?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

50 лет назад советский народ, а с ним и весь мир узнал о первом полете человека в космос. По рассказам современников, новость ошеломила, вызвала бурю ликования. Незнакомые люди на улицах собирались группами, обнимались и поздравляли друг друга, мальчишки носились вокруг с криками "Ура! Гагарин в космосе!". Так выглядел день 12 апреля 1961 года в СССР. Интересно, каким он был в США, в Японии, во Франции, в Германии? Какие эмоции выражались на лицах людей, когда до них донеслась весть о полете Гагарина? Светлели ли они или, наоборот, мрачнели? 

По моему наблюдению, в западном общественном мнении тему первого полета человека в космос упорно обходят. Конечно, все нормальные люди о Гагарине знают и с удовольствием говорят о нем. Где-нибудь в Брюсселе таксист-иммигрант, спросив Вас откуда Вы и услышав, что из России, тут же радостно закричит "Гагарин!". Но в официальной риторике и в печати дело обстоит иначе.  

Стандартной формулировкой для обозначения технических возможностей человека на Западе является фраза "человек научился летать на Луну".  Взяв в руки переводную брошюру по психологии, мы прочитаем: " если уж человек смог полететь на Луну, то вы обязательно научитесь планировать свое время". Фраза "летать в космос" не встречается никогда. Возможно, тон здесь задал президент  Ричард Никсон. Его инаугурационная речь, произнесенная 20 января 1969 г., завершается прославлением высадки американцев на Луну. "Всего несколько кратких недель назад мы стали участниками славного события, когда человек впервые увидел мир таким, каким его видит Бог, - единой сферой, отражающей во тьме свет. Пролетая в сочельник над серой поверхностью Луны, астронавты "Аполло" говорили нам о красоте Земли, и мы слышим, как четко доносившийся с далекого расстояния голос призывает на нее благословение Божье" [1]     

Американской привычке замалчивать полет Гагарина есть объяснение - США долго находились в состоянии военной и технологической гонки с Советским Союзом. Но оно уже не актуально. СССР распался двадцать лет назад, за это время успело вырасти новое поколение. Холодная война давно окончена, а ее победителями стали США и Запад в целом. Передо мной лежит вышедшая в 2005 г. книга американского историка экономики, лауреата Нобелевской премии Дугласа Норта "Понимание процесса экономических изменений". В отличной - по качеству анализа и систематизации - главе "Взлет и падение Советского Союза" автор обращает особое внимание на технократическую составляющую советской экономической политики. Он пишет об электрификации и об атомной бомбе. Но о полете в космос и о космической программе СССР нет ни слова [2]. Допустить, что образованный человек об этом не знает, нельзя. Тогда в чем причина? 

Вот еще пример - из европейской практики. Выдающийся английский дипломат, бывший посол Великобритании в России Родник Брейтвейт несколько лет назад опубликовал книгу воспоминаний и размышлений о России. По-русски она вышла под названием "За Москвой рекой". В книге подробно излагается история России, особенно советского периода. Имя Гагарина в описании событий 60-х годов отсутствует. О нем упоминается лишь однажды, когда автор рассказывает о поездке на Байконур в 1991 г. в связи с участием англичанки Хелен Шарман  в полете интернационального экипажа  КК "СоюзТМ-12". Вспоминая о посещении дома, где Гагарин провел последнюю ночь перед стартом, Брейтвейт отмечает, что никто из экскурсоводов не упомянул о "широко распространенной версии, что в свой последний самоубийственный полет Гагарин отправился за водкой". Он также досадует, что ему не рассказали об освобождении Королева из лагеря и о расстреле его старших товарищей. [3]

На официальном сайте Европейского Союза в разделе о 1950-1960 гг.  говорится, что в 1957 г. Советский Союз обогнал США в космической гонке, запустив спутник, а в 1961 году первый космонавт Юрий Гагарин облетел Землю на корабле диаметром 2,6 метра. Не думаю, что размеры корабля указаны из восхищения нанотехнологиями. В событиях 1961 - 1970 гг. полету Гагарина места не нашлось. Как не нашлось места позже полету "Союз - Аполлон", выражавшему идею примирения двух политических систем. Впрочем, авторы сайта, также забыли о военных действиях Франции во Вьетнаме и в Алжире, о франко-британской интервенции в Египет в 1956 г., о колониальных войнах Бельгии и Нидерландов. Но это уже другая история.        

Западная практика замалчивать полет Гагарина или сопровождать его уничижительными деталями, вызываает у меня недоумение. Ведь Россия и Запад больше не являются идеологическими противниками, даже наоборот - они заявляют о стратегическом партнерстве. Что же мешает нашим западным коллегам свободно и открыто говорить о том, что 50 лет назад калужский парень из многодетной семьи Юрий Гагарин открыл землянам космическую эру? По-моему, настало время отправить комплексы на свалку истории. И перестать стесняться того, что 20 февраля 1962 года американец Джон Гленн совершил 5-часовой полет в космос на корабле "Меркурий" - за семь лет до высадки на Луну.  


[1] Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша 1789 - 2001 гг. с историческими комментариями. М.: Издательский дом "Стратегия", 2001. С. 448.
[2] Норт. Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: Издательский дом ВШЭ, 2010. С. 209 - 222.
[3] Braithwaite R. Across the Moscow River. The World Turned Upside Down. Yale University Press, 2002. P. 276.

Comments

( 57 комментариев — Оставить комментарий )
radiotv_lover
12 апр, 2011 13:44 (UTC)
"По моему наблюдению, в западном общественном мнении тему первого полета человека в космос упорно обходят. Конечно, все нормальные люди о Гагарине знают и с удовольствием говорят о нем. "

Возможно у Вас сложилось ошибочное представление.
Наши корабли и другие артефакты/реликвии нашли место в лучших технических музеях мира.
Если будете в Вашингтоне сходите в Смитсоновский музей, Вам понравится.
Увидите даже логарифмическую линейку Сергея Павловича.
http://www.nasm.si.edu/exhibitions/gal114/SpaceRace/sec300/sec321.htm
Удостоверение космонавта и партбилет Гагарина
http://www.nasm.si.edu/exhibitions/gal114/SpaceRace/sec300/sec313.htm
Сегодня только там выставка закончилась посвященная первому полету.
http://www.nasm.si.edu/events/eventDetail.cfm?eventID=2762

Буран я увидел только в Германии в таком состоянии.
http://speyer.technik-museum.de/en
Его выкупили и скрупулезно привели в порядок.

"Ночь Юрия" вот уже много лет прокатывается по всему мира от НАСА и Японии до Западной Европы.
http://yurisnight.net/

Космос уже деполитизирован. И то, что Гагарин на 3 недели полетел раньше, чем Шеппард не имеет уже такого значения.
Но все равно дань уважения к первопроходцам космоса воздается повсеместно, тем более, что люди понимают, как сложна была судьба Королева, Глушко и других наших инженеров.

Зря Вы так на Запад.
olga_euro
12 апр, 2011 14:05 (UTC)
Спасибо за ссылки! Буду рада, если правы Вы, и " дань уважения к первопроходцам космоса воздается повсеместно". Я же написала о своих представлениях и привела невыдуманные примеры.
(без темы) - galea_galley - 12 апр, 2011 15:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - radiotv_lover - 12 апр, 2011 20:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 13 апр, 2011 06:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 12 апр, 2011 17:48 (UTC) - Развернуть
radiotv_lover
12 апр, 2011 13:45 (UTC)
Кстати Yuri's Night - везде.
Я попадал в нескольких странах на мероприятия, кроме как в России.
olga_euro
12 апр, 2011 14:10 (UTC)
Вы правы в том, что в России хуже с организацией праздничных и музейных мероприятий, чем на Западе. Кстати, у меня есть знакомый бельгиец, которгого родители назвали Юрием в честь Гагарина.
igor734
12 апр, 2011 15:01 (UTC)
(Глядя на сегодняшний Гугль) Замалчивают, говорите? :)
olga_euro
12 апр, 2011 17:18 (UTC)
То, что в сегоняшнем Гугле много пишут о полете - отлично. Я же привела примеры, которые не выбирала специально. Вы видите, что они из области моих профессиональных интересов - экономики и европейских исследований. Но они сложились в странную цепь. И поэтому я задала вопрос, на который бы хотела найти ответ. С помощью своих читателей - и Вас тоже.
(без темы) - igor734 - 12 апр, 2011 18:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 12 апр, 2011 18:44 (UTC) - Развернуть
galea_galley
12 апр, 2011 15:48 (UTC)
Re: замалчивают жеж...
Вы обратили внимание на дату публикации:
ОПУБЛИКОВАНО 13 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА.

(без темы) - tophouse [org.ua] - 14 апр, 2011 16:25 (UTC) - Развернуть
belgorodskiy
12 апр, 2011 17:25 (UTC)
Так написано в Wikipedia o совместном полете Аpollo-Cоюз, 1975

"The mission was a great success, both technically and as a public-relations exercise for both sides"

Впервые в космосе встретились 3 американских космонавта во главе со Стаффордом и два советских-Леонтьев и Кубасов.
olga_euro
12 апр, 2011 17:31 (UTC)
Re: Так написано в Wikipedia o совместном полете Аpollo-Cоюз, 1975
Простите, я писала о том, что на официальном сайте ЕС я не нашла упоминания о полете "Союз- Аполло". Мне это показалось странным, поскольку он был символом разрядки, если хотите - предвестником будущего объединения Европы.
rogatkina_ezhik
12 апр, 2011 17:44 (UTC)
В детстве у меня была одной из любимых книга о том, как встречали Гагарина, чествовали его в СССР, а потом он объездил весь мир, и его принимали главы государств, начиная с английской королевы Елизаветы II. В книге были множество фотографий о путешествии первого космонавта. Кажется, он за год объездил около 35 стран.
Так что, не продукт ли более позднего времени - это замалчивание?
olga_euro
12 апр, 2011 17:56 (UTC)
Сегодня услышала, что в Лондоне скоро будет памятник Гагарину. Открытие приурочено к юбилею его встречи с королевой:)

Возможно, слово "замалчивание" не вполне корректно отражает ситуацию. Согласна с Вами - Гагарин встречался с главами госудаарств и везде его принимали, как героя. Но тогда в чем причина приведенных мою цитат? Ведь я не искала их нарочно, они попались в моих профессиональных текстах. И они не единичны.
Вам не приходилось слышать, как иностранцы, хваля Чайковского, изо всех сил смакуют его нетипичную ориентацию? Никогда не могла понять, какая здесь связь.
belgorodskiy
12 апр, 2011 18:44 (UTC)
О совместном полете Союз-Apollo 1975 c участием Алексея Архи
35 лет полету "Союз-Аполлон": космонавт Леонов пожелал американцам "жизнь, полную секса"
время публикации: 21 июля 2010 г., 17:13
последнее обновление: 21 июля 2010 г., 17:30
блог печать сохранить почта фото


35 лет назад в истории освоения космоса произошло событие, которое принято считать началом международного сотрудничества на орбите. 17 июля 1975 года впервые состоялась стыковка советского и американского кораблей "Союз" и "Аполлон"
Совместный полет продолжался более 46 часов, в его ходе космонавты - Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Томас Стаффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд - провели ряд научных и технических экспериментов
Участники того знакового проекта каждые пять лет обязательно собираются вместе и предаются воспоминаниям: все - за исключением Дональда Слейтона, который умер 13 июня 1993 года в возрасте 69 лет. В этот раз юбилей отмечают в Москве

35 лет назад в истории освоения космоса произошло событие, которое принято считать началом международного сотрудничества на орбите. 17 июля 1975 года впервые состоялась стыковка советского и американского кораблей "Союз" и "Аполлон". Совместный полет продолжался более 46 часов, в его ходе космонавты - Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Томас Стаффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд - провели ряд научных и технических экспериментов.
p.s. извините, пожалуйста, за неудачный мой предыдущий пост.
olga_euro
12 апр, 2011 18:47 (UTC)
Re: О совместном полете Союз-Apollo 1975 c участием Алексея Ар
Да, это был настоящий прорыв. Спасибо за рассказ о событии.
belgorodskiy
12 апр, 2011 18:49 (UTC)
О совместном полете Союз-Apollo 1975 c участием Алексея Архи
35 лет полету "Союз-Аполлон": космонавт Леонов пожелал американцам "жизнь, полную секса"
время публикации: 21 июля 2010 г., 17:13
последнее обновление: 21 июля 2010 г., 17:30



35 лет назад в истории освоения космоса произошло событие, которое принято считать началом международного сотрудничества на орбите. 17 июля 1975 года впервые состоялась стыковка советского и американского кораблей "Союз" и "Аполлон"
Совместный полет продолжался более 46 часов, в его ходе космонавты - Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Томас Стаффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд - провели ряд научных и технических экспериментов
Участники того знакового проекта каждые пять лет обязательно собираются вместе и предаются воспоминаниям: все - за исключением Дональда Слейтона, который умер 13 июня 1993 года в возрасте 69 лет. В этот раз юбилей отмечают в Москве

35 лет назад в истории освоения космоса произошло событие, которое принято считать началом международного сотрудничества на орбите. 17 июля 1975 года впервые состоялась стыковка советского и американского кораблей "Союз" и "Аполлон". Совместный полет продолжался более 46 часов, в его ходе космонавты - Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Томас Стаффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд - провели ряд научных и технических экспериментов.
p.s. извините, пожалуйста, за неудачный мой предыдущий пост.
close_to_jazz
13 апр, 2011 05:50 (UTC)
Очень интересно читать ваш дневник))
С точки зрения подрастающего поколения могу сказать, что сложно воспринимать цветной телевизор и мобильный телефон как чудо, потому что это давно привычные вещи. Я очень уважаю их изобретателей, но даже не смогу сказать, как их зовут. То же и со всеми событиями середины прошлого века. Я очень уважаю всех, кто воевал за Родину в 40-ые, но все эмоции, которые связаны с ними, мне переданы по наследству, а своих у меня не получается испытать больше, чем при чтении художественной литературы - слишком это далеко и нереально. Я одинаково переживаю и за Печорина, и за Кутузова.. Мне кажется, поэтому так долго и тянется эта история с "гонкой вооружений". Обиженные и идейные родители пропитывают этим своих детей, и хоть дети живут уже в другом мире - в душе осадок остается.
(еще маленький комментарий у меня - у вас опечатка, в имени посла - родрик брейтвейт))
olga_euro
20 апр, 2011 16:31 (UTC)
Вы правильно пишете про обиду. Часто именно она движет нашими поступками. Но не всегда. То что Вы пишете о восприятии событий прошлых лет - нормально для Вашего поколения. В этом возрасте человек учится быть частью общества, строит карьеру, добивается достойного места в жизни. Позже приходит интерес к своим корням, к истории страны. Хочется понять свое место не только в настоящем, но и в прошлом. Так что не печальтесь - через пару десятков лет события 1812 года станут ближе:)
radiotv_lover
18 апр, 2011 08:10 (UTC)
И о веселом :

Этого брюсслеьского мальчика Вы наверняка знаете :)
!4 апреля:
olga_euro
20 апр, 2011 16:25 (UTC)
Ура! Он космонавт:)
( 57 комментариев — Оставить комментарий )