?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера принимали экзамен по курсу "Европейский Союз и Россия" для экономистов. Задалась вопросом, как преподаватели видят на экзамене идеального студента, а студенты идеального преподавателя. Слова "знает предмет" заранее выносятся за скобки. Попробуем сконструировать? 

Идеальный преподаватель (мое предположение):
1) Доброжелателен и приветлив со студентами.
2) Четко и спокойно отвечает на вопросы студентов.
3) Слушает внимательно и не сбивает студента каскадом вопросов во время ответа на билет.
4) Задает наводящие вопросы, помогающие студенту показать свои знания или сделать правильный вывод.
5) Заранее объявляет перечень наиболее часто задаваемых на экзамене вопросов и придерживается его в ходе экзамена.
6) Дает студенту возможность повысить оценку, когда она колеблется. 
7) Открыто и четко объясняет, почему выставлена та или иная оценка за экзамен.
8) Применяет единые правила оценки ко всем студентам, независимо от личной симпатии, манеры студента говорить и общаться с преподавателями.

Идеальный студент (мое личное представление):
1) До входа в аудиторию отключает мобильный телефон, достает ручку и зачетку. 
2) Войдя в аудиторию, здоровается приветливо и уверенно.
3) Подает зачетку и спокойно выбирает билет. (Чем дольше студент кружится над билетами и показывает, как он волнуется, тем труднее ему потом настроиться на спокойную работу). 
4) По каждому вопросу составляет план ответа (не более 5 - 6 пунктов). Против каждого пункта пишет ключевые словаа (понятия, тенденции, проблемы), указывает цифры, имена, названия. Одинаково плохо писать ответ целиком или ограничиваться парой фраз. 
5) Во время подготовки сидит прямо и свободно (примерно, как менеджер на рабочем совещании). Хотим мы того или нет, язык телодвижений существует. Поэтому, когда наш визави подпирает щеки руками, роняет голову на стол, чешет затылок или громко вздыхает, все мы трактуем это не в его пользу. 
6) Начав отвечать, студент называет номер билета и зачитывает первый вопрос. После этого он оглашает заготовленный план ответа. (Скажу по секрету: это всегда и резко улучшает впечатление).   
 7) Отвечая на билет, студент демонстрирует знания фактов, понимание логических связей между ними, представление о главных трендах в данной области. Очень хорошо, когда студент готов размышлять в процессе разговора и высказывать свое аргументированное мнение. 

И последнее - о внешнем виде. На мой личный взгляд, строгий дресс-код на экзамене не обязателен. Да, юноши в костюмах и галстуках смотрятся отлично, также как девушки в строгих юбках и отутюженных блузках. Я также допускаю вариант стиля, который можно назвать продвинутым casual: однотонные пуловеры и рубашки без галстука для юношей; платья, юбки и блузки свободного покроя для девушек. Растянутые свитера, потертые джинсы, толстовки, футболки с символикой спортивных команд, глубокие декольте и увесистые украшения - все это, на мой взгляд, одежда не для экзамена. Как и бриджи и платья-мини. Дело не в ханжестве, а в посылаемом сигнале.
 

Comments

galea_galley
15 янв, 2011 09:42 (UTC)
Посмотрел на "кодекс благоразумного поведения" студента и невольно сопоставил его со своей курсантской молодостью. Большинство пунктов этого кодекса для военных вузов не существует вообще (одежда, форма доклада и т.п жестко регламентированы). Подготовка к ответу проводилась не за столом, а у доски. План ответа писали мелом, и преподавателю иногда было достаточно его прочитать, чтобы принять решение об оценке. Да и при ответе всегда можно было быстро найти потерявшуюся мысль. Так что фактор волнения не имел уже такого влияния. И шпорами труднее было воспользоваться - стоишь на виду.
olga_euro
15 янв, 2011 10:12 (UTC)
Курсантами всегда восхищаюсь. В дисциплине есть глубокое уважение к окружаюзщим и - главное - к себе. Советские офицеры почти всегда выглядели подтянуто и красиво. Теперь же они нередко стоят и сидят вразвалку, что мне кажется нереальным. Буду рада ошибиться.

Да, план мелм на доске - великое дело. Вообще стоя отвечать труднее, зато и красивее. Чувство успеха после ответа стоя на глазах у комиссии больше, чем при ответе сидя с глазу на глаз.
galea_galley
15 янв, 2011 10:21 (UTC)
<Чувство успеха после ответа стоя на глазах у комиссии больше>.
Полностью согласен. Такие "триумфы" на всю жизнь запоминаются. Уж сколько лет прошло, а до сих пор помню формулу стрептоцида, которую написал на доске при подготовке ответа на экзамене по технической химии. За эту формулу преподаватель, крупный ученый-химик, поставил "отлично", ничего больше не спрашивая.
olga_euro
15 янв, 2011 17:37 (UTC)
Вот это да! Формула длиннная?

А я дорожу грамотой, полученной в олимпиаде школьников по математике и подписанной Колмогоровым. Помню, как прятно было идти через зал к президиуму:)
galea_galley
15 янв, 2011 18:00 (UTC)
Да, тогда еще маститые академики и успешные ученые не чурались общением со школьниками и студентами. В Ленинграде у нас академик Александров А.Д. (тот из Александровых, который геометр) мало того, что в ЛГУ со своими студентами работал, таки еще и лекторий со всеми сумасшедшими молодыми математиками вел, и просто с улицы к нему на семинар могли прийти. А из моряков - адмирал Берг, первый академик-кибернетик у нас, тоже в публичные дискуссии с молодежью вступал. И в прессе на эту тему очень много материала было: студент это сосуд, который надо наполнить, или факел, который нужно зажечь. Сейчас все это только воспоминания.
clear_text
15 янв, 2011 21:42 (UTC)
Эх, были времена...
galea_galley
15 янв, 2011 21:49 (UTC)
Зато сейчас есть Сколково... Или будет, не знаю.
clear_text
15 янв, 2011 22:30 (UTC)
и я не знаю. и никто, кажется, точно не знает...
galea_galley
15 янв, 2011 21:48 (UTC)
Формула не длинная и не сложная, но техническая химия для нас не была профильным предметом, у нас основное было ядерная физика и физика ядерных реакторов. А преподаватели на всех кафедрах - таких по уровню сейчас не то что в военных вузах, но и в университетах поискать. И они преподавали свои науки на совесть и очень радовались, когда получали в ответ увлеченных их предметом слушателей. Вот это и обеспечило мне пятерку.
olga_euro
16 янв, 2011 10:01 (UTC)
Чудесные рассказы! Большое спасибо, что так ярко описали дух студенчества и преподавателей того времени!
galea_galley
16 янв, 2011 10:05 (UTC)
Не за что. Для всех это лучшие дни жизни - студенческая пора.
olga_euro
16 янв, 2011 10:07 (UTC)
Да, студенческая пора прекрасна. Но пройти ее по второму разу я бы не согласилась. Мой возраст - в этом году будет 50 - мне тоже очень нарвится. Есть многие прекрасные черты, которых не могло быть в юности.
galea_galley
16 янв, 2011 10:23 (UTC)
В этом вы правы.