?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

50 лет назад советский народ, а с ним и весь мир узнал о первом полете человека в космос. По рассказам современников, новость ошеломила, вызвала бурю ликования. Незнакомые люди на улицах собирались группами, обнимались и поздравляли друг друга, мальчишки носились вокруг с криками "Ура! Гагарин в космосе!". Так выглядел день 12 апреля 1961 года в СССР. Интересно, каким он был в США, в Японии, во Франции, в Германии? Какие эмоции выражались на лицах людей, когда до них донеслась весть о полете Гагарина? Светлели ли они или, наоборот, мрачнели? 

По моему наблюдению, в западном общественном мнении тему первого полета человека в космос упорно обходят. Конечно, все нормальные люди о Гагарине знают и с удовольствием говорят о нем. Где-нибудь в Брюсселе таксист-иммигрант, спросив Вас откуда Вы и услышав, что из России, тут же радостно закричит "Гагарин!". Но в официальной риторике и в печати дело обстоит иначе.  

Стандартной формулировкой для обозначения технических возможностей человека на Западе является фраза "человек научился летать на Луну".  Взяв в руки переводную брошюру по психологии, мы прочитаем: " если уж человек смог полететь на Луну, то вы обязательно научитесь планировать свое время". Фраза "летать в космос" не встречается никогда. Возможно, тон здесь задал президент  Ричард Никсон. Его инаугурационная речь, произнесенная 20 января 1969 г., завершается прославлением высадки американцев на Луну. "Всего несколько кратких недель назад мы стали участниками славного события, когда человек впервые увидел мир таким, каким его видит Бог, - единой сферой, отражающей во тьме свет. Пролетая в сочельник над серой поверхностью Луны, астронавты "Аполло" говорили нам о красоте Земли, и мы слышим, как четко доносившийся с далекого расстояния голос призывает на нее благословение Божье" [1]     

Американской привычке замалчивать полет Гагарина есть объяснение - США долго находились в состоянии военной и технологической гонки с Советским Союзом. Но оно уже не актуально. СССР распался двадцать лет назад, за это время успело вырасти новое поколение. Холодная война давно окончена, а ее победителями стали США и Запад в целом. Передо мной лежит вышедшая в 2005 г. книга американского историка экономики, лауреата Нобелевской премии Дугласа Норта "Понимание процесса экономических изменений". В отличной - по качеству анализа и систематизации - главе "Взлет и падение Советского Союза" автор обращает особое внимание на технократическую составляющую советской экономической политики. Он пишет об электрификации и об атомной бомбе. Но о полете в космос и о космической программе СССР нет ни слова [2]. Допустить, что образованный человек об этом не знает, нельзя. Тогда в чем причина? 

Вот еще пример - из европейской практики. Выдающийся английский дипломат, бывший посол Великобритании в России Родник Брейтвейт несколько лет назад опубликовал книгу воспоминаний и размышлений о России. По-русски она вышла под названием "За Москвой рекой". В книге подробно излагается история России, особенно советского периода. Имя Гагарина в описании событий 60-х годов отсутствует. О нем упоминается лишь однажды, когда автор рассказывает о поездке на Байконур в 1991 г. в связи с участием англичанки Хелен Шарман  в полете интернационального экипажа  КК "СоюзТМ-12". Вспоминая о посещении дома, где Гагарин провел последнюю ночь перед стартом, Брейтвейт отмечает, что никто из экскурсоводов не упомянул о "широко распространенной версии, что в свой последний самоубийственный полет Гагарин отправился за водкой". Он также досадует, что ему не рассказали об освобождении Королева из лагеря и о расстреле его старших товарищей. [3]

На официальном сайте Европейского Союза в разделе о 1950-1960 гг.  говорится, что в 1957 г. Советский Союз обогнал США в космической гонке, запустив спутник, а в 1961 году первый космонавт Юрий Гагарин облетел Землю на корабле диаметром 2,6 метра. Не думаю, что размеры корабля указаны из восхищения нанотехнологиями. В событиях 1961 - 1970 гг. полету Гагарина места не нашлось. Как не нашлось места позже полету "Союз - Аполлон", выражавшему идею примирения двух политических систем. Впрочем, авторы сайта, также забыли о военных действиях Франции во Вьетнаме и в Алжире, о франко-британской интервенции в Египет в 1956 г., о колониальных войнах Бельгии и Нидерландов. Но это уже другая история.        

Западная практика замалчивать полет Гагарина или сопровождать его уничижительными деталями, вызываает у меня недоумение. Ведь Россия и Запад больше не являются идеологическими противниками, даже наоборот - они заявляют о стратегическом партнерстве. Что же мешает нашим западным коллегам свободно и открыто говорить о том, что 50 лет назад калужский парень из многодетной семьи Юрий Гагарин открыл землянам космическую эру? По-моему, настало время отправить комплексы на свалку истории. И перестать стесняться того, что 20 февраля 1962 года американец Джон Гленн совершил 5-часовой полет в космос на корабле "Меркурий" - за семь лет до высадки на Луну.  


[1] Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша 1789 - 2001 гг. с историческими комментариями. М.: Издательский дом "Стратегия", 2001. С. 448.
[2] Норт. Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: Издательский дом ВШЭ, 2010. С. 209 - 222.
[3] Braithwaite R. Across the Moscow River. The World Turned Upside Down. Yale University Press, 2002. P. 276.

Comments

radiotv_lover
13 апр, 2011 04:55 (UTC)
Он-то советский = а воз и ныне там
На сегодня главным в стали космические исследования.
Европейское Космическое Агентство, Японское космическое Агентство тратят миллиарды на исследования, на аппараты, на оборудования. Японский сегмент МКС - главный, самый большой и самый дорогой элемент международной станции.
Европейские корабли ATV и японские HTV не требуют непреодолимых конструктивный усовершенствований, чтобы на их базе сделать пилотируемый корабль в течение от года до полутора.
Для американцев с опытом Меркуриев, Джемини, Аполлонов и Шаттлов быстрое создание корабля тоже не составляет труда.

Вопрос в том, на что тратить деньги.
Японцы и европейцы тратят деньги на космическую науку и транспортировку грузов. При этом ATV и HTV доставляют за один полет намного больший груз, а их системы стыковки исключают таран (как это проделывали несколько раз "Прогрессы", вспомните ставший практически фатальным таран станции "Мир").
Американцы же создают новый корабль, который откроет перспективы полетов к Луне, Марсу и астероидам, а создание "космического такси" отдано частным компаниям.

Наши "Союзы" служат такси.
Быть исследователями космоса или возить операторов к месту работы?

В Российской космической отрасли специалисты выражают обеспокоенность тем, что превратившись в космических извозчиков, и тем самым консервирует свое отставание как по носителям ("Союзу" уже сто лет,а "Ангара" никак не полетит, так и по кораблям).
Попробуйте почитать, что писал несколько лет назад Юрий Иванович Зайцев, работник одного профильного НИИ и известный аналитик в области космической техники:
http://nvo.ng.ru/armament/2007-08-24/1_izvozchik.html
alek_morse
13 апр, 2011 15:34 (UTC)
Re: Он-то советский = а воз и ныне там
// быстрое создание корабля тоже не составляет труда //

Пока, как видно, составляет. О том, что челноки будут выводиться из эксплуатации было известно давно и заранее.

Не спорю, что в российской космической отрасли большие проблемы. А у кого их нет?
Да, конечно, Китай подтягивается...