстановке.

В части экономического надзора предлагается ввести два рода инструментов - превентивные и корректирующие. Авторы документа без ложного стыда употребляют слово "санкции", которое было прочно забытого после реформы Пакта стабильности и роста в 2005 г. В их числе называются меры, предусмотренные Лиссабонским договором, а именно: предоставление страной-нарушителем дополнительной информации; предложение Европейскому инвестиционному банку пересмотреть свою кредитную политику в отношении страны-нарушителя; создание страной-нарушителем беспроцентного депозита и его обращение в штраф. Таким образом Евросоюз пытается реанимировать загубленный в 2005 г. по инициативе Германии и Франции Пакт стабильности и роста. Если ему это удастся, то еврозона сможет преодолеть последствия кризиса государственных финансов и продолжить нормальное функционирование. Если же принятые решения не будут выполняться, то судьба единой европейской валютой окажется под угрозой.

Новые инициативы в области экономического управления (economic governance) Евросоюзом должны быть выработаны к концу года экспертной группой под руководством президента Европейского совета Хермана Ван Ромпея, которая была создана по решению саммита ЕС 25 марта 2010 г. Состав группы пока не оглашался, известно только, что в нее войдут министры финансов стран еврозонв. То, что группе предстоит трудная работа, ясно уже сейчас. Ведь любые попытки усилить контроль Совета и Комиссии над действиями национальных правительств в части экономической политики и тем более, вмешаться в процесс принятия государственных бюджетов, где заглавную роль играют национальные парламенты, чреваты повторением кризиса, возникшего в ходе ратификации Конституции ЕС. Показательно и то, что отец-основатель ЭВС Жак Делор высказывается против использования термина «экономическое управление» считая достаточным усиление координации экономической политики государств-членов.

Создание элементов, пусть единичных, наднационального экономического правительства требует решения деликатного политического вопроса. Речь идет о равном отношении органов ЕС к политике крупных стран-членов, прежде всего Германии и Франции. До сих пор Берлин и Париж избегали открытой критики со стороны Совета и Комиссии благодаря тому, что они являются главными вкладчиками в общий бюджет, основными разработчиками внутри- и внешнеполитического курса Евросоюза, не говоря уже об их вкладе в урегулирование чрезвычайных ситуаций. Однако в ходе нынешней дискуссии об экономическом кризисе в ЕС многие называли его причиной несостоятельную политику Ангелы Меркель. Между тем, движение Евросоюза к подлинному равенству государств-членов ставит на повестку дня вопрос об их равной ответственности за судьбу европейской интеграции, но в обозримой перспективе эта цель  недостижима.     

7 июня министры финансов стран еврозоны завершили разработку Европейского инструмента финансовой стабилизации (European Financial Stability Facility), созданного по решению Европейского совета от 9 мая 2010 г. Данный инструмент – своего  рода аналог Европейского валютного фонда, хотя по юридическим соображениям в его названии было решено не использовать слово «фонд». Отныне в случае чрезвычайных экономических затруднений, угрожающих целостности зоны евро, ее члены смогут получить финансовую помощь в размере 400 млрд. евро. Долговые обязательства фонда, гарантированные государствами-членами, будут направляться на выкуп облигаций той страны, которая будет не в состоянии проводить рефинансирование по «разумным» ставкам. Выделение средств фонда не потребует одобрения национальных парламентов. Общий размер мобилизуемых средств с учетом ресурсов МВФ (до 250 млрд. евро) и других источников составит 750 млрд. евро.

            Принятие данного решения незамедлительно отразилось на курсе единой европейской валюты. Днем ранее – 7 июня 2010 года – номинальный эффективный курс евро снизился до среднего за последние 17 лет уровня (данный показатель публикуется ЕЦБ начиная с июня 1993 года). На этой отметке ЭКЮ находился в общей сложности восемь раз, включая один период продолжительностью более 10 месяцев. А именно: в июле 1994 года,  в феврале и декабре 1997 года, в июне - июле 1998 года, в феврале 1999 года, в марте и в августе 2003 года, потом с июня 2005 г. по апрель 2006 г. С тех пор в течение четырех лет курс евро ни разу не опускался до указанного уровня. Напомним, что эффективный курс евро рассчитывается к корзине из валют 21 страны - основных торговых партнеров зоны евро. В их числе: Австралия, Канада, Дания, Гонконг, Япония, Норвегия, Сингапур, Швеция, Республика Корея, Швейцария, Великобритания, США,  Болгария, Чехия, три балтийские страны, Венгрия, Польша, Румыния и Китай.

Уже на следующий день началось повышательное движение евро – как эффективного курса, так и его курса к доллару. За неполных два месяца (к 29 июля 2010 г.) курс европейской валюты вырос на  9 % - с 1,1959 до 1,3069 долларов за евро.

            С 1 января 2011 года Эстония станет 17 членом валютного союза, а эстонская крона будет заменена на евро. 12 мая Европейская комиссия и ЕЦБ на основе проведенного анализа, заявили о том, что страна выполнила критерии конвергенции и готова к переходу на единую валюту. С 1992 года курс эстонской кроны был привязан к немецкой марке, а с в июня 2004 года страна является участником механизма обменных курсов (МОК – 2). По итогам 2009 года дефицит госбюджета составил 1,7% ВВП, что заметно ниже установленного Маастрихтским критерием потолка. Государственный долг Эстонии равен всего 7,2% ВВП, тогда как средний по ЕС показатель достигает 75% ВВП. С марта 2009 г. по март 2010 г. инфляция в Эстонии в среднем составила минус 0.7 %, тогда как Маастрихтский норматив был равен 1,0%. Что касается долгосрочных процентных ставок, то этот критерий не применим к Эстонии, поскольку она не размещает долгосрочных государственных облигаций. 16 июня Европейский парламент одобрил присоединение Эстонии к зоне евро: «за» было подано 589 голосов, «против» -  40 при 52 воздержавшихся.

Вступление Эстонии в ЭВС не окажет никакого влияния на политику ЕЦБ или на  курс единой валюты. Население страны составляет 1340 тыс. человек, по этому показателю страна опережает только миниатюрные Кипр, Люксембург и Мальту. Эстония – одна из наименее обеспеченных стран Евросоюза: в 2009 году ее ВВП на душу населения по ППС составил 14600 евро, или 62% от среднего по ЕС – 27. Мировой экономический кризис нанес серьезный удар по экономике страны, в прошлом году эстонский ВВП сократился на 14,1%, тогда как аналогичный спад в ЕС-27 был равен 4,2%. Только за один безработица выросла более чем в два раза – с 5,5% в 2008 году до 13,8% в 2009 году.

Столь резкое ухудшение социально-экономических показателей было в значительной степени связано с тем, что правительство не могло прибегнуть к девальвации национальной валюты (как это сделала, например, Польша), поскольку тогда бы страна выпала из МОК-2 и потеряла возможность перейти на евро. В похожее положение попали Литва и Латвия, однако в случае Эстонии принесенная жертва оказалась не напрасной. По мнению многих наблюдателей, принятие Эстонии в члены ЭВС имеет не только экономическое, но и политическое значение. Руководству ЕС важно показать, что греческий кризис не убавил привлекательности зоне евро, и членство в ней остается заветной мечтой стран ЦВЕ. Как бы то ни было, вступление Эстонии в зону евро пройдет благополучно как для самой страны, так и для ее партнеров.  

Ключевые слова: Экономический и валютный союза ЕС, Экофин, евро

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
belgorodskiy
2 авг, 2010 15:31 (UTC)
Большое спасибо за Ваш обзор
Как понял из обзора к стабилизации Евро на нынешнем этапе привели весьма решительно обьявленные меры как своего рода гарантии, хотя реально этим инструметом еще не было необходимости воспользоваться. Видимо, были сделаны расчеты на макроэкрномических уровнях, чтобы прийти к той сумме оценки гарантий, которая "успокоит" инвесторов и игроков, и вернет их в лоно евро.Все-таки, какой это тонкий и чувствительный макроинструмент, что дает желаемый, пусть хоть и временный результат. Далее лучше просто процитировать Вас, хотя и считается, что цитаты ныне не в моде. По-этому,извините, без кавычек:


7 июня министры финансов стран еврозоны завершили разработку Европейского инструмента финансовой стабилизации (European Financial Stability Facility), созданного по решению Европейского совета от 9 мая 2010 г. Данный инструмент – своего рода аналог Европейского валютного фонда, хотя по юридическим соображениям в его названии было решено не использовать слово «фонд». Отныне в случае чрезвычайных экономических затруднений, угрожающих целостности зоны евро, ее члены смогут получить финансовую помощь в размере 400 млрд. евро. Долговые обязательства фонда, гарантированные государствами-членами, будут направляться на выкуп облигаций той страны, которая будет не в состоянии проводить рефинансирование по «разумным» ставкам. Выделение средств фонда не потребует одобрения национальных парламентов. Общий размер мобилизуемых средств с учетом ресурсов МВФ (до 250 млрд. евро) и других источников составит 750 млрд. евро.

Принятие данного решения незамедлительно отразилось на курсе единой европейской валюты.
olga_euro
2 авг, 2010 19:34 (UTC)
Re: Большое спасибо за Ваш обзор
Спасибо за комментарий! Да, создание нового финансового инструмента быстро успокоило рынки. Вопрос - надолго ли. Мне этот инструмент напомнил соглашения о кредитах своп между центральными банками Японии и Китая, с одной стороны, и стран АСЕАН - с другой. Система была разработана после кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Ази и зарекомендовала себя очень хорошо. То есть, сам факт страховки добавляет устойчивости валютным курсам.
agitath
20 сент, 2010 21:33 (UTC)
В друзьях :)
( 3 комментария — Оставить комментарий )