?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

          Русская поговорка гласит, что в ногах правды нет. В России сложилась традиция вести деловой разговор сидя. Вошедшему в кабинет, как правило, сразу предлагают садиться. (Правда, теперь все чаще вместо "садитесь, пожалуйста" говорят "присаживайтесь". Видимо, имеется в виду второй смысл слова сесть - сесть в тюрьму. Честно говоря мне, эта аналогия кажется излишней, и я предпочитаю слышать "садитесь". Но это дело вкуса).
          В Европе люди тоже вежливые, и в офисе там тоже никто сутками не стоит.И все же офисный язык телодвижений там иной. За границей любят и умеют стоять. Стоять красиво, выразительно, стильно. 
          Вот несколько обнаруженных мною правил и соображений к ним. 


          Хозяин кабинета встает навстречу посетителю, если они коллеги. Это не распространяется на сферу обслуживания: в банке или на почте служащий не будет подниматься, чтобы поприветствовать каждого клиента. В офисе же встать навстречу вошедшему, даже если он находится на пару ступенек ниже тебя по должности, является признаком хорошего тона и дружелюбия. Это движение сразу улучшает стартовые условия предстоящего разговора, задает ему позитивный тон: ведь принимающий показывает свою заинтересованность в партнере,  готовность идти ему навстречу (и он физически делает шаги навстречу). Если к столу подходит человек старший по возрасту или положению, встать из-за стола - дело обязательное и не подлежащее обсуждению. 
         
          Когда вы сами заходите в кабинет, то садиться без приглашения никак нельзя. И уж тем более нельзя класть свои вещи на стол, стулья или диван хозяина кабинета. Надо помнить, что кабинет и все, что в нем находится - территория владельца. Устанавливать на ней свои правила - заранее ухудшать исход разговора, как правило, своей просьбы. У хозяина кабинета может быть несколько причин, по которым он не предлагает гостю сесть. Например, он может быть ограничен во времени и тогда после пары фраз он попросит гостя перенести разговор. В этом случае севшему по своей инициативе гостю придется сразу подняться, что оставит у него ощущение, будто его выгнали. Вторая причина - хозяин кабинета намерен что-то показать вошедшему, а для этого надо подойти, например, к книжному шкафу, к карте на стене, к окну, наконец. В такой ситуации, усевшись, гость лишит себя возможности активного диалога с коллегой или начальником. 
        
           Ну и третья причина - разговор стоя подразумевает более тесный физический контакт. Стоящие люди находятся на меньшей дистанции, чем сидящие (их обычно разделяет стол). Они смотрят непосредственно друг другу в глаза. Они чувствуют дыхание друг друга и замечают малейшие движения лица. Хозяин кабинета может не предложить гостю сесть сразу именно потому, что он заинтересован в нем и хочет узнать его поближе (для этого он стремится физически подойти ближе).  


          Разговор стоя - прекрасный способ наладить личный контакт (не даром для знакомства большого числа людей устраиваются коктейли и кофе-брейки, где все стоят). Это демократичный и активный способ общения. Начальники и подчиненные всех уровней находятся в одном положении. Начальник за свои письменным столом, а посетитель на приставном стульчике, согласитесь -  дело другое. Стоящие мобильны и энергичны, они могут поворачиваться, наклоняться, копировать позу другого (невербально выражая согласие с ним), касаться друг друга, вместе рассматривать что-то или читать документ. 
          Важно и то, что стоящий человек фактически демонстрирует свою хорошую физическую форму, энергичность и даже стойкость. Если в комнате, где идет общий разговор, одни люди стоят, а другие сидят, то сидящие всегда оказываются пассивной частью группы. Стоящий человек как бы говорит окружающим: мне легко стоять, мне приятны физические нагрузки, я отлично держусь, я намерен действовать и не собираюсь отсиживаться в углу. Это негласное послание легко читается окружающими и создает у них позитивный образ партнера.  Лично я люблю разговаривать стоя и стоя вести занятия. 

 

Метки:

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
ledi_olga_2008
15 фев, 2009 01:01 (UTC)
Очень интересная статья. И очень полезная. Спасибо.
olga_euro
15 фев, 2009 13:00 (UTC)
Пожалуйста, рада, что Вам понравилось!
kitschcat
21 мар, 2009 13:56 (UTC)
мне приходится всегда надевать обувь на каблуках, если я знаю, что придется стоять и с кем-то говорить. иначе дистанция вполне ощутимая)
olga_euro
21 мар, 2009 15:34 (UTC)
Ой! Да, разница в росте может мешать общению.

Высокая женщина (в моем случае) и мужчина среднего роста - отдельная тема. Уверенные в себе мужчины это воспринмают легко и естественно. Когда же мужчина начинает нервничать, надо срочно садиться или вести его на лестницу.
( 4 комментария — Оставить комментарий )