?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я против плагиата по следующим причинам:
1) воровать нехорошо;
2) заимствуя чужие тексты,  "автор" (особенно преподаватель) сам лишает себя права требовать от коллег и студентов честного, профессионального отношения к их продукту: книгам, статьям, рефератам и дипломным работам;
3) Используя чужой текст "автор" усиленно заметает следы. Обычно он снимает указания на то, когда был написан первоначальный текст. То есть мысли двух-трех-пяти летней давности выдаются за свежие. Это тормозит развитие научной мысли, заставляет науку пробуксовывать.
4) Используя чужой текст "автор" сплошь и рядом удаляет сноски, имевшиеся в оригинале, или даже ставит липовые сноски, чтобы придать тексту "наукообразность". Это перерезает каналы нормального научного общения, лишает читателей интеллектуальных связей с другими специалистами, разрабатывающими данную тему. 
5) плагиат наносит непоправимый ущерб молодому поколению ученых, лишает их профессиональной гордости (молодежь начинает думать, что списывают все) и подрывает веру в возможность сделать интеллектуальный вклад в развитие страны.

В июле этого года я обратилась к коллегам из Высшей школы экономики с просьбой разобраться по факту заимствования моего текста. Мой пост назывался "Свой чужой текст"

Вчерашнее решение коллег из ВШЭ. Факт плагиата признан. "Автор" подала заявление об увольнении.

Не соглашусь с мнением моего френда sartac  о том, что большинство ведущих ученых в гуманитарных науках - в лучшем случае переводят тексты иностранных авторов. Хотя проблема, безусловно, есть. Его пост "Пирамида плагиата". Научному сообществу нужна широкая дискуссия на тему плагиата. Лично мне кажется продуктивной идея специальной добровольной декларации, в которой ученый публично заявлял бы "Мои тексты свободны от плагиата".

Что, если начать кампанию в ЖЖ? Готова подписаться. 

Метки:

Comments

( 18 комментариев — Оставить комментарий )
kitschcat
21 дек, 2010 07:38 (UTC)
плагиат был, есть и будет. бороться с ним, конечно, можно, но зачем тратить свои силы на это? если научная среда функционирует нормально, то это люди естественным образом отсеиваются.

конечно, если Ваши тексты крадут и Вы это видите, то абсолютно нормально заявить об этом. но мне абсолютно не интересно будут ли студенты списывать свои дипломные/курсовые/реферат и др. работы или писать их сами. предъявляемые требования к объему текста не соответствуют тому, что студенты могу спокойно написать и тому, что их руководитель может реально прочитать и обсудить с ними. это все просто фикция, которая может поддерживаться только с помощью плагиата.
kitschcat
21 дек, 2010 07:47 (UTC)
кстати, а с этой женщиной мне абсолютно не понятно: она ведь преподаватель английского. так почему ее система вынудила пойти на плагиат текста по экономике для того, чтобы пройти аттестацию? вот комизм. возможно, она очень неплохой преподаватель английского языка. но это проблема вышки, если они хотят преподавателей таких предметов аттестовать по принципу преподавателей других специальностей.
olga_euro
21 дек, 2010 15:52 (UTC)
Не думаю, что ее вынудили. Просто было предложение написать главу, и будучи кандидатом экономических наук она согласилась.
olga_euro
21 дек, 2010 16:08 (UTC)
Когда-то врачи не мыли руки, и потому родильницы мёрли, как мухи. Согласна, что естественный отбор работает, и хорошие специалисты все равно оказываются на виду. Это не значит, что моралью можно пренебречь. А если мораль не работает, то должен работать механизм санкций. Публичное осуждение - та же санкция. Возможно, она посильнее суда. О раскрытии факта плагиата узнает не только сам "автор", но и члены комиссии, коллеги по работе, их коллеги и знакомые. Круги по воде идут. И заставляют задуматься тех, кому иногда лень стаавить кавычки. У этих людей возникает реальная опасность общественного осуждения.
pingback_bot
21 дек, 2010 08:02 (UTC)
О плагиате в научной работе
User nifel referenced to your post from О плагиате в научной работе saying: [...] на, д.э.н., заведующая кафедрой европейской интеграции МГИМО, о плагиате в научной работе  [...]
(Удалённый комментарий)
olga_euro
21 дек, 2010 15:51 (UTC)
Да, похоже на картину судебного заседания. Но еще и на подпись под воззванием или значок с изображением рордного города, любимой групппы и т.п. В Европе широко распространены добровольные кодексы поведения, и подписавшиеся под ними банки, компании дают об этом знать своим коллегам и клиентам.
brooming
21 дек, 2010 15:36 (UTC)
Константин Сонин (профессор РЭШ) борется. В его дневнике написано про "казус Некипелова". Если интересно - почитайте. ksonin.livejournal.com
olga_euro
21 дек, 2010 15:46 (UTC)
Спасибо за ссылку, эту историю читала. Уверена, что надо отстаивать права авторов научных текстов. Тем более, что они не требуют платы за использование их результатов, а только кавычек и ссылки.
belgorodskiy
22 дек, 2010 09:35 (UTC)
Затронута вечная тема и очень своевременно
Мы прекрасно знаем и помним, что есть вечные писания, в которых авторство по обьективным причинам не может быть и не относится к отдельным личностям, которые совершая порой аскетический подвиг, лишь стремились, исходя из духовных начал,внести свою скромную лепту и остаться неизвестными навеки веков.Что касается современной работы с текстами, то она сильно отличается от того, что было даже только лет 20-30 тому назад и ранее,благодаря электронным носителям и возможностям копирования, в частности сканирования. Мой бывший дипломник за пять дней до защиты неожиданно появился и рассказал, что проиграл деньги на бирже в сумме равной стоимости комнаты,которую ему выделила одинокая мать.Провал диплома убьет ее окончательно.Cтудент грамотный и все раньше по учебе шло с оценками выше 4. Он просил в виде исключения (деканат не возражал)дать ему тему, план и источники и за 4 дня принес готовую работу без видимых ( как и обещал) следов плагиата.Защитился успешно-на самом деле очень способный.
И все же призыв очень своевременный и правильный. Улучшить бы еще условия учебы и авторской работы.Иногда поджимают со сроками даже при отстутствии материальных стимулов.Контроль за выпуском письменных работ должен быть жестким.
Совесть самого автора-на первом месте.
olga_euro
22 дек, 2010 15:19 (UTC)
Re: Затронута вечная тема и очень своевременно
Правда Ваша - главное, чтоб совесть была чиста.
spz42
23 дек, 2010 16:29 (UTC)
Начните, плиз, с оценщиков жюри на конференциях и науч. руков. ибо и те и других любят воровать чужие работы. Известная формула, "не делай слошком хорошо - украдут" срабатывает на 100%.
olga_euro
23 дек, 2010 16:53 (UTC)
Мы уже начали. Что касается научных руководителей, то проверять я могу только сотрудников кафедры. До сих ничего подобного не было. По поводу жюри на конференциях могу сказать, что никогда не участвовала в отборе работ. Прверять всех тотально - не мой мандат, а вот бороться с нечестным использованием своих работ и работ ближайших коллег я буду обязательно.
Если Вам известны факты недобросовестного поведения названных категрий, почему бы Вам не заявить об этом? Вас поддежат коллеги.
spz42
23 дек, 2010 16:56 (UTC)
всё очень просто. пока вы не имеете научной степени, бесполезно с кем-то спорить. размажут и разотрут в лагерную пыль уважаемые господа профессора.
olga_euro
23 дек, 2010 17:26 (UTC)
Успех сопутствует тем, кто оценивает свое достоинство выше, чем риск быть растертым. А лагерной пыли в стране больше не будет.

Да, без степени и имени бороться трудно. Но можно. Например, публиковать факты в блоге. Выбирать среди старших коллег порядочных людей и обсуждать ситуацию с ними. Если ничего не делать, все останется, как есть. И таким достанется нашим детям.
spz42
23 дек, 2010 17:56 (UTC)
Согласен с вами на 100% и подписываюсь под вашими словами.
П.С. по поводу лагерной пыли я бы не стал торопить события по поводу её наличия или отсутствия.
nikita_kuzmich
25 дек, 2010 20:26 (UTC)
О плагиате
Проблема надуманная. Не бывает абсолюто оригинальных работ по экономике. Все авторы друг у друга что-нибудь переписывают, особенно в качестве примеров.
Все зависит от характера текстов. Любой учебник или лекция это чистой воды "плагиат".
olga_euro
26 дек, 2010 05:05 (UTC)
Re: О плагиате
Вы подняли важную тему - об авторском вкладе в учебник или лекционный материал. По правилам жанра, учебник представляет студентам устоявшееся знание. Значит, он не может и не должен быть новым по содержанию. ОДНАКО он может и должен быть новым по методике подачи материала, способу его систематизации, выделению логических связей, по примерам, наконец.

Не даром в море учебников есть имена, которые стали классикой. Именно они формируют основу национальной и международной культыры. Они двигают вперед процесс познания. Их Вы найдете в любой сфере: Розенталь (русский язык), Сканави и Колмогоров (математика) и т.д.

В любом случае автор учебника не должен брать чужие куски и выдавать их за свои. Есть отработанная практика цитирования. Чужой текст можно взять в кавычки или, пересказывая его, сослаться на работу коллеги, назвав его имя. Ничего зазорного в этом нет. Напротив, смысл научного труда состоит в том, чтобы освоив написанное другими сделать к этому интеллектуальную надстройку. Без нее научный текст неможет называться научным. Такая работа называется рефератом и публикуется в реферативных сборниках. Они, кстати, тоже нужны и полезны.
nikita_kuzmich
26 дек, 2010 16:23 (UTC)
Re: О плагиате
Большое спасибо за коментарий. Вы подсказали мне формулировки, очень Важные для меня и необходимые при дискуссии с "судьями", которые при любом удобном случае упрекают коллег в плагиате.
Еще раз спасибо.
( 18 комментариев — Оставить комментарий )