?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хочу рассказать историю, которую я давно слышала от Юрия Антоновича Борко, одного из ведущих российских ученых в области европейской интеграции, основателя Ассоциации европейских исследований России, профессора, главного научного сотрудника Института Европы РАН. Вчера, оказавшись с ним в одной компании на праздничном обеде, я узнала некоторые новые подробности. 

События разворачивались в 1956 - 1957 годах. Юрий Антонович, окончив в 1953 году исторический факультет МГУ, вел уроки истории в одной из московских школ и мечтал о научной карьере. Он поддерживал тесные связи с несколькими наиболее вдумчивыми однокурсниками. Так сформировался неформальный кружок молодых историков, стремившихся разобраться в истории страны, не ограничиваясь рамками официальных учебников. Особенно это касалось политики ВКПб (Всесоюзной коммунистической партии большевиков). Один из членов кружка - Лёва Краснопевцев - считал, что в 20-е годы партия отказалась от принципов социализма, и задача молодых ученых - заявить об этом открыто. Было решено проработать документы ВКПб того времени и сделать выводы. Переходить к конкретным действиям кружок не собирался. 

Как выяснилось позже, Лёва Краснопеввцев нашел еще более смелых единомышленников. В 1956 году группа из девяти человек начала распространять листовки, призывавшие к десталинизации и демократизации советского общества. Напомню юному поколению читателей, что Сталин умер в 1953 году. В 1956 году на XX съезде КПСС новый лидер СССР Никита Хрущёв осудил и развенчал культ личности Сталина. Началась так называемая "хрущевская оттепель", когда жуналисты и писаатели стали открыто обсуждать наболевшие проблемы советского общества. Все это позволило группе Краснопевцева поверить, что реальная декократия в СССР возможна и достижима. 

В один из дней 1957 года Юрию Борко позвонил знакомый доцент с исторического факультета МГУ и под благовидным предлогом попросил срочно приехать. За сигаретой он сообщил Юрию Антоновичу, что Краснопевцев арестован, а на факультет пришла шифровка с перечнем людей, состоявших с ним в контакте. В списке был Юрий Борко и все участники исторического кружка. Оставались вечер и ночь, чтобы договориться о том, что говорить на "беседах" в КГБ. 

Назавтра их по очереди стали вызывать на Лубянку. 

После "задушевных" бесед с представителями КГБ Юрий Антонович отправлялся в школу - вести уроки истории в седьмом классе. Среди его учеников был смышленый, но неугомонный Саня Козликов. Он то отлично учился, то забрасывал учебу и скатывался до двоек. Два раза его чуть не отчислили из школы. Надвигался третий. Юрий Антонович проводил воспитательную беседу.  

- Саня, зачем тебе все это надо? Ты ведь умный. Каждый раз родителей вызывают, директор кричит, завуч топает ногами...
- А кого побаиваться-то, Юрий Антонович?, - ответил Саня Козликов, глядя в упор ровным взглядом своих чистых голубых глаз.   

"С тех пор, - говорит Юрий Антонович, - я больше никогда ничего не боялся. На беседах в КГБ держался достойно, никто из моих товарищей не назвал ни одного имени". 

Послесловие. Лев Николаевич Краснопевцев получил десять лет лагерей. Находясь в ГУЛАГе, отказался писать прошение о помиловании. Освободился в 1968 году, работал слесарем и диспетчером на станкостроительном заводе им. С.Орджоникизде. В 1991 - 2004 гг. - создатель и главный хранитель музея "Русских меценатов и благотворителей".  Подробности здесь.

       

Comments

( 17 комментариев — Оставить комментарий )
radiotv_lover
30 янв, 2011 10:39 (UTC)
"Юрия Антоновича Борко, одного из ведущих российских ученых в области европейской интеграции, основателя Ассоциации европейских исследований России, профессора, главного научного сотрудника Института Европы РАН"

Вот удивительно.
Народ со стороны воспринимает МГИМО по его кондовым выпускникам и преподам типа Лаврова, Подберезкина, или как там фамилия идиота как-то типа Панарин, предсказывавшего распад США к 2008?
А там ведь множество вменяемых, умных и достойных людей.
olga_euro
30 янв, 2011 10:51 (UTC)
Юрий Антонович - мой учитель и наставник, бывший начальник. Сначала я работала в ИЕ под его руководством, потом он добровольно передал мне бразды правления отделом европейской интеграции. Про него я писала не раз в этом журнале http://olga-euro.livejournal.com/21556.html
http://olga-euro.livejournal.com/11159.html

Ваши комментраии, затрагивающие личности, не приняты. Это противоречит моим принципам. Достоинство других людей, особенно коллег - безусловная ценность для меня.
radiotv_lover
30 янв, 2011 10:54 (UTC)
Да, сорри.
Это понятно.
grandtewton
30 янв, 2011 11:02 (UTC)
Вот ведь "судьба человека".
olga_euro
30 янв, 2011 12:12 (UTC)
Да, человек смог вернуться в профессию только через 30 лет. И все, что ему выпало - стать директором районного музея. Такова была цена за то, чтобы остаться человеком.

А студенты иногда говорят, что боятся высказать свое мнение на защите диплома.
grandtewton
30 янв, 2011 12:17 (UTC)
Да, цена высокая.
Но выбор, который делают студенты, обходится им ещё дороже.
olga_euro
30 янв, 2011 12:22 (UTC)
Вот именно. Соотношение риск - выигрыш в данном случае таково, что осторожные платят непомерную цену за отказ от риска. Каждый раз доказывают студентам, что без смелости они ничего не добьются. Если сам низко оцениваешь свое достоинство, то не стоит надеяться, что кто-то будет оценивать его высоко.
grandtewton
30 янв, 2011 12:25 (UTC)
Вашим студентам выпала, однако, редкая удача: иметь не просто преподавателя, но УЧИТЕЛЯ.
olga_euro
30 янв, 2011 12:32 (UTC)
Спасибо! Остерегаюсь высоких слов. Просто помогаю студентам взрастить свою личность. Без этого и в професссии состояться невозможно.
rogatkina_ezhik
30 янв, 2011 13:04 (UTC)
Краснопевцев и сейчас хранитель музея предпринимательства и меценатства. Я у него в музее периодически выступаю. А трансформировался этот районный музей (живущий на пожертвования и периодически попадающий под угрозу закрытия, если кто-то наглый хочет отобрать особняк на Донской) из Музея боевой и трудовой славы завода "Красный пролетарий", где Л.Н. пришлось работать у станка после отсидки.
olga_euro
30 янв, 2011 13:10 (UTC)
Галина, я так и думала, что Вы знаете об этом музее! Прекрасно, что столь пожилой человек до сих пор работает и служит людям.
rogatkina_ezhik
30 янв, 2011 13:21 (UTC)
Не исключаю, что он уже бесплатно там трудится, хотя и ежедневно. Ведет все вечера. Виделись с ним на открытии выставки о Гучковых в Московской городской думе в конце декабря. А в среду или в четверг он устраивает вечер Гучковых в музее, но я не пойду выступать - пока на больничном.
У меня есть книжечка его мемуаров - он написал пару лет назад.
olga_euro
30 янв, 2011 13:47 (UTC)
Потрясающе! Расскажу Юрию Антоновичу.
belgorodskiy
31 янв, 2011 06:18 (UTC)
Очень трогательно
Действительно, все это очень трогательно,
Когда рассказываете про Юрия Антоновича,
Научный пионер Европы современной интеграции
Пред всеми предстает во мудрой доброте и грации!
olga_euro
31 янв, 2011 15:08 (UTC)
Re: Очень трогательно
Точно: Юрий Антонович - пионер и по сделанному и по духу. Расскажу ему, будет рад.
nwf
31 янв, 2011 11:48 (UTC)
В биографии Краснопевцева поразило "Запрет на профессиональную работу историка"... это как кралья обрезать...
olga_euro
31 янв, 2011 15:07 (UTC)
Да, запрет на профессию - это что-то из дикого Средневековья. Очень тяжело человеку без профессиональной реализации.
( 17 комментариев — Оставить комментарий )