?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Через неделю-другую закончится июль, и вместе с ним очередной сезон в работе органов ЕС. Август, по давней традиции, - период  отпусков и затишья. Самое время задаться вопросом о том, чем был отмечен прошедший сезон в экономической политике ЕС.

О несчастьях Греции, Португалии, Ирландии говорить не буду. Как о метаниях самого ЕС и его "добропорядочных" членов по поводу кредитов "оступившимся". Грозовая туча, нависшая над Италией, - тоже без комментариев. И так все ясно. Долговой кризис усугубляется. Брюссель, Франкфурт, Берлин и Париж делают все возможное, чтобы не допустить распростраения инфекции, а также реструктуризации, выборочного дефолта и усечения еврозоны. Выбора у них нет, и стоять они будут насмерть до последнего евро. Но это не значит, что виновникам дадут отсидеться в теплом блиндаже. Их выведут на передовую и заставят пойти на жертвы, умиротворяя гнев толпы призывами к нацоинальному единству.

Как исследователя меня интересует другое - какие новые направления в экономической политике ЕС возникли и получили развитие в последние 11 месяцев. На мой взгляд, выделяются два. Первая - попытка надстроить экономическую "опору" (pillar) ЭВС до уровня ее денежно-кредитной опоры. Вторая разработка механизмов страхования от кризисов. В широком плане - механизмов макроэкономической и финансовой устойчивости стран Евросоюза и, особенно, зоны евро. 

О надстройке экономической части ЭВС подробно писалось в материале "Аппарат Илизарова для зоны евро". На этом направлении сейчас сосредоточены небывалые по масштабам силы, а конценрация политической воли вызыввает глубокое уважение. Однако препятствия на этом пути тоже нешуточные. Кроме понятного нежелания государств-членов жертвовать национальным суверенитетом, есть проблема общего харакера. 

На сегодня экономическая политика Евросоюза представляет собой микс из нескольких выросших самостоятельно и изолированно друг от друга элементов. Это региональная полиика, структурные фонды, общий бюджет Евросоюза и амбициозная прогармма модернизации (ныне программа "Европа 2020" вместо провалившейся Лиссабонской стратегии). Экономическая часть ЭВС (с ее маастрихтскими криериями, Пактом стабильности и национальными программами конвергенции) - лишь часть этого многомерного конгломерата. Поэтому немудрено, что, борясь с бюджетными дефицитами и госдолгом, органы Евросоюза все время натыкаются на другие, противоречащие этой борьбе задачи, как-то: создания рабочих мест, снижения себестоимости продукции, улучшения системы образования, развития науки и т.п.         

Механизмы долгосрочной экономической устойчивости - дело более понятное, хотя и его успех не гарантирован. Все будет зависеть от того, какие методы буду  взяты на вооружение, и как будет организован контроль за исполнением решений. Кроме создания трех новых надзорных органов (в банковской сфере, в страховании и на рынке ценных бумаг), а также Европейского совета по системынм рискам, органы ЕС развернули большую работу с целью задать количественные оценки возможным диспропорциям.

На сессии Совета Экофин, прошедшей 11 апреля в местечке Гёдёллё близ Будапешта, очертили круг таких показателей.  Каждый из них имеет верхний и нижний предел, достижение которого будет расцениваться как сигнал тревоги. Например, в качестве признака возникновении спекулятивных пузырей предлагается использовать движение цен на недвижимость. Итоговый список планируется утвердить до 2013 года. Пока он выглядит так:  

1.      отклонение от среднего за три последних года сальдо баланса по текущим операциям - в интервале ± 4% от ВВП;
2.      чистая международная инвестиционная позиция – до минус 35% от ВВП;
3.      сокращение экспортной квоты за последние пять лет – до 6%;
4.      увеличение номинальной стоимости рабочей силы на единицу продукции (unit labor cost) до 9% для стран еврозоны и до 12% для остальных стран ЕС;
5.      изменение реального эффективного обменного курса (рассчитанного на основе дефлятора ВВП) по отношению к валютам 35 других промышленно развитых стран за последние три года – в диапазоне ± 5% для стран еврозоны и в диапазоне ± 11% для остальных стран ЕС;
6.      задолженность частного сектора – свыше 160% ВВП;
7.      государственный долг – свыше 60% ВВП;
8.  годовой прирост кредитов частному сектору – свыше 15% ВВП;
9.      годовое повышение цен на жилую недвижимость – свыше 6%.

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
belgorodskiy
17 июл, 2011 13:53 (UTC)
cистемный подход
Как следует из Вашего любезного изложения, в ЕС серьезно озабочены будущим экономического союза.Поэтому выявляется конкретный набор параметров, по которым можно отслеживать и, глвное, регулировать экономические процессы регионального характера небывалых масштабов.Требуется высокая экономическая и политическая дисциплина, чтобы справляться с текущими проблемами и предвосхищать ожидаемые или спонтанные.Набор регулирующих инструментов призван отвечать на вызовы времени и по состоянию каждого параметра можно судить о том, на какие " педали" надо нажимать или какие включать тормоза.Так Вас понял...Спасибо
olga_euro
19 июл, 2011 07:34 (UTC)
Re: cистемный подход
Честно говоря, у меня есть сомнения, что они смогут договориться о количественных критериях по такому широкому спектру показателей. Не говоря уже о том, чтобы на каждый из них сделать свой Пакт стабильности. Посмотрим... Лучше бы договорились.
( 2 комментария — Оставить комментарий )