?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По данным ЮНКТАД, в развитых странах Европы доля занятых в промышленности на протяжении 1970- 2008 гг. уменьшилась с 42% до 26%. За это же время доля занятых в сфере услуг выросла с 51% до 71%. То есть, теперь работающих в третьем секторе почти в три раза (!) больше, чем в промышленности.

Куда податься молодому человеку, который не хочет быть врачом или юристом, то есть получать высшее образование? В России система ПТУ развалена, рабочие династии вымирают, а в бывших рабочих городках молодые люди не видят перед собой никаких социальных перспектив. Пиво и футбол лишь частично абсорбируют их коллективную агрессию.

Профессия парикмахера - одна из современных рабочих профессий, дающих заработок, возможность творчества и перспективу роста. Как и сколько стоит ее получить? Об этом мы вчера говорили с мастером, у которого я стригусь в последнее время. Владимиру - назовем его так - не больше 30 лет, он работает 5-6 дней в неделю при полной загрузке. Вот его рассказ.

"Научиться держать в руках ножницы можно за два дня. Выпускники государственных училищ не умеют ровно ничего, их берут только в бюджетные парикмахерские для пенсионеров. Укорачивание волос там стоит 50 - 100 рублей. За день через парикмахера проходит 100 и больше человек. Реальную профессию дают школы и курсы, созданные крупнейшими фирмами. Лидируют "Wella" и  "Loreal". Один урок в группе на 20 - 40 человек стоит 100 долларов. Чтобы освоить одну стрижку надо взять не меньше 10 уроков (это уже после базового курса), то есть заплатить 1000 долларов. Чтобы стать мастером, надо уметь делать не меньше 10 стрижек. Выходим на сумму 10 тысяч долларов. Срок обучения - около года. Особенно ценятся мастера-универсалы, делающие и мужские, и дамские стрижки. Это образование стоит еще больше. Для повышения квалификации я беру видеоуроки западных мастеров. Один такой урок стоит 5 - 6 тысяч рублей". 

- Можно ли наладить качественное обучение в государственных училищах? - спрашиваю я Владимира.
- Нет. В преподаватели идут только лодыри и пьяницы. Нормальный мастер не пойдет на зарплату в 15 тысяч рублей.

Некоторые выводы и гипотезы:
1) Система массового профессионального образования умирает. Сохраняются училища, которые готовят кадры для госсектора: учителей младших классов, медсестер, администраторов.
2) Получение профессиональных навыков и получение диплома перестают быть тождественными. Эти понятия расходятся как на практике, так и в общественном сознании. Здесь я вижу серьезный вызов всей системе образования. Как только работодатели станут принимать на работу по итогам тестов или независимых экзаменов, система государственного образования медленно пойдет ко дну. А заодно весь сидящий на ней чиновничий аппарат.
3) Образовательные учреждения столкнутся с еще большими проблемами при найме квалифицированных преподавателей. За день занятий со студентами они должны будут платить профессионалу столько, сколько он зарабатывает в этот же день своим ремеслом. То есть, не меньше 3 тысяч рублей. Для этого училищам и вузам предстоит радикально повысить качество менеджмента и сократить административные расходы.
4) Для востребованных педагогов альтернативой работы в училище или вузе станут видеоуроки в онлайте. Их преимущества: почти нулевые административные затраты, гибкий график, широкая аудитория, возможность выхода на международный уровень. А также: качественная обратная связь и мотивированные студенты. 

Метки:

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
mshef
30 окт, 2011 07:33 (UTC)
В Израиле схожая проблема - система профтехобразования практически разрушена. У нас выше крыши программистов, юристов, экономистов, зато не хватает токарей, сварщиков, слесарей и т.д.

olga_euro
30 окт, 2011 07:48 (UTC)
Сегодня специалист ИТ - это выживший в эпоху постмодерна технарь, то есть рабочий. Причем уровень его квалификации уже не измерить разрядом. Есть отличные профессионалы, а есть просто народ, болтающийся из офиса в офис.

Представляете, сколько сегодня стоит образование профессионального токаря? Это же нужны станки, залы, мастера, детали... Думаю, как и в случае с парикмахерским ремеслом, скоро обучать на токарей и вальцовщиков будут сами корпорации, заводы. Они будут строго отбирать контингент и учить только мотивированных. Остальные юноши и девушки пойдут учиться на чиновников, от чего простым гражданам и тем же корпорациям станет еще хуже.
mshef
30 окт, 2011 07:54 (UTC)
Так потихоньку и происходит - крупные заводы организуют профтехкурсы при себе, собирая самых рукастых. Правда в Израиле есть еще армия, которая сама готовит специалистов.
olga_euro
30 окт, 2011 08:40 (UTC)
Про самых рукастых
Вот именно: заводы берут и будут брать самых рукастых. Не исключено, что скоро вернется время подмастерьев. Хочешь быть токарем - поработай на побегушках у мастера год-другой. Потом он тебя научит ремеслу.
clear_text
30 окт, 2011 11:23 (UTC)
Re: Про самых рукастых
вот это верно!
olga_euro
30 окт, 2011 11:56 (UTC)
Re: Про самых рукастых
В советской литературе очень критиковали институт подмастерьев: мол, мастера использовали бесплатный труд несовершеннолетних. Думаю, так и было. Но было и другое - укрепление мотивации. Парнишка, потрудившийся несколько лет ради того, чтобы НАЧАТЬ обучение, ловил на лету любое обращенное к нему профессиональное слово.
seetolearn
24 ноя, 2011 13:50 (UTC)
Re: Про самых рукастых
Это слишком долго. Тратить несколько лет просто так, для «укрепления мотивации» — это слишком расточительно. И поменять учителя потом будет труднее.
belgorodskiy
30 окт, 2011 10:32 (UTC)
Участвовал в видеоуроках on-line в представительстве Cанкт-Петербургского госуниверситета в Дубае по предмету "Денежное обращение и финансы".Ведушая преподавательница, находясь в Питере, появлялась на большом видеоэкране и проверяла ответы на ранее разосланные тесты.Фактор расстояния, "отрыва" ,был очень заметным, студенты не были достаточно мобилизованы при в целом весьма несовершенной звуко-технической оснащенности таких уроков.Временное присутствие преподавателя в группе обеспечивало большее понимние и взаимодействие.Ученикам нужен преподаватель в классе, но это не были отличники.
olga_euro
30 окт, 2011 11:59 (UTC)
Ученикам нужен преподаватель в классе
Правильное замечание. Поставить руку и научить выпиливать деталь невозможно без непосредственного контакта. Но после базового обучения встает вопрос: что лучше посредственный учитель рядом с учеником или отличный учитель в экране компьютера. Самостоятельные и мотивированные ребята, не исключаю, выберут второе.
belgorodskiy
30 окт, 2011 13:19 (UTC)
C точки зрения доступной логистики и без лишних затрат применение Skype для уроков on-line в индивидуальных режимах может приносить свои плоды-подумалось мне только что...
olga_euro
30 окт, 2011 13:24 (UTC)
Так и есть. Скайп меняет формат. Своими глазами видела, как студенты подписываются на уроки иностранных преподавателей. Сегодня деньги ушли с карточки, а завтра студент решает задачи в виртуальной группе на семинаре у американского профессора. Тут же идет обсуждение результатов, студенты задают вопросы, учитель выставляет оценки.
onkel_hans
30 окт, 2011 14:41 (UTC)
Какая-то ахинея. В России так и не понимают, что такое образование.
olga_euro
30 окт, 2011 15:08 (UTC)
Не поняла Вашей позиции.
onkel_hans
30 окт, 2011 15:24 (UTC)
Позиция эта системная. Не имеет никакого смысла ставить заплатки на гнилую ткань. Вся советская система  образования  жизни пропитана ложью.

Возьмите простейший пример: списывание решений, списывание рефератов, дипломных работ. В массе не учатся для знаний и квалификации. Учатся для диплома.

Можно долго продолжать, но надеюсь, теперь Вам понятна моя позиция.
olga_euro
30 окт, 2011 18:41 (UTC)
Позиция понятна. С ней не согласна, но спорить не буду, поскольку, как я поняла, это Ваше убеждение.
belgorodskiy
30 окт, 2011 16:00 (UTC)
Неправильно перечеркивать прошлое.Надо быстренько садиться в проходящий поезд и не заунывничать по поводу прощлого.Это и делают в быстроразвивающихся странах.
seetolearn
24 ноя, 2011 13:53 (UTC)
А мне говорили, что бесплатное государственное образование будет удлинняться. Если посмотреть на историю СССР, то примерно так и было. Как бы согласовать факты и ваши предсказания. ;)
olga_euro
27 ноя, 2011 11:24 (UTC)
Можно техническое замечание? "Мне говорили" это не "факты". Из того, что было в СССР, то, что будет в России не вытекает. Если, по-вашему, линия продолжится, буду рада услышать аргументы.

В целом же заметка дискуссионная и научность не претендует.
seetolearn
28 ноя, 2011 12:13 (UTC)
"Мне говорили" это не "факты".
Конечно, не факты. Это выводы, которые следуют из фактов. :) Я лично не знаю, к чему склоняться, потому что одни говорят так, а другие иначе, и я не знаю теории, которая бы описывала происходящее с education.

Из того, что было в СССР, то, что будет в России не вытекает.
Вообще-то, вытекает. Например, из того, что законы физики выполнялись раньше, мы делаем вывод, что законы физики будут выполняться в будущем. Если это отрицать, то никакая наука не будет возможной. То есть продолжение тенденции вытекает просто из существования наук.

Кроме случая, когда вы построите теорию, более сложную, чем «тенденция будет продолжаться». Но тогда ваша теория должна объяснять, почему тенденция продолжалась ранее, потому что это же факт.
( 19 комментариев — Оставить комментарий )