?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

50 лет назад советский народ, а с ним и весь мир узнал о первом полете человека в космос. По рассказам современников, новость ошеломила, вызвала бурю ликования. Незнакомые люди на улицах собирались группами, обнимались и поздравляли друг друга, мальчишки носились вокруг с криками "Ура! Гагарин в космосе!". Так выглядел день 12 апреля 1961 года в СССР. Интересно, каким он был в США, в Японии, во Франции, в Германии? Какие эмоции выражались на лицах людей, когда до них донеслась весть о полете Гагарина? Светлели ли они или, наоборот, мрачнели? 

По моему наблюдению, в западном общественном мнении тему первого полета человека в космос упорно обходят. Конечно, все нормальные люди о Гагарине знают и с удовольствием говорят о нем. Где-нибудь в Брюсселе таксист-иммигрант, спросив Вас откуда Вы и услышав, что из России, тут же радостно закричит "Гагарин!". Но в официальной риторике и в печати дело обстоит иначе.  

Стандартной формулировкой для обозначения технических возможностей человека на Западе является фраза "человек научился летать на Луну".  Взяв в руки переводную брошюру по психологии, мы прочитаем: " если уж человек смог полететь на Луну, то вы обязательно научитесь планировать свое время". Фраза "летать в космос" не встречается никогда. Возможно, тон здесь задал президент  Ричард Никсон. Его инаугурационная речь, произнесенная 20 января 1969 г., завершается прославлением высадки американцев на Луну. "Всего несколько кратких недель назад мы стали участниками славного события, когда человек впервые увидел мир таким, каким его видит Бог, - единой сферой, отражающей во тьме свет. Пролетая в сочельник над серой поверхностью Луны, астронавты "Аполло" говорили нам о красоте Земли, и мы слышим, как четко доносившийся с далекого расстояния голос призывает на нее благословение Божье" [1]     

Американской привычке замалчивать полет Гагарина есть объяснение - США долго находились в состоянии военной и технологической гонки с Советским Союзом. Но оно уже не актуально. СССР распался двадцать лет назад, за это время успело вырасти новое поколение. Холодная война давно окончена, а ее победителями стали США и Запад в целом. Передо мной лежит вышедшая в 2005 г. книга американского историка экономики, лауреата Нобелевской премии Дугласа Норта "Понимание процесса экономических изменений". В отличной - по качеству анализа и систематизации - главе "Взлет и падение Советского Союза" автор обращает особое внимание на технократическую составляющую советской экономической политики. Он пишет об электрификации и об атомной бомбе. Но о полете в космос и о космической программе СССР нет ни слова [2]. Допустить, что образованный человек об этом не знает, нельзя. Тогда в чем причина? 

Вот еще пример - из европейской практики. Выдающийся английский дипломат, бывший посол Великобритании в России Родник Брейтвейт несколько лет назад опубликовал книгу воспоминаний и размышлений о России. По-русски она вышла под названием "За Москвой рекой". В книге подробно излагается история России, особенно советского периода. Имя Гагарина в описании событий 60-х годов отсутствует. О нем упоминается лишь однажды, когда автор рассказывает о поездке на Байконур в 1991 г. в связи с участием англичанки Хелен Шарман  в полете интернационального экипажа  КК "СоюзТМ-12". Вспоминая о посещении дома, где Гагарин провел последнюю ночь перед стартом, Брейтвейт отмечает, что никто из экскурсоводов не упомянул о "широко распространенной версии, что в свой последний самоубийственный полет Гагарин отправился за водкой". Он также досадует, что ему не рассказали об освобождении Королева из лагеря и о расстреле его старших товарищей. [3]

На официальном сайте Европейского Союза в разделе о 1950-1960 гг.  говорится, что в 1957 г. Советский Союз обогнал США в космической гонке, запустив спутник, а в 1961 году первый космонавт Юрий Гагарин облетел Землю на корабле диаметром 2,6 метра. Не думаю, что размеры корабля указаны из восхищения нанотехнологиями. В событиях 1961 - 1970 гг. полету Гагарина места не нашлось. Как не нашлось места позже полету "Союз - Аполлон", выражавшему идею примирения двух политических систем. Впрочем, авторы сайта, также забыли о военных действиях Франции во Вьетнаме и в Алжире, о франко-британской интервенции в Египет в 1956 г., о колониальных войнах Бельгии и Нидерландов. Но это уже другая история.        

Западная практика замалчивать полет Гагарина или сопровождать его уничижительными деталями, вызываает у меня недоумение. Ведь Россия и Запад больше не являются идеологическими противниками, даже наоборот - они заявляют о стратегическом партнерстве. Что же мешает нашим западным коллегам свободно и открыто говорить о том, что 50 лет назад калужский парень из многодетной семьи Юрий Гагарин открыл землянам космическую эру? По-моему, настало время отправить комплексы на свалку истории. И перестать стесняться того, что 20 февраля 1962 года американец Джон Гленн совершил 5-часовой полет в космос на корабле "Меркурий" - за семь лет до высадки на Луну.  


[1] Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша 1789 - 2001 гг. с историческими комментариями. М.: Издательский дом "Стратегия", 2001. С. 448.
[2] Норт. Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: Издательский дом ВШЭ, 2010. С. 209 - 222.
[3] Braithwaite R. Across the Moscow River. The World Turned Upside Down. Yale University Press, 2002. P. 276.

Comments

galea_galley
12 апр, 2011 15:38 (UTC)
"И то, что Гагарин на 3 недели полетел раньше, чем Шеппард не имеет уже такого значения."
Не надо пудрить мозги. Полет Шепарда 5 мая 1961 г. был суборбитальным. Ракетой он был поднят на определенную высоту, откуда спустился на Землю. Полет продолжался 15 мин. 22 сек.

В музеях мира много чего есть, что по праву принадлежит нам, но распродано алчными держателями артефактов. Но музеи - не творцы общественного мнения.

А мнение о русских космонавтах как о горьких пьяницах, ремонтирующих кувалдой свои корабли, очень хорошо можно почувствовать в фильмах с участием Брюса Уиллиса, спасающего мир.
radiotv_lover
12 апр, 2011 16:45 (UTC)
Лучше вспомните оставленный экипажем "Аполлон-15"
Товарищ, я прекрасно отличаю орбитальный полет от суборбитального.
Но гонка шла просто за полет в космос согласно принятым в октябре 1960 правилам ФАИ.

В фильме "Армагеддон" наш космонавт показан героем, который умеет все в критической ситуации. Но это художественный вымысел.
Лучше вспомните оставленный экипажем "Аполлон-15" в разгар холодной войны в 1971 памятник павшим астронавтам:


Theodore Freeman (October 31, 1964, aircraft accident)
Charles Bassett (February 28, 1966, aircraft accident)
Elliott See (February 28, 1966, aircraft accident)
Gus Grissom (January 27, 1967, Apollo 1 fire)
Roger Chaffee (January 27, 1967, Apollo 1 fire)
Edward White (January 27, 1967, Apollo 1 fire)
Vladimir Komarov (April 24, 1967, Soyuz 1 re-entry parachute failure)
Edward Givens (June 6, 1967 automobile accident)
Clifton Williams (October 5, 1967, aircraft accident)
Yuri Gagarin (March 27, 1968, aircraft accident)
Pavel Belyayev (January 10, 1970, disease)
Georgi Dobrovolski (June 30, 1971, Soyuz 11 re-entry pressurization failure)
Viktor Patsayev (June 30, 1971, Soyuz 11 re-entry pressurization failure)
Vladislav Volkov (June 30, 1971, Soyuz 11 re-entry pressurization failure)
galea_galley
12 апр, 2011 17:20 (UTC)
Re: Лучше вспомните оставленный экипажем "Аполлон-15&qu
Мистер,но эту гонку выиграл СССР. Даже с учетом правил ФАИ. Или есть возражения? А полет на Луну первыми совершили американцы. И против этого нет возражений. И те, и другие - герои.
Но разве об этом речь в статье Ольги? Зачем растекаться мыслью по древу.
radiotv_lover
12 апр, 2011 17:43 (UTC)
к сожалению Вы неправы.
Мы выиграли старт гонки.
С 1957 мы опережали американцев каждый раз на полшага.
На 4 месяца выиграли со спутником, на 3 недели с космическим полетом и на 10 месяцев с орбитальным. На 3 месяца с внекорабельной деятельностью.

Но с самого начала были успехи и у американцев.
Например наши космонавты катапультировались. А американцы совершали весь полет в корабле.
Американцы уже в первом полете совершали маневрирования.
С началом программы "Джемини" (1965), когда они провели множество выходов в космос, стыковки американцы пошли в отрыв.
В 1969 Каманин уже писал:
"После блестящей экспедиции на Луну американских астронавтов в июле этого года и целой серии наших провалов с лунными автоматами и ракетой Н-1 у нас не сделано никаких выводов.
Мы отстали от США на 4–5 лет. Больно признавать этот горестный факт, но еще больнее сознавать, что у нас пытаются замаскировать наше поражение и мало что делают для того, чтобы предотвратить наше дальнейшее отставание."
http://militera.lib.ru/db/kamanin_np/69.html
Посмотрите, там по этой ссылке дальше идет таблица, которую Каманин комментирует так:
"Таблица эта составлена несколько тенденциозно, но в целом она верно отражает наше большое отставание от США в космосе. Если в 1963 году наши газеты со злорадством писали: «Одна наша Валентина Терешкова налетала в космосе больше, чем все американские космонавты, вместе взятые», то в 1969 году американцы с полным основанием могут сказать, что только один полет «Аполлона-8» перекрывает все космические успехи русских."

В общем, после "Джемини" у американцев были экспедиции на Луну, когда они разъезжали по спутнику на роверах и делали что хотели.
Потом была орбитальная станция "Скайлэб" с серией длительных экспедиций в том числе фантастической для 1973 года 84-суточной экспедицией.
Потом был "Шаттл" который доставил в космос несравнимые с другими аппаратами количества грузов и людей.
В общем, гонку на самом деле не выиграли.

Слава богу, теперь ушло это глупое соперничество и мы видим МКС, в которой самый большой и дорогой сегмент - японский, наш базовый модуль, масса американских и европейских модулей.
Космос из места пустой траты ресурсов на соперничество стал местом разумного разделения труда и совместных инвестиций.
galea_galley
12 апр, 2011 17:57 (UTC)
Re: к сожалению Вы неправы.
Боже ты мой. Да о чем Вы? Что мы слабее в космосе сейчас? Кто же об этом спорит. Но Америку открыл Колумб, хотя господствуют в ней сейчас совсем не его потомки. Разве это является основанием для забвения роли Колумба? Гагарин - Колумб Космоса, что бы Вы ни говорили. И заслуживает соответствующего к себе отношения всего человечества, а не только наших соотечественников.
radiotv_lover
12 апр, 2011 19:31 (UTC)
заслуживает соответствующего к себе отношения
Кто бы спорил, только не я.
Гагарин, и особенно Королёв заслуживают самого большого признания.
Я бы скорее назвал в данном случае Колумбом Королёва.

Разве я с этим спорю?
Тут возможно проявилась роль личности в истории.
Может быть, если бы Королёв был жив, то и не смогли бы нагнать американцев.

Надо учесть, что Королев соревновался с самим Брауном, своим учителем.
Правда у Королёва были свои преимущества.
Американцы не скрывали своих планов.
Еще в 1951 американские учёные, в том числе Браун, изложили свои мысли в журнале "шахтерский еженедельник", описав и запуски спутников и высадку на Луну и орбитальные станции.
http://home.flash.net/~aajiv/bd/colliers.html
Не футурологи, а практические деятели ракетной техники.
У нас было преимущество спортсмена-бегуна, выбегающего из-за спины.
Мы всегда знали, когда и что собираются делать американцы.
Когда будут запускать спутник, когда корабль.
Браун наметил на 24 марта 1961, но решил перенести на месяц.

Надо понять величие сделанного Королевым.
Браун, кроме короткого ареста гестапо, не был репрессирован никогда. Ему не выбивали зубы следователи, как Королеву. Он не сидел как Глушко.
Наши создатели техники были все людьми очень сложной судьбы.
Королёв был реабилитирован только 18 апреля 1957! Представьте, как он работал все эти годы.
galea_galley
12 апр, 2011 19:49 (UTC)
Я бы скорее назвал в данном случае Колумбом Королёва.
Тогда назовем открывателем Америки творца каравеллы (или нао), на которой Колумб совершил свое плавание. Эти творцы, как и Королев, великие люди. Но в неизвестность первым пошел Колумб, и первым полетел Гагарин. Богу богово, а кесарю кесарево.
Вы снова пытаетесь умалить роль Гагарина: спортсмен-бегун, выбегающий из-за спины.
Мне довелось читать реферативные журналы Зкспресс-информации ВИНИТИ пятидесятых годов по ракетной технике. Американцы очень трезво оценивали свои возможности и очень хорошо были осведомлены о наших достижениях. Но вырваться вперед не смогли. Давайте признаем это и не будем искать извинений перед Западом за то, что мы оказались первыми.
radiotv_lover
12 апр, 2011 20:22 (UTC)
Понимаете, в каждую эпоху по разному.
В открытии Америки искусство мореплавания играло очень важную роль.
И Колумб был первым благодаря своему искусству.

В космической сфере при всем уважении к Гагарину, Шеппарду, Гленну, в кресло могли посадить любого.

Если Вы помните, то наша первая шестерка космонавтов получилась путем отсечения от двадцатки всех, кто был выше 170 см.
Т.е. окажись Гагарин выше 170 и он не стал бы первым. Это никак не уменьшает его героизм.
Точно также окажись Гагрин более выносливым, сильным чем Титов, он опять не стал бы первым.
Каманин за 7 дней до старта:
"Все последнее время и сейчас, когда я пишу эти строки, меня неотступно преследует одна и та же мысль — кого послать в первый полет, Гагарина или Титова? И тот, и другой — отличные кандидаты, но в последние дни я все больше слышу высказываний в пользу Титова, и у меня самого возрастает вера в него. Титов все упражнения и тренировки выполняет более четко, отточенно и никогда не говорит лишних слов. А вот Гагарин высказывал сомнение необходимости автоматического раскрытия запасного парашюта, во время облета района посадки, наблюдая оголенную, обледенелую землю, он со вздохом сказал; «Да, здесь можно крепко приложиться». Во время одной из бесед с космонавтами, когда я рекомендовал им пройти катапультирование с самолета, Гагарин отнесся к этому предложению довольно неохотно. Титов обладает более сильным характером. Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Титова — это необходимость иметь более сильного космонавта на суточный полет. Второй полет на шестнадцать витков будет бесспорно труднее первого одновиткового полета. Но новый полет и имя первого космонавта человечество не забудет никогда, а второй и последующие забудутся так же легко, как забываются очередные рекорды.
Итак, кто же — Гагарин или Титов? У меня есть еще несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из 2–3 достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества."

А вот Королёв оказался и создателем уникальной ракеты и, как показала история, незаменимым. Равную с ним выдающуюся роль сыграл Устинов, создавший ракетную отрасль. Сейчас об Устинове вспоминают в основном как о маразматике-сталинисте, ввергшем страну в афганскую авантюру.
Нов 1950-е-1960-е это был хозяин ракетного королевства им же созданного.
Я знаю людей, которые видели его работу на заводах и в КБ. Это поистине великий организатор.
Кстати, сегодня о нём даже и не вспомнили. А ведь это он вытащил Королёва и Глушко послал их в Германию с Чертком.
Это он своему опытному директору заводов генералу Гонору поручил создать НИИ-88, поставив туда Королёва.

Я не ищу извинений перед Западом.
Я еще раз повторю, что подвиг Королёва, Глушко, Исаева, Бармина - это неоспоримый подвиг.
И деятельность Устинова - это вершина менеджмента.
Им было намного труднее, чем американцам.
galea_galley
13 апр, 2011 06:52 (UTC)
Наши комментарии превратились во флуд. Дискуссия, видимо, уже давно оторвалась от темы поста и не прекратится, пока вы не напишете все, что знаете о космонавтике. Поэтому извините, но вынужден остановиться.
alek_morse
12 апр, 2011 23:06 (UTC)
Космическую гонку выиграл Советский Союз
Космическую гонку - на сегодняшний момент - как ни странно, выиграл Советский Союз. На каком корабле вскоре полетят американские астронавты? На Союзе, но ведь он-то советский! ;)
radiotv_lover
13 апр, 2011 04:55 (UTC)
Он-то советский = а воз и ныне там
На сегодня главным в стали космические исследования.
Европейское Космическое Агентство, Японское космическое Агентство тратят миллиарды на исследования, на аппараты, на оборудования. Японский сегмент МКС - главный, самый большой и самый дорогой элемент международной станции.
Европейские корабли ATV и японские HTV не требуют непреодолимых конструктивный усовершенствований, чтобы на их базе сделать пилотируемый корабль в течение от года до полутора.
Для американцев с опытом Меркуриев, Джемини, Аполлонов и Шаттлов быстрое создание корабля тоже не составляет труда.

Вопрос в том, на что тратить деньги.
Японцы и европейцы тратят деньги на космическую науку и транспортировку грузов. При этом ATV и HTV доставляют за один полет намного больший груз, а их системы стыковки исключают таран (как это проделывали несколько раз "Прогрессы", вспомните ставший практически фатальным таран станции "Мир").
Американцы же создают новый корабль, который откроет перспективы полетов к Луне, Марсу и астероидам, а создание "космического такси" отдано частным компаниям.

Наши "Союзы" служат такси.
Быть исследователями космоса или возить операторов к месту работы?

В Российской космической отрасли специалисты выражают обеспокоенность тем, что превратившись в космических извозчиков, и тем самым консервирует свое отставание как по носителям ("Союзу" уже сто лет,а "Ангара" никак не полетит, так и по кораблям).
Попробуйте почитать, что писал несколько лет назад Юрий Иванович Зайцев, работник одного профильного НИИ и известный аналитик в области космической техники:
http://nvo.ng.ru/armament/2007-08-24/1_izvozchik.html
alek_morse
13 апр, 2011 15:34 (UTC)
Re: Он-то советский = а воз и ныне там
// быстрое создание корабля тоже не составляет труда //

Пока, как видно, составляет. О том, что челноки будут выводиться из эксплуатации было известно давно и заранее.

Не спорю, что в российской космической отрасли большие проблемы. А у кого их нет?
Да, конечно, Китай подтягивается...
olga_euro
12 апр, 2011 17:36 (UTC)
Re: Лучше вспомните оставленный экипажем "Аполлон-15&qu
Большое спасибо за этот комментарий и за список. Не знала. знать.
rogatkina_ezhik
12 апр, 2011 17:39 (UTC)
Re: Лучше вспомните оставленный экипажем "Аполлон-15&qu
Спасибо, я тоже не знала, что есть такой список на памятной таблице. И там все вместе из первых космонавтов и астронавтов.
Это очень впечатляет!
olga_euro
12 апр, 2011 17:48 (UTC)
Увы-увы, тема водки накрепко сидит в головах наших западных партнеров. Мне было неприятно и странно увидеть в цитированной книге Брейтвейта слова о том, что в свой последний полет Гагарин якобы отправился за водкой (Gagarin was flying to collect more vodka). Тем более, что Брейтвейт - знаток русской культуры и русского языка. И он сам подарил мне книгу.