?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера принимали экзамен по курсу "Европейский Союз и Россия" для экономистов. Задалась вопросом, как преподаватели видят на экзамене идеального студента, а студенты идеального преподавателя. Слова "знает предмет" заранее выносятся за скобки. Попробуем сконструировать? 

Идеальный преподаватель (мое предположение):
1) Доброжелателен и приветлив со студентами.
2) Четко и спокойно отвечает на вопросы студентов.
3) Слушает внимательно и не сбивает студента каскадом вопросов во время ответа на билет.
4) Задает наводящие вопросы, помогающие студенту показать свои знания или сделать правильный вывод.
5) Заранее объявляет перечень наиболее часто задаваемых на экзамене вопросов и придерживается его в ходе экзамена.
6) Дает студенту возможность повысить оценку, когда она колеблется. 
7) Открыто и четко объясняет, почему выставлена та или иная оценка за экзамен.
8) Применяет единые правила оценки ко всем студентам, независимо от личной симпатии, манеры студента говорить и общаться с преподавателями.

Идеальный студент (мое личное представление):
1) До входа в аудиторию отключает мобильный телефон, достает ручку и зачетку. 
2) Войдя в аудиторию, здоровается приветливо и уверенно.
3) Подает зачетку и спокойно выбирает билет. (Чем дольше студент кружится над билетами и показывает, как он волнуется, тем труднее ему потом настроиться на спокойную работу). 
4) По каждому вопросу составляет план ответа (не более 5 - 6 пунктов). Против каждого пункта пишет ключевые словаа (понятия, тенденции, проблемы), указывает цифры, имена, названия. Одинаково плохо писать ответ целиком или ограничиваться парой фраз. 
5) Во время подготовки сидит прямо и свободно (примерно, как менеджер на рабочем совещании). Хотим мы того или нет, язык телодвижений существует. Поэтому, когда наш визави подпирает щеки руками, роняет голову на стол, чешет затылок или громко вздыхает, все мы трактуем это не в его пользу. 
6) Начав отвечать, студент называет номер билета и зачитывает первый вопрос. После этого он оглашает заготовленный план ответа. (Скажу по секрету: это всегда и резко улучшает впечатление).   
 7) Отвечая на билет, студент демонстрирует знания фактов, понимание логических связей между ними, представление о главных трендах в данной области. Очень хорошо, когда студент готов размышлять в процессе разговора и высказывать свое аргументированное мнение. 

И последнее - о внешнем виде. На мой личный взгляд, строгий дресс-код на экзамене не обязателен. Да, юноши в костюмах и галстуках смотрятся отлично, также как девушки в строгих юбках и отутюженных блузках. Я также допускаю вариант стиля, который можно назвать продвинутым casual: однотонные пуловеры и рубашки без галстука для юношей; платья, юбки и блузки свободного покроя для девушек. Растянутые свитера, потертые джинсы, толстовки, футболки с символикой спортивных команд, глубокие декольте и увесистые украшения - все это, на мой взгляд, одежда не для экзамена. Как и бриджи и платья-мини. Дело не в ханжестве, а в посылаемом сигнале.
 

Comments

( 48 комментариев — Оставить комментарий )
d_rudenkin
15 янв, 2011 07:16 (UTC)
Мне, может быть, везло всегда ))) Но на экзамен приходил, помнится, в чем угодно абсолютно, вплоть до спортивных толстовок и футболок. И коночил вуз с двумя красными дипломами и всего одной четверкой... А забавные парнишки в костюмах на моих глазах частенько получали трояки...
olga_euro
15 янв, 2011 08:40 (UTC)
Я же говорю, что преподаватель должен ставить оценку не pp внешний вид или манеру говорить, а за знания. Но при этом появление студента в растянутой майе свидетельствует о том, что он не хочет прислушиваться к неписаным правилам поведения. Представьте: преподаватель сидит на экзамене в шортах, выставив на показ волосатые ноги. Как к этому отнесутся студенты? Подумают, что у него с головой не в порядке. Так почему преподаватель не вправе реагировать так же? Ведь при найме на работу в приличный офис никому не прихходит в голову явиться в толстовке.
(без темы) - d_rudenkin - 15 янв, 2011 08:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 15 янв, 2011 09:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - d_rudenkin - 15 янв, 2011 13:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 15 янв, 2011 17:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kinda_sweet - 15 янв, 2011 20:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 16 янв, 2011 09:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kinda_sweet - 16 янв, 2011 10:48 (UTC) - Развернуть
radiotv_lover
15 янв, 2011 07:21 (UTC)
Идеальный студент (мое личное представление):
Сотовый не должен вообще занимать мысли студента. Должны работать "институты". Зашел на экзамен с телефоном? Оплати экзамен и приходи в следующий раз. Преподаватель не должен думать о дисциплине - он преподает, он не полицай.
Это нормально. Вопрос общей культуры. Хотя казалось бы в вашем заведении этот вопрос не должен стоять.

Вообще лучше письменный экзамен часа на 3-4 с парой десятков вопросов. Меньше субъективности, меньше претензий к одежде, выбору билетов. Возможность задать больше вопросов.
Конечно, преподавателю трудно подготовить качественно такой экзамен.

Кроме того, видя ответы на одинаковые вопросы, можно сравнить студентов.
olga_euro
15 янв, 2011 08:44 (UTC)
Re: Идеальный студент (мое личное представление):
Требовать оплату экзамена при нарушении правил вузы не имеют право. Этим уже занималась прокуратура.

Письменные экзамены приняты везде на Западе. Там это единственный вариант. У нас нет. Письменнные экзамены принимаем в магистратуру, не могу сказать, что там объективность выше. Да, написанное пером не вырубишь топором. Случайные описки работают против студента, а двусмыслеенные и обтекаемые фразы каждый преподаватель толкует по-своему. Уточняющие вопросы задать нельзя - тоже минус.
sadovnik40
15 янв, 2011 07:39 (UTC)
На экзамен в МГИМО без галстука? Кощунство!
Пусть с младых ногтей приучаются не делать ляпы, как недавно в Абхазии.
:)
olga_euro
15 янв, 2011 08:47 (UTC)
Строгий дресс-код был во времена моего студенчества, юношей вообще не пускали в здание без пиджака. Теперь многое изменилось даже в крупных компаниях есть дни свободного стиля. Однако, по моим наблюдениям, вяглядеть подтянуто и элегантно в стиле casual намного труднее, чем в стандартном пиджаке. Поэтому я предпочитаю последнее - меньше времени уходит на подбор одежды.

А что в Абххазии?
(без темы) - sadovnik40 - 15 янв, 2011 09:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 15 янв, 2011 10:04 (UTC) - Развернуть
galea_galley
15 янв, 2011 09:42 (UTC)
Посмотрел на "кодекс благоразумного поведения" студента и невольно сопоставил его со своей курсантской молодостью. Большинство пунктов этого кодекса для военных вузов не существует вообще (одежда, форма доклада и т.п жестко регламентированы). Подготовка к ответу проводилась не за столом, а у доски. План ответа писали мелом, и преподавателю иногда было достаточно его прочитать, чтобы принять решение об оценке. Да и при ответе всегда можно было быстро найти потерявшуюся мысль. Так что фактор волнения не имел уже такого влияния. И шпорами труднее было воспользоваться - стоишь на виду.
olga_euro
15 янв, 2011 10:12 (UTC)
Курсантами всегда восхищаюсь. В дисциплине есть глубокое уважение к окружаюзщим и - главное - к себе. Советские офицеры почти всегда выглядели подтянуто и красиво. Теперь же они нередко стоят и сидят вразвалку, что мне кажется нереальным. Буду рада ошибиться.

Да, план мелм на доске - великое дело. Вообще стоя отвечать труднее, зато и красивее. Чувство успеха после ответа стоя на глазах у комиссии больше, чем при ответе сидя с глазу на глаз.
(без темы) - galea_galley - 15 янв, 2011 10:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 15 янв, 2011 17:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 15 янв, 2011 18:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - clear_text - 15 янв, 2011 21:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 15 янв, 2011 21:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - clear_text - 15 янв, 2011 22:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 15 янв, 2011 21:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 16 янв, 2011 10:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 16 янв, 2011 10:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 16 янв, 2011 10:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 16 янв, 2011 10:23 (UTC) - Развернуть
belgorodskiy
15 янв, 2011 10:51 (UTC)
Химия была любимым предметом
Получал стабильно высокие оценки за правильно составленные формулы.
Рад за молодого человека, который благодаря способностям легко "проскочил" условности.Труд над собой, в т.ч. над обликом тоже важен, особенно на дистанции.Удачи!
olga_euro
15 янв, 2011 17:39 (UTC)
Re: Химия была любимым предметом
Работа над собой всегда облагораживает. С годами проступает на лице. От нее лица одних стаариков кажутся красивыми, а других нет.
angry_fox_sue
15 янв, 2011 11:50 (UTC)
Согласна от лица бывшего студента.
В МГИМО как-то присутствовала некая атмосфера приближения к подобной идеальности (во всяком случае, в то время, когда я там училась). Всегда было ощущение уважения к нам, как к студентам, что очень сильно заставляло поднимать внутреннюю планку по отношению и к преподавателям, и к Университету, и к процессу в целом.

К слову, по моим ощущениям, письменные экзамены менее... продуктивны что ли...
olga_euro
15 янв, 2011 17:35 (UTC)
Когда я поступила в МГИМО в 1978 году, контраст со школой был такой разительный, что все пять лет в институте я чувствовала себя абсолютно счастливой. Нравилось все: учеба, предметы, отношение преподавателей, сокурсники, даже картошка. Помню, однажды всей нашей группе отличников вкатили незачет по испанскому. Это было сделано так корректно, что никому не пришло в голову критиковать Алисию Алексеевну Гонсалес. Наоборот, мы учили все лето и успешно сдали зачет осенью.
(без темы) - angry_fox_sue - 18 янв, 2011 15:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 19 янв, 2011 07:12 (UTC) - Развернуть
b_zin
16 янв, 2011 08:39 (UTC)
Спасибо. Особо понравился секрет "огласки заготовленного плана". Странно, но за 4 года обучения это ни разу не пришло в голову. Обязательно возьму на вооружение. Благо 25 сдача "европейской интеграции", последнего экзамена в 7 сессии )

Пройдя курс НЛП, до ступени "практик", потом "мастер", где почти все время уделялось невербальному общению и языку тела, хочу выразить свое согласие по этому вопросу. Язык тела, на мой взгляд, очень важен после знания предмета и спокойной уверенной вежливости на экзамене. Иногда даже применял "подстройку" к преподавателю по жестам, по позе и "отзеркаливал", конечно речь идет не о прямом копировании и передразнивании. Располагает =)
olga_euro
16 янв, 2011 09:50 (UTC)
Рада, что "секрет" пришелся по душе. Желаю успеха 25-го! Это факультет МО? Новый учебник библиотека выдает? Если нет, сигнальте немедленнно.

Знаю, что НЛП помогает в общении. Главное - добавить к их методикам добрую волю и подлинное уважение к партнерам. Без этого есть риск манипуляции, а она уничтожает сам смысл общения.
b_zin
16 янв, 2011 10:10 (UTC)
ИВЭС. Учебник заблаговременно взял, почти в первый день его появления в библиотеке, большое спасибо за Ваш труд и коллег!
Полностью с Вами согласен. Данное сочетание действительно способно творить чудеса коммуникации!

olga_euro
16 янв, 2011 10:24 (UTC)
Не за что, работа у нас такая:) Когда найдете опечаатки, неточности или возникнут замечания, обязательно пишите. Можете занести на кафедру (1018) листок или написать на кафедральный адрес e_integration(собака)mail.ru. Пожалуйста, однокурсникам передайте. Мы планируем сделать второе издание.
Еще раз желаю успехов!
belgorodskiy
16 янв, 2011 21:39 (UTC)
спасибо
Это картинка из прошлого, и Вы правы-решительность нужна на самом начальном проявлении любой бестактности.
belgorodskiy
17 янв, 2011 11:24 (UTC)
Просьба
Уважаемая Ольга Витальевна! Если можно, снимите из этот стих про "мецената"-частный случай из прошлого, не относящийся к существу поднятых Вами серьезных вопросов.
jmurmel
17 янв, 2011 21:14 (UTC)
Вопрос не совсем по теме
Хотелось бы задать Вам вот какой вопрос:

Какая система более объективно оценивает знания студентов - российская система устной сдачи экзаменов или западная система письменной сдачи "американских" вопросов? В чем плюсы и минусы обеих систем?

Мне довелось сдавать экзамены по обеим системам, и у меня сложилось мнение, что западная система в общем случае более объективна.

Спасибо заранее.
olga_euro
18 янв, 2011 08:46 (UTC)
Re: Вопрос не совсем по теме
Скажу честно, что я не специалисст по методике оценки знаний. В вузе работаю седьмой год, до этого - в академии наук. Да, письменные экзамены всюду считаются более объективными. Но подготовка заданий требует очень большой работы преподавателей. Кроме того, каждый год задания надо обновлять. В России эта работа не засчитывается в учебную нагрузку, поэтому преподавателям лучше принять устный экзамен.

Его преимущество - личный контакт и свободная беседа. Можно задавать наводящие и уточняющие вопросы. Можно "раскрутить" студента на собственные оценки теннденций, помочь раздвинуть его личные горизонты.
mariny_h
7 фев, 2011 20:05 (UTC)
А в "национальных" одеждах Ваши студенты приходят?
olga_euro
8 фев, 2011 07:03 (UTC)
Пока не было.
( 48 комментариев — Оставить комментарий )