?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера позвонили друзья, мы решили сходить в музей, а потом вместе пообедать. Выбрали музей истории Москвы, что на Лубянке. Последний раз я была в нем еще школьницей в середине 70-х годов – больше тридцати лет назад. Как раз в этом музее я впервые увидела скульптурные портреты древних славян, выполненные известным антропологом Михаилом Герасимовым. Помню карты Москвы разных времен и скучные (тогда) описания нескольких планов реконструкции Москвы. Еще были макеты известных построек, чертежи новых проспектов, архивные документы.

Пришли в музей, купили билеты по 50 рублей, поднялись на второй этаж. В начале осмотра предметы, найденные на стоянках древнего человека: каменные топоры, наконечники стрел, поделки из кости, женские украшения, пуговицы из янтаря. Потом пошли кольчуги, копья, шлемы – все, как полагается, в хронологическом порядке. Почти как живые, смотрелись манекены: кожевенник в своей мастерской, плотник, гончар. Вот найденный клад – горшок с серебряными копейками. Рассматривать можно сколько угодно, только нельзя узнать, какие правители и когда чеканили эти монеты. А ведь копейки придумали именно в Москве: название пошло от изображенного на аверсе князя с копьем. Но об этом музей скромно умалчивал.  

В следующем зале было несколько полотен с изображением Москвы разных времен: вот белый кремль, вот красный, вот Москва времен Ивана Калиты. Ни дат, ни рассказов о важнейших событиях или выдающихся личностях. 

На первом этаже нас ждали инсталляции. Монохромные фотографии во всю стену создавали эффект присутствия на московских улицах конца XIX - начала XX века. Реальная мебель и предметы быта того времени еще больше усиливали его. Вот дамские платья с кружевом, вот  кожаные саквояжи возле расписания дачных поездов, вот цветные склянки из-под лекарств и жестяные короба для сладостей. Глаз радуется, а мозг отдыхает, потому что никакого разговора по существу о той эпохе музей не предлагает. Как будто не было в Москве ни знаменитых  архитекторов, ни известных на весь мир зданий и градостроительных проектов.     

Сложилось впечатление, что нас лишили того главного, зачем ходят в музей – приращения знаний (как бы напыщенно это ни звучало). Кто-то решил, что посетителю нужны простые и яркие картинки, вроде рекламных роликов, а никак не понимание мира, в котором он живет.  Выходит, что до конца XX века музей выставлял на всенародное обозрение свою самую большую ценность – системное представление о развитии Москвы. Теперь  же в угоду рынку и невидимому потребителю ее подменили забавными артефактами. Рядовых граждан незаметно отлучили от истории российской столицы.         

 

Те самые копейки Ивана Грозного

 


 

 

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
ledi_olga_2008
30 дек, 2008 02:12 (UTC)
К сожалению. это общая тенденция к примитивизации нашего сознания, восприятия.Не люблю рассуждений на тему "это все придумал Черчилль", но просматривается идеологическая программа "упрощения мозгов" россиян. Телевизионная сетка процентов на 80 состоит из шоу, книги (новые) думающего интеллигентного автора-редкость; дети, прочитав Гарри Потера, книги практически забросили. Список можно продолжать.
А музею тоже надо выживать. И привлекать посетителей.
Кстати, в 90 годы, все было несравнимо хуже. Я с ужасом наблюдала, как в моем городе закрывались одна за другой библиотеки. Бушков начал писать про пираний, а народу крышу снесло от информации о магах. экстрасенсах. целителях...
olga_euro
1 янв, 2009 15:52 (UTC)
Да, помню повальное увлечение магами и экстрасенсами в 90-е годы. Сейчас это всмопинается как всенародное помешательство. А пирамида МММ - скольким людям от нее снесло крышу? Тоже, ведь, без упрощения сознания не обошлось. И все равно жалко, что музеи превращаются в провинциальные филиалы Диснейленда.
clear_text
1 янв, 2009 11:28 (UTC)
Это не в угоду невидимому, а в угоду НЕВЕДОМОМУ потребителю. Бывает (чаще на телевидении), что начальство ставит во главу угла свои убогие представления о спросе, о желаниях публики.
Однако, чтоб дать, как Вы выражаетесь, "системное представление" - нужны еще экскурсоводы, нужны внятные комментарии на стенах. Это трудно, дорого, хлопотно. Вот и идут по пути наименьшего сопротивления.
olga_euro
1 янв, 2009 15:55 (UTC)
Точно! Вы правы: НЕВЕДОМЫЙ и невиданный никем вымышленный потребитель ставится начальством во главу угла. И все же мне кажется, что сделать толковые стенды можно. Например, заказать их в соответствующих нсттутах Академи наук. Ученые будут рады поставить свое имя под анотациями.
clear_text
1 янв, 2009 17:42 (UTC)
да конечно, можно!
( 5 комментариев — Оставить комментарий )