?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Белый квадрат

Сегодня прошло заседание ректората МГИМО, на котором обсуждалась ситуация с набором - 2011. Вел заседание первый проректор А.Д. Богатуров. Ректорский зал, кстати сказать, находится точно над центральным входом, у которого всегда толпятся студенты. Сегодня там толпились абитуриенты. Окна зала были открыты и деканы временами ловили обрывки шуточек, которыми молодые люди подбадривали себя и родителей. 

По ходу совещания вспомнилась такая история. В Париже (или Лондоне, точно не помню) в начале 80-х организовали грандиозную выставку рекламного плаката. Точнее, международное соревнование. Круглая призовая сумма должна была достаться той компании, к рекламному щиту которой подойдет больше всего людей. Число визитеров фиксировала видеокамера. Историю эту взахлеб рассказывал однокурсник, когда мы дружной компанией бежали на обед (по морозу и, конечно, без пальто) в только что построенную институтскую столовую. 

"Ни за что не догадаетесь, что было на плакате, получившем первое место!" - дразнил он нас. Мы перебирали самые невероятные варианты: шикарный автомобиль, умопомрачительная яхта, движущаяся модель космического корабля, (об обнаженных девушках в ту пору не было и речи), но все было невпопад. Оказалось, что больше всего людей подошло к огромному белому щиту, внизу которого мелкими буквами было написано "Компания Мерседес в рекламе не нуждается". Возможно, фирму я сейчас путаю, но смысл был именно такой.     

В этом году МГИМО не проводил рекламной компании в СМИ. Соответственно, вуз не вошел ни в один из списков университетов, потративших наибольшие средства на рекламу. При этом конкурс на бюджет составляет в среднем 18 человек, а на договор - около 7(конкурсная ситуация на сегодня - файл в Экселе). На бюджет и на договор будет принято примерно поровну - по 460 - 470 человек. Плюс еще иностранцы. В этом году должны быть студенты из новых для МГИМО стран - Аргентины, Венесуэлы и Индии.

Еще один штрих - МГИМО, несмотря на свои миниатюрные размеры, находится на втором месте среди вузов России по количеству абитуриентов - победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников. По некоторым направлениям, например, географии и журналистике, их число превысило число бюджетных мест.

Больше половины ребят, подавших заявления о приеме - из регионов. В прошлом году соотношение было примерно таким же. Причем оно почти не изменилось, когда стали известны списки поступивших. Скажу честно, что мне нравится вести занятия в группах, где преобладают ребята из регионов. Они настойчивы, хорошо организованы и жадны до знаний.

Главное, чего я желаю нынешним абитуриентам - верить в себя, в свои силы. И, конечно, успешного поступления. Мне верится, что из тех неизвестных ребят, голоса которых мы слышали сегодня во время ректората, скоро вырастут блестящие экономисты-международники, дипломаты, юристы, журналисты... И когда-то они станут лучше нас.  

Метки:

Comments

( 28 комментариев — Оставить комментарий )
pap_a
11 июл, 2011 20:19 (UTC)
когдааааааа-то они станут лучше нас... :(
olga_euro
11 июл, 2011 21:00 (UTC)
Ладно, пусть нескоро. Но должны все-таки. Иначе зачем некоторые мел об доску ломают?
plaschinsky
11 июл, 2011 22:40 (UTC)
Ребят из Аргентины, Венесуэлы и Индии нужно активно вовлекать в Совет землячеств :)
olga_euro
12 июл, 2011 04:35 (UTC)
Это точно! Кстати, ребятам, которые приезжают издалека, всегда нужна поддержка, им бывает непросто приспособиться к местным условиям, к жизни мегаполиса, не говоря уже об овладении русским языком.
plaschinsky
12 июл, 2011 04:37 (UTC)
Согласен с Вами полностью! Нужно стремиться к этому :)
alexbor46
12 июл, 2011 00:12 (UTC)
МГИМО и МЕРСЕДЕС объединяет буква "М", да это было давно, когда мерседес мог не тратится на рекламу, но теперь все совсем не так в мире...
а толпящиеся у входа абитурьенты и взирающие на них свыше деканы и профессоре это по моему сюр ;-) но вы ольга наверное немного романтик из века позапрошлого... и это чудесно ... ибо пусть будущие дипломаты будут тоже немного романтиками ;-)... но где современные технологии ? , которые позволяют не толпиться... и где конкурс атестатов... и где где где у вас там 21-ый век ... а в рекламе при настоящей конкуренции нуждаются все...

вот сын моего друга попал в престижную английскую гимназию не толпясь, а через интернет.. и королева его спонсирует за успехи... вот бы и вашим ребятам из регионов не нужно бы было толпиться... а по европейски занять свое подобающее место... я конечно понимаю мониполизм вашей "алма матер" .... но отнюдь не voshischayus' им...
конечо то ребята из регионов будут сильнее ... и как я понимаю вы с радостью поможете им , успехов им и вам :-)))
olga_euro
12 июл, 2011 04:43 (UTC)
Да не взирали мы: к этим окнам трудно подойти, вдоль них плотный ряд кресел. Абитуриенты стояли под окнами после сдачи дополнительного испытания по иностранному языку, в этот день поступающие в магистратуру сдавали специальность.

По сути согласна: вступительный процесс должен все больше компьютеризироваться. Практически весь документооборот в МГИМО ведется в цифровом виде, начиная от личных отчетов преподавателей и заканчивая базами данных по студентам и абитуриентам. Но прием вступительных документов по интернету пока не предусмотрен правилами Министерства образования. Согласна, это было бы удобнее. Но как быть с оригиналами аттестатов и др.?
memoryfull
12 июл, 2011 04:09 (UTC)
Вход хороший, а вот выход...
olga_euro
12 июл, 2011 04:59 (UTC)
Прочитала соображения Дмитрия, которого хорошо знаю - он был на моем курсе в первом семестре. Отвечу по существу, хотя есть замечания по форме. Каждый вуз имеет свой профиль, свой сильныхх сторон. В МГИМО это языки, хорошее знание международной среды и международной институциональной системы. Технический анализ в финансах не входит в этот список. Хотя работа на этом направлении идет: третий год работает кафедра эконометрики, кафедру мировых финансов недавно возглавил Дмитрий Миловидов, бывший руководитель ФСФР.

Согласна, технический анализ важен. Но без других знаний (где особенно силен МГИМО) он не имеет смысла. Приведу пример. На занятиях по эконометрике для преподавателей (вели профессора РЭШ) решалась задача по колебаниям валютных курсов. Делали расчеты, проверяли данные различными тестами. А ведь сначала надо заглянуть в годовой доклад МВФ и узнать, какой в стране режим обменного курса: что и как таргетируется - инфляция или курс.
angry_fox_sue
12 июл, 2011 06:08 (UTC)
Позволю себе вмешаться в дискуссию, поскольку хорошо понимаю проблему с обеих сторон - закончила МО+ИЕП, то есть факультеты, где экономика была совершенно не на первом месте, и сейчас финансовый аналитик (самоучка).

Могу сказать, что да, действительно, МГИМО очень не хватает узких экономических направлений, более того, не хватает практических занятий. К примеру, описанная Вами задача по колебаниям валютных курсов с точки зрения макротеории очень интересна, она требует изучения многих экономических аспектов.
Но на практике, если специалист потом планирует работу в секторе финансовых рынков, задача не имеет полноценного прикладного смысла.
То есть МГИМО в смысле экономики хотелось бы пожелать больше практических узких направлений и возможности для студентов понять микромеханизмы финансов.

При этом у МГИМО есть одно огромное достоинство, которого я не встречала нигде больше, общаясь с выпускниками других институтов: МГИМО дает полноценную базу для дальнейшего самообразования. То есть гуманитарий после МГИМО может самостоятельно изучать финансы, экономику и т.п. Ему хватит поставленного кругозора, чтобы понять, за что схватиться и как выстроить систему изучения процесса.
Вот этого у МГИМО не отнять. :))
olga_euro
12 июл, 2011 06:24 (UTC)
Очень хорошо, что вмешались! Прикладные практические направления действительно нужны. Очень! Главная здесь проблема - организационная. С нового учебного года введенный Минобром новый стандарт обучения бакалавров по экономическим специальностям не предусматривает специализации.

То есть узкие практические дисциплины возможны в магистратуре. А здесь многое упирается в кадры: чтобы нанять действующего аналитика финансового рынка, ему вуз должен платить по рыночной ставке. То есть заработать на его зарплату самостоятельно, так как деньги государства просто смешные. Выход, на мой взгляд, в подключении частных компаний к найму высококлассных специалистов. Так делают европейские вузы: профессор имени фонда...
angry_fox_sue
12 июл, 2011 08:10 (UTC)
Это действительно проблема, если нет возможности специализации.
И понимаете, Ольга Витальевна, в чем: преподавание теоретических дисциплин без практики в секторе таких гибких направлений, как экономика и финансы, очень опасно. Оно фактически выстраивает у потенциального специалиста определенную схему мышления, тогда как в финансах фиксированной схемы быть не может.
Это, конечно, не значит, что теоретической подготовки не должно быть, но без практики жесткая теория приносит больше вреда. МГИМО в этом смысле и дает в плане экономики некоторое преимущество для самоучек - до сих пор не было жесткой теории, которая подменяет собой практику, была только общая подготовка (экономическая и, что особенно важно для понимания процессов, политическая).

Наблюдаю по ходу работы выпускников некоторых финансовых институтов - им очень тяжело работать, хотя вроде как у них специальное образование. Их база узкая, но жесткая и они не могут отойти от рамок, полученных при обучении, что очень мешает в первые годы работы.
В статье, приведенной выше, было сказано - надо готовить на торговых терминалах. И это правильно. Но надо не просто на них готовить (изучить торговый терминал Блумберга можно самостоятельно, если надо), надо готовить заниматься практикой, создавать виртуальные рыночные ситуации (от финансовых портфелей до моделей развития экономики страны). Тогда специалист, попав в реальность, будет ориентироваться на различность и многофакторность ситуаций.

А по поводу привлечения внешних специалистов, то тут, мне кажется, помимо дорогих профессионалов, на которые нужны средства от фондов, можно было бы привлекать специалистов среднего звена, которым самим была бы интересна практика преподавания и формирования выпускников. Грубо говоря, может быть, не всегда есть смысл приглашать директора чего-нибудь из Голдман Сакс, иногда есть смысл пригласить финансового специалиста средних российских компаний, которые постоянно в рынке, в т.ч. международном (благо глобализация) - валютном, фондовом и т.п.

P.S. Прошу прощения за многословность, но это очень живая для меня тема.
olga_euro
14 июл, 2011 07:56 (UTC)
Спасибо Вам за подробный комментарий!

Кроме обучения специальным дисциплинам, перед вузами и преподавателями стоит еще одна большая задача, о которой ни слова не сказано в стандартах Минобра - научить молодых людей учиться самостоятельно. На Западе эта задача решается преподаванием "ненужных" предметов, вроде латыни, драмы, каллиграфии и т.п. на экономических и технических специальностях.

Лично я на занятиях уделяю большое внимание различным мыслительным упражнениям, активно общаюсь с аудиторией, задаю уточняющие вопросы, заставляю ребят самостоятельно делать выводы, доказывать и опровергать.

Специалистов среднего звена привлечь в вуз нелегко. Во-первых, расписание. Активный участник рынка должен всегда в назначенный час быть в аудитории на другом конце города. Несмотря на командировки и движение фондовых индексов... Во-вторых, разрыв в оплате труда в финансовом секторе и в секторе образования громаден. Затратив полдня на занятия, трейдер захочет возместить вмененный убыток.
memoryfull
12 июл, 2011 12:07 (UTC)
Благодарю за ответ, Ольга Витальевна. Я и есть Дмитрий.
Безусловно, МГИМО дает представление о конфигурации мировой институциональной системы, и за это я благодарен вузу. Но специальные знания, которых так требуют работодатели, приходится получать самостоятельно, т.е. окупаемость инвестиций в образование недостаточна.
Осмелюсь дополнительно предоставить ссылку на мой фейсбук, где студенты также обозначили свое отношение к проблеме.
К примеру о колебаниях валютных курсов: так ведь можно включить сведения из упомянутого вами IMF AREAER в качестве dummy-переменных в оцениваемые регрессии. Современный «технический анализ» позволяет синтезировать качественные и количественные знания.
olga_euro
14 июл, 2011 07:47 (UTC)
Дмитрий, рада встрече! Вашу страницу в Фейсбуке открыть не могу - у меня нет аккаунта.

Согласна, что многие знания приходится брать в процессе работы, это не просто. Пробовала на себе, когда после окончания МГИМО стала экономистом внешнеторгового объединения. Почти ничего из того, чему нас учили, не пригодилось в текущей практике. Хотя общее понимание, конечно было.

Вы говорите про окупаемость инвестиций в образование. Вопрос сложный. Подумайте, сколько дел и денег уходит у вуза на вещи, невидимые студенту. Ремонт у уборка помещений, закупка оборудования, уплата налогов (!), работа приемной комиссии, выписка дипломов... Когда я несколько лет назад пришла в вуз и оказалась по другую сторону барьера, я была поражена тем, насколько различаются две картинки - взгляд студента и взгляд сотрудника.

Да, практических заданий должно быть больше. С этим согласны все, и ректор, в первую очередь. Этого добиваемся. Но вуз - не шлюпка, а огромный лайнер, его нелегко повернуть, не утопив.

И еще про учебу. Успешный специалист учится САМ всю жизнь. Каждый раз разбирается заново, злится, прорывается сквозь пелену непонятного. Прекратив это "неприятное дело", он скатывается до уровня заурядности.
belgorodskiy
12 июл, 2011 08:40 (UTC)
Пишу сейчас статью по Индии
И заглянул на этот форум,
Сказать по правде, он- единственный,
Где мне, выпускнику МГИМО,
C годами все ясней традиции,
Менталитет, особый свой!
А вера в дружбу, чувство локтя,-
Друзья заочно подтвердят,
Профессионал-это работник
Над ним отечественный стяг!
Россия "новое!" с партнерами
В глобальном мире развивает
Учащихся стран БРИК все более
Потенциал МГИМО вмещает!
olga_euro
14 июл, 2011 08:13 (UTC)
Re: Пишу сейчас статью по Индии
Правда Ваша: студенческая дружба в МГИМО была и остается. Кроме радости общения, она еще и ценнейший актив. Мы, например, нашим курсом не только встречаемся по большим датам, но и имеем свой сайт, регулярно встречаемся после работы. Тут и новости узнаешь, и совет получишь.
belgorodskiy
12 июл, 2011 16:02 (UTC)
Позвольте пару слов добавить,
Да, тема очень широка!
Учителям МГИМО так благодарен,
Что выразить хочу в стихах.
Действительно ведь важен стимул,
Чтоб мир обширный познавать,
Чтоб очень малое постигнуть
Порою на пути- гора,
И все ж кому адресовал бы
Конкретно добрые слова,
Cказать по правде, незаметно
Знакомый образ сам предстал:
Cпециалист серьезный и энтузиаст
По странам мира и национальным языкам...
Все ж мало этого сегодня,
Достаточно прочесть все новое,толковое
И просвещенное, что есть уже на этом Форуме!
olga_euro
14 июл, 2011 08:15 (UTC)
Малое постигнуть
В широком смысле вуз дает стимул для дальнейшего развития. Именно стимул, а не траекторию. Счастливы те, кто смогли почувствовать вкус к профессии в стенах вузах.
a_svishchev
14 июл, 2011 09:14 (UTC)
Здравствуйте. Тоже очень прошу прощения, что вмешиваюсь в дискуссию. Но уж ОЧЕНЬ животрепещущая тема для всего образования в целом и для меня, в моем текущем положении декана, особенно. Думаю, что вопрос баланса теории и практики в обучении - это вопрос вечный. Безусловно, есть профессии, например, врача, где лекциями, блестящими, с кучей примеров, слайдов, роликов ит.д. Очевидно, что нужны практические занятия. Надо сделать несколько операций самому, чтобы понять что к чему. Но ведь даже здесь (говорю не просто так - в семье есть врачи) многое приходит с опытом и открывается по-другому на операционном столе или в приемной.
Но, когда речь заходит об экономических специальностях, надо понимать, что экономика сама по себе - наука ОЧЕНЬ широкоформатная. Здесь и любимый на этой странице "технический анализ" :), и решение проблем безработицы... Все экономика. Но вот вопрос. Много людей на свете, изучив детально,например, технику проведения такого анализа, всю свою жизнь работают только с техническим анализом? Моя практика показывает, что крайне мало! И думаю, что это правильно! Но ведь тогда, полностью соглашусь с Ольгой Витальевной, мы должны решать задачу учиться приобретать знания в большей степени, чем научить точечной практике, применимой только в отдельных случаях. Могу сказать, что в бытность свою руководителем одного малого бизнеса мне самому, как работодателю, было более важно видеть в соискателе должности именно умение и желание обучаться. Я понимал, что найти спеца, который будет уметь считать лизинговые платежи по схеме, которая нужна именно мне, будет сложно! И, врать не буду, это оправдывалось! Или вот вчера я разговаривал с Вице-президентом компании Тетрапак в России. Он ищет человека на весьма высокую должность на крайне привлекательных условиях. Главное требование - именно умение и желание обучаться!!! Они готовы взять человека, даже без опыта работы на серьезную позицию в специфичную область - экологию (чему сейчас нигде почти не учат!!!).И он сказал: "Специфике бизнеса мы его обучим!" Понимаю, что экология -не технический анализ, но все же... Вообще, примеров в голову приходит много.
И еще одно соображение. Ведь мы набираем курс! Это у нас порядка 100-150 человек (а то и больше). Ну даже если мы их разобьем на специальности по группам. Ну пусть на 5-7 групп по 15-20 человек. Но, друзья мои, мы же их выпускаем каждый год!!! И это делают многие другие ВУЗы одновременно. Вы думаете, нам ЕЖЕГОДНО нужны тысячи специалистов по техническому анализу??? Сомнительно. Именно поэтому, как мне кажется, весь мир придумал многоуровневую систему образования. И в самом начале (первые 4 года) есть смысл готовить человека именно, вновь поддержу Ольгу Витальевну, к обучению всю жизнь. А дальше есть спецпрограммы по сертификации в тех.анализе, аудите, да где угодно, МВА, ит.д., ит.п. Каждый может найти, что он хочет.
И еще. Правда, это очень сложно объяснить словами... И здесь мои мысли вновь схожи с Ольгой Витальевной. Пока ты сам не войдешь в аудиторию как препод - это трудно понять. Когда 16-19 летним детям азы-то неинтересно слушать... Какой уж там технический анализ...
И тем не менее, как декан факультета ПРИКЛАДНОЙ :))) (вот она, гримаса судьбы) экономики и коммерции, могу сказать, что одна из моих главных задач - это как раз, сделать обучение более "практическим". Но, при этом, не потерять и главную ценность совесткой системы образования - умение учиться всю жизнь! Но я об этом писал у себя в ЖЖ.
Извините за словоблудие (занятий нет - скучаю :))). Ольга Витальевна, спасибо за пост. Всем спасибо за содержательные комментарии.
olga_euro
14 июл, 2011 10:14 (UTC)
"войти в аудиторию как препод"
Войдя в аудиторию, как преподаватель всякий раз видишь, что части студентов (доля колеблется) твой предмет ненужен и неинтересен. Кого-то послали учиться насильно; кто-то понял, что экономика - не его; кто-то вообще не собирается работать после получения диплома. В той же аудитории сидят мотивированные ребята, которым хочется получить и технический анализ и свежайшие данные. Что делать?
a_svishchev
14 июл, 2011 10:49 (UTC)
Re: "войти в аудиторию как препод"
Да. Это проблема. Вижу аналогичную ситуацию регулярно. Причем, именно этот факт мешает применять на занятиях то, что хочется и можется.

Что делать? Готового ответа у меня нет. Все время исхожу из конкретных обстоятельств. Чаще всего иду по условной схеме: в самом начале пытаюсь всеми доступными способами, включая анимацию, песни и пляски :)) заинтересовать ну хоть немножечко тех, кому ничего не надо от учебы (иногда у меня получается они "отмораживаются"). Если это бесполезно, то тогда концентрируюсь на тех, кому это надо и даю по максимуму то, что могу, именно им! А балласт выполняет некий обязательный минимум, и на том спасибо... Ну в общем как-то так. А у Вас какое ноу-хау?
olga_euro
14 июл, 2011 14:31 (UTC)
Re: "войти в аудиторию как препод"
То же: песни, пляски, работа в группах по 5-6 человек, имитационные игры в тех же группах (балласту приходится включаться). Еще называю каждого по имени, обращаюсь к засыпающим с вопросами, хвалю за каждый мало-мальски нормальный ответ, поощряю...
a_svishchev
14 июл, 2011 15:57 (UTC)
Re: "войти в аудиторию как препод"
Ну что же... Будем искать новые способы победы над нежеланием студентов учиться! :))
belgorodskiy
14 июл, 2011 17:01 (UTC)
Если мне позволено что-то добавить, то это будет коротко касаться вовлеченности студентов в учебный процесс.Во-первых, это достаточно жесткий и плотный регламент, который не позволит бездельничать-это, так сказать, "кнут", и во-вторых, это доброжелательный, внимательный, компетентный, вежливый и достаточно строгий, позитивный преподаватель как своего рода "пряник", который вполне сознает,его защищает этот самый "кнут" и поэтому не нуждается в самообороне.
olga_euro
14 июл, 2011 17:08 (UTC)
По сути так. Но уж больно грустная аналогия. Хочется все же верить, что многих увлекает будущая специальность, и именно ее познание является главным пряником.
belgorodskiy
14 июл, 2011 18:07 (UTC)
Cпасибо, что ответили.Посмотрел один видиоматериал-обращение к абитуриентам-и уже в нем нотки некоего "запугивания" по поводу трудностей изучения языков в особенности.Конечно,это не способствует интересу к будущей специальности.Известно ведь,что опытный языковый преподаватель вполне может протестировать наличие "неспособности" к языку и это должно быть на стадии собеседования с абитуриентами.А дальше их пугать уже не стоит-многие, особенно на первом курсе, пребывают в растерянности и нуждаются в моральной поддержке.
Это из прошлого опыта.
olga_euro
15 июл, 2011 14:33 (UTC)
Думаю в видео имелось в виду, что программа насыщенная. Предупреждали ребят, что придется много заниматься, готовили морально. Ведь скажешь, что легко учиться, родители не поймут. Согласна с Вами в том, что тональность надо точно выверять.
( 28 комментариев — Оставить комментарий )