?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Латвийцы и Евросоюз

После месяца, проведенного в Латвии, готова поделиться впечатлениями о том, как жители страны относятся к Евросоюзу. Разговоры на эту тему происходили с людьми разных социальных и возрастных групп. Когда-то они возникали спонтанно, а когда-то я задавала вопросы. Приведенный ниже перечень, конечно, не претендует ни на научность, ни на полноту.
Главным и неоспоримым преимуществом участия Латвии в ЕС все собеседники единодушно называли Шенгенскую зону. То есть возможность беспрепятственно путешествовать по Европе. "Покупаю билет и еду, куда хочу: хоть в Париж, хоть в Рим" - радовалась пятидесятилетняя дама-предприниматель.  "Видите в порту паром? Можно купить билет и хоть сейчас отправиться в Стокгольм. Даже не верится после советских времен" - вторил ей университетский профессор.


Представители элиты высоко оценивали роль Евросоюза как гаранта политической стабильности в стране. По их мнению, без Евросоюза и при нынешнем уровне развития государственного управления, Латвия могла бы снова оказаться в полосе внутриполитического хаоса, характерного для межвоенного времени. Нормы Евросоюза помогают защищать права меньшинств, в том числе русскоязычных граждан, "ограничивают местных хапуг и рвачей", сдерживают распространение взяточничества и коррупции. Кстати, все оценки предпринимательского климата в Латвии (если не касаться налогов) были довольно высокими. Собеседники отмечали благоприятное отношение к бизнесу со стороны местных властей и отсутствие практики "крышевания".


Хорошо, но не так часто, как о Шенгене, отзывались латвийцы о деятельности Фонда сплочения. В их устах это звучало так: "Европа дала деньги, построили скоростную трассу "Via Baltica", разгрузили шоссе Рига-Таллин. Теперь собираются проводить канализацию в Саулкрастах". Наиболее осведомленные граждане радовались выгодным условиям финансирования: "Евросоюз дает 85% средств, а наши власти вносят только 15%".     


Отдельная тема - социальная проблематика. На вопрос о том, чувствуют ли себя жители Латвии европейцами, давались разные ответы. Одни говорили "Да, конечно", другие резко возражали: "Какие мы европейцы? Законы и налоги у нас, как в Европе, а зарплаты вдвое - втрое ниже. Пенсии вообще с европейскими не сравнить. Их старики живут достойно, даже путешествуют, а наши еле концы с концами сводят,  пенсии едва хватает на оплату коммунальных услуг". Старшее поколение вспоминало, что во времена СССР ребенка можно было отправить в детский сад, а теперь очередь на бюджетные места растягивается на семь - восемь лет. Хорошие школы платные, спортивные секции тоже, дети из бедных семей не могут заниматься спортом. Лагеря летнего отдыха для школьников стоят очень дорого.  


В Латвии болезненно относятся к передаче национального суверенитета. Недавняя франко-германская инициатива о создании экономического правительства еврозоны была встречена с явным беспокойством и неодобрением. "Мы окончательно лишимся суверенитета" - говорилось по радио и в частных беседах. "Эстония вошла в еврозону и теперь должна помогать Греции, которая подделывала статистику. И это притом, что греки живут богаче, чем эстонцы или латыши."  Один юноша простодушно заявил:  "Я ненавижу Европейский Союз, потому что он как Советский Союз -  так считают мои родители".


Собеседники с горечью говорили о том, что после вступления в  Евросоюз Латвия растеряла свою промышленность и сдала позиции в сельском хозяйстве. В корпусах гремевшего на весь СССР завода "ВЭФ" теперь расположен торговый центр. "Мы нужны Европе только как рынок. Нам даже сахар свой производить не разрешают, мы должны его ввозить из других стран ЕС". Честно скажу, что про сахар я слышала впервые и существа дела не знаю.



Экономический кризис ударил по Латвии особенно сильно. Многие собеседники говорили о росте безработицы. Особенно их беспокоила молодежная безработица, поскольку лица без стажа не могут претендовать на пособия и фактически остаются без средств к существованию. Предприниматели жаловались на повышение налогов, требования ЕС сократить дефицит госбюджета воспринимались без малейшего энтузиазма.



В целом, несмотря на услышанную критику Евросоюза, у меня сложиось впечатление, что Латвия вполне освоилась с ролью государства-члена ЕС. Завышенные ожидания от "возврата в Европу", как и неоправданный скептицизм постепенно уходят в прошлое. На смену им идет осмысленное и критическое восприятие своего места в Европе.

Comments

( 58 комментариев — Оставить комментарий )
pap_a
21 авг, 2011 13:08 (UTC)
Видимо, Латвия вполне освоилась с ролью государства-члена ЕС.
И это факт!
Оплатили только это ростом безработицы,утратой суверинитета и сокращением промышленности и с/х.
А неоправданные ожидания есть всегда ...
Вот только попали из огня, да в полымя!
Из СССР да в ЕС ...
olga_euro
21 авг, 2011 13:59 (UTC)
"Из СССР да в ЕС" - а может ли вообще самостоятельно существовать такое маленькое государство (2,5 млн человек)? Люксембург и Монако - не пример, а редкие исключения.
(без темы) - radiotv_lover - 21 авг, 2011 14:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 21 авг, 2011 14:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - radiotv_lover - 21 авг, 2011 14:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 21 авг, 2011 14:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pap_a - 21 авг, 2011 14:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - radiotv_lover - 21 авг, 2011 14:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 21 авг, 2011 14:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - radiotv_lover - 21 авг, 2011 14:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pap_a - 21 авг, 2011 14:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - radiotv_lover - 21 авг, 2011 15:02 (UTC) - Развернуть
radiotv_lover
21 авг, 2011 13:50 (UTC)
Меня в Латвии всегда удивляет высокое содержание "совка".
Они уже сто лет в Европе, а кругом афиши нашей отвратной попсы, в Опере в "Пиковой даме" Герман ходит в форме офицера советских ВВС и бегают пионеры, а уж Театр русской драмы, некогда передовой - вообще.

Via-Baltica к сожалению не построена. Т.е. она есть, но по большей части это обычная дорога, не автобан. Поляки обход Августова около нас вообще тормознули ради спасения заповедника.

Вообще же можно сказать, что Латвия - российская "прачечная", бОльшая часть бизнесов и предприятий принадлежит москвичам. Никакой инновационной экономики не создано.
Те возможности, которые дает ЕС, Латвия использует на 10%.
olga_euro
21 авг, 2011 14:04 (UTC)
Да, российскую эстраду в Латвии любят как-то особо. Мне этого не понять, но судить не берусь. Германа в форме советских ВВС - странный образ. Инновационной экономики, правда, не видно. Увы. Ведь кадры были хорошие, и традиции тоже.
(без темы) - radiotv_lover - 21 авг, 2011 14:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 21 авг, 2011 14:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - radiotv_lover - 21 авг, 2011 15:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - radio_3 - 22 авг, 2011 03:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 22 авг, 2011 11:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - baranov_eu - 22 авг, 2011 06:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 22 авг, 2011 11:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - clear_text - 21 авг, 2011 14:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 21 авг, 2011 14:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - clear_text - 21 авг, 2011 15:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - radiotv_lover - 21 авг, 2011 15:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - clear_text - 21 авг, 2011 15:10 (UTC) - Развернуть
rogatkina_ezhik
21 авг, 2011 16:05 (UTC)
Интересные наблюдения. Я была в Эстонии, когда они готовились вступить в ЕС, тоже интересно было послушать их мнения. Сейчас, кажется, эстонцы себя чувствуют вполне комфортно в Евросоюзе.
olga_euro
22 авг, 2011 11:29 (UTC)
Эстонцы сумели удержать экономическую ситуацию под контролем, хотя после введения евро многие жалуются на повышение цен. По официальной статистике, переход на евро не стимулировал удорожание товаров и услуг, но, видимо, усредненные данные на дают полной картины.
(без темы) - rogatkina_ezhik - 22 авг, 2011 11:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 22 авг, 2011 11:51 (UTC) - Развернуть
galea_galley
21 авг, 2011 16:15 (UTC)
Спасибо. Очень хорошие "путёвые" заметки.
Латвию люблю. Пошел там в первый класс, может поэтому очень теплые воспоминания. Но бывал там и позже, последний раз в 1991 году. И, хотя я и не политик, и не экономист, но какое-то подспудное чувство, что у Латвии нет будущего. Что станет для Европы она как Мексика для Штатов. Или как Ливан для Ближнего Востока. И дело здесь не в численности населения, а в ее геостратегическом положении.
olga_euro
22 авг, 2011 11:36 (UTC)
"Латвию люблю" - страна, правда, очень приятная, гостеприимная. Природа замечательная, море красивое. У латвийцев хорошее чувство стиля, даже деревянные дачные домики кардинально отличаются от российских - элегантные, ладные. Всюду подстриженные газоны, цветники, заборы низенькие... Что касается будущего - все же хочется надеяться на лучшее.
alexbor46
21 авг, 2011 18:56 (UTC)
евросоюз это как погода или родственники, которых не выбирают ...
балтийский маятник качается туды- сюды... несколько сот лет ;-)
тут все уже привыкли... ;-)
конечно комфортно по сравнению с великим соседом... коррупции поменьше и полиция закон блюдет...:-)
но все относительно , как все мы понимаем...
а юрмала получается сейчас курорт с советскими песнями, можно носталъгировать :-) что многие россияне и делают
а все три балтийские страны разные, но две беды общие : экономика дохнет и неграждан много (за исключением Литвы ) ...
автору то не все видно было... автор просто отдыхал :-)
вот у меня случайно есть такое ;-)
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ZWMUR1MaPDM

обратная сторона луны, так сказать ;-)

nu rossia tozhe nadeyus' kogda-nibud' prisoedinitsya :-)

v obschem mezhdu SOYUZAMI to bol'shoj raznicy net ;-)

a vot buduschee u vseh kak vsegda neopredelenno... chto tam chto tam..
olga_euro
22 авг, 2011 11:37 (UTC)
Конечно, "автор просто отдыхал" и видел не все. Но старался проникнуть в суть вещей:)
Ролик не понравился: не люблю грубость, уж извините.
(без темы) - alexbor46 - 22 авг, 2011 13:41 (UTC) - Развернуть
baranov_eu
22 авг, 2011 06:51 (UTC)
По моему впечатлению в ЛР слишком много ворчунов, среди русскоязычных особенно... Ворчат и бурчат, латышей ругают, вместо того чтобы язык учить (англ. в том числе), образование получать и работать нормально :) Опять же, старый свет портит все впечатление высоким уровнем жизни.

Большой процент патриотов-теоретиков РФ: сами там не жили и не хотят, латвию ругают, лозунгами сыплют - россия - вперед, путин молодец.

RE: "Старшее поколение вспоминало, что во времена СССР ребенка можно было отправить в детский сад, а теперь очередь на бюджетные места растягивается на семь - восемь лет."

Как дважды папа латвийской республики отвечаю - это все враки.

Советская промышленность - нежизнеспособна конечно же. А так - развивается потихонечку, главное - под экологическим надзором. В той же Елгаве приличное количество предприятий, конечно же небольшого масштаба. А монстры пожалуй и не нужны современной Европе.
olga_euro
22 авг, 2011 11:42 (UTC)
"Старшее поколение вспоминало, что во времена СССР ребенка можно было отправить в детский сад, а теперь очередь на бюджетные места растягивается на семь - восемь лет." Это говорили латыши-рижане, искавшие няню для годовалого ребенка.

"в ЛР слишком много ворчунов, среди русскоязычных особенно..." Разницы в оценках Евросоюза между русскоязычными и латышами я не заметила. Кстати, про Фонд сплочения и политическую стабильность нам рассказывал русскоязычный гражданин Латвии.

Если промышленность понемногу развивается - это очень хорошо.
(без темы) - baranov_eu - 22 авг, 2011 14:35 (UTC) - Развернуть
universitaria
22 авг, 2011 07:22 (UTC)
"Я ненавижу Европейский Союз, потому что он как Советский Союз - так считают мои родители" - очень забавное утверждение, если честно. Обычно в Латвии население делятся на тех, кто находит плюсы либо в советском периоде, либо во вступлении в ЕС. При чем к последней точке зрения принадлежат обычно представители молодого поколения, т.к. границы почти в любую страну Европы открыты, а значит есть возможность побыстрее уехать после окончания школы или университета, чем все пользуются с нескрываемой радостью.
А уезжают, как известно, не от лучшей жизни. Жуткая безработица(не знаю, почему кто-то сомневается в её наличии), почти никаких перспектив, и потом нарастает национальный вопрос, хотя казалось бы, именно в такое сложное для государства время нужно позабыть о нем и вытаскивать страну из кризиса, особенно в предвыборный период.
И к сожалению, ЕС невполне контролирует некоторые дейтсвия, особенно национал-радикалов. Думаю, многие слышали о реформах образования, ежегодных празднованиях легионеров СС 16 марта и пр. Просто российским туристам всего этого незаметно в пляжынй сезон, но, если бы Вы приехали в ноябре или марте, Вы бы очень удивились, поверьте)
Что ж, обидно за страну, а ведь когда-то являлась, не побоюсь этого, жемчужиной СССР.
Спасибо Вам за пост. Хотя, конечно, ничего нового для себя я не узнала, но приятно, что МГИМО интересуется моей родиной.)
olga_euro
22 авг, 2011 11:49 (UTC)
Спасибо Вам за подробный комментарий! Согласна, что вне курортного сезона страна, наверняка, выглядит иначе. Нам рассказывали в Саулкрастах, что осенью почти все кафе закрываются, их работников увольняют без права на пособие по безработице, так как оно возникает только после 5 месяцев занятости.

"МГИМО интересуется моей родиной" - в МГИМО теперь преподают латышский язык:)
(без темы) - universitaria - 22 авг, 2011 14:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 23 авг, 2011 04:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexbor46 - 22 авг, 2011 15:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - baranov_eu - 22 авг, 2011 15:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexbor46 - 22 авг, 2011 15:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - baranov_eu - 22 авг, 2011 15:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexbor46 - 22 авг, 2011 17:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexbor46 - 22 авг, 2011 17:33 (UTC) - Развернуть
ха :) - baranov_eu - 23 авг, 2011 02:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - universitaria - 22 авг, 2011 17:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - baranov_eu - 23 авг, 2011 03:10 (UTC) - Развернуть
alexbor46
23 авг, 2011 18:29 (UTC)
поздравляю с цензорством :-)
можете это спокойно уничтожить :-)
претнзий не будет :-)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
( 58 комментариев — Оставить комментарий )