Журнал Ольги Буториной (olga_euro) wrote,
Журнал Ольги Буториной
olga_euro

Музей истории Москвы. Развлечение вместо знания

Вчера позвонили друзья, мы решили сходить в музей, а потом вместе пообедать. Выбрали музей истории Москвы, что на Лубянке. Последний раз я была в нем еще школьницей в середине 70-х годов – больше тридцати лет назад. Как раз в этом музее я впервые увидела скульптурные портреты древних славян, выполненные известным антропологом Михаилом Герасимовым. Помню карты Москвы разных времен и скучные (тогда) описания нескольких планов реконструкции Москвы. Еще были макеты известных построек, чертежи новых проспектов, архивные документы.

Пришли в музей, купили билеты по 50 рублей, поднялись на второй этаж. В начале осмотра предметы, найденные на стоянках древнего человека: каменные топоры, наконечники стрел, поделки из кости, женские украшения, пуговицы из янтаря. Потом пошли кольчуги, копья, шлемы – все, как полагается, в хронологическом порядке. Почти как живые, смотрелись манекены: кожевенник в своей мастерской, плотник, гончар. Вот найденный клад – горшок с серебряными копейками. Рассматривать можно сколько угодно, только нельзя узнать, какие правители и когда чеканили эти монеты. А ведь копейки придумали именно в Москве: название пошло от изображенного на аверсе князя с копьем. Но об этом музей скромно умалчивал.  

В следующем зале было несколько полотен с изображением Москвы разных времен: вот белый кремль, вот красный, вот Москва времен Ивана Калиты. Ни дат, ни рассказов о важнейших событиях или выдающихся личностях. 

На первом этаже нас ждали инсталляции. Монохромные фотографии во всю стену создавали эффект присутствия на московских улицах конца XIX - начала XX века. Реальная мебель и предметы быта того времени еще больше усиливали его. Вот дамские платья с кружевом, вот  кожаные саквояжи возле расписания дачных поездов, вот цветные склянки из-под лекарств и жестяные короба для сладостей. Глаз радуется, а мозг отдыхает, потому что никакого разговора по существу о той эпохе музей не предлагает. Как будто не было в Москве ни знаменитых  архитекторов, ни известных на весь мир зданий и градостроительных проектов.     

Сложилось впечатление, что нас лишили того главного, зачем ходят в музей – приращения знаний (как бы напыщенно это ни звучало). Кто-то решил, что посетителю нужны простые и яркие картинки, вроде рекламных роликов, а никак не понимание мира, в котором он живет.  Выходит, что до конца XX века музей выставлял на всенародное обозрение свою самую большую ценность – системное представление о развитии Москвы. Теперь  же в угоду рынку и невидимому потребителю ее подменили забавными артефактами. Рядовых граждан незаметно отлучили от истории российской столицы.         

 

Те самые копейки Ивана Грозного

 


 

 

Tags: Россия, история, мир людей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments