?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

195 дней войны вместе с дедом. Запись вторая (дни 2 - 17)

Продолжаю рассказ о том, что происходило с 385 стрелковой дивизией и 1270 стрелковым полком 70 лет назад.

В начале ноября 1941 года на запад ушли эшелоны с призывниками из Фрунзе (со станции Беловодское), Сталинабада и других городов Средней Азии. Им предстояло проделать путь длиной 2500 километров до Саратова. Железнодорожные пути, которые вели на северо-запад из Киргизии, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана, соединялись на узловой станции Арысь в 50 километрах от Чимкента. Стучали колеса, поезд шел почти без остановок по бескрайней казахской степи, припорошенной первым снегом.

Позади остались станции Туркестан и Сатимсай. У станции Яныкурган железнодорожное полотно вплотную подошло к Сыр-Дарье. Станция Чиили, вокзал в Кзыл-Орде. Снова по левую руку Сыр-Дарья, по правую - ее приток Караозек, мост через него у станции Джусалы. После Новоказалинска состав повернул на север, пройдя между озерами Камыслабыс и Кокшеколь. Начались Приаральские Каракумы. Вокзал в Аральске. Выйдя на перрон можно было увидеть полноводное Аральское море, и, возможно, заприметить вдалеке табун пугливых куланов. Снова степь, станции Челкар, Эмба, Кандагач, вокзал в Актюбинске. Дальше - Россия. Не доезжая 70 километров до Чкалова (ныне Оренбург) на узловой станции Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк) состав круто повернул на запад. До Уральска вела пущенная в 1936 г. новая железнодорожная ветка. 

10 ноября 1941 года старший лейтенант Ф.Т. Смирнов писал жене Лизе: "Поезд идет, писать очень трудно. Сегодня четвертый день. Степь покрыта тонким слоем снега, чувствуется запах европейской зимы, но ехать тепло, круглые сутки топится печка. Ехать весело, унывать не приходится, с нами гармошка. Цыган Жуковский отстукивает гопака. Куда поедем неизвестно, но по маршруту видно, что продвигаемся к Москве, отражать четвертое наступление Гитлера. Как только отразим его натиск, вернусь домой."

С 13 по 22 ноября подразделения 1270 полка были сосредоточены в городе Саратове, где поступили в распоряжение 61-й резервной армии. По пути следования в Саратов полк получил винтовки, часть пулеметов и теплое обмундирование.
Бывший командир разведвзвода отдельного 665-го саперного батальона вспоминал: "На фронт мы ехали с песнями. Мелькали однообразные казахские степи, небольшие полустанки. Здесь, за сотни километров от родного дома и от фронта жизнь казалась ясной и простой. В Саратове наш состав остановили, вывели всех из вагонов, построили и начали экипировать. До этого часа мы были солдаты и не солдаты. Солдаты, потому что призваны в Армию, ехали защищать свою Родину, не солдаты, потому что формы и оружия у нас не было. А вот когда ее надели, то многие подтянулись, стали серьезнее..." [1]

Ветеран 55-й стрелковой бригады вспоминал: "Линия, которая шла от Москвы к Оренбургу пропускала поезда только на восток. А станция Елецкая Защита через Саратов – только на запад. Чтобы не было встречных. Там так, едем – семафор поднялся синий – все, опустился – стой. Впритык шли эшелоны – один за другим. …приезжаем в Саратов. А в Саратове перрон громадный, стоят на перроне столы с горячей пищей, по репродуктору говорят: «Для приема пищи 15 минут». Значит, кто успеет, выходи сразу, садись на любое место, все, и кушай. Ну, мы начали…Поезда шли с двойной тягой: впереди и сзади паровозы подталкивали. И жали, что могли. Под Москвой начали нас бомбить, но какой там останавливаться! Эшелон по 2 по 3 часа беспрерывно шел, понимаешь, на полном газу, скорее в Москву, чтобы занять позиции, ведь сразу снимали и с Дальнего Востока части».

21-22 ноября Совинформбюро сообщало, что "наши войска вели бои с противником на всех фронтах. Особенно ожесточённые бои происходили на ростовском (Ростов-на-Дону), клинском, волоколамском и тульском участках фронта". 21 ноября немецкая 1-я танковая армия заняла Ростов-на Дону, наша 56-я Отдельная армия отошла по льду на восточный берег Дона. Сержант Дмитрий Кузьмич Омельченко, мой дед, как и его однополчане, об этом, конечно, не знали. Но дед все равно тревожился, думая о сестрах и родственниках жены, оставшихся в городе Сальске Ростовской области. Наверняка, он вспоминал, что Ростова до Сальска 170 километров пути, и надеялся на чудо.

Вот такой видели бойцы 385-й стрлковой дивизии казахскую степь:

Источник: http://img-2008-03.photosight.ru/30/2614472.jpg

[1] "От Фрунзе до Эльбы": Сб. воспоминаний. Ф.: 1985, С. 33.
Выражаю благодарность пользователю gistory за консультацию о двиении эшелонов по железной дороге в 1941 году.




Comments

( 17 комментариев — Оставить комментарий )
onkel_hans
22 ноя, 2011 22:25 (UTC)
Кстати, станция Оренбург всегда называлась Оренбург.

Неужели Вы верите сообщениям тов. Щербакова из Совинформбюро?
olga_euro
23 ноя, 2011 06:16 (UTC)
За станцию Оренбург спасибо!
Про Совинформбюро: его сводки были главным источником информации в то время. В моем тексте предпринята попытка исторической реконструкции, поэтому без Совинформбюро не обойтись.
onkel_hans
23 ноя, 2011 06:40 (UTC)
Я все понимаю. Только Щербаков был много хуже и лживее Геббельса. Надо бы поосторожноей на этот "источник" ссылаться. :)

Кстати, недавно Марк Солонин привез массу материалов из немецких военных архивов. Немецкого языка он не знает. Никто из ваших ему не помог бы?
olga_euro
23 ноя, 2011 06:55 (UTC)
Дело полезное, сегодня уезжаю до конца недели, напишите мне в личную почту, посмотрим, что можно придумать.
toly322
24 ноя, 2011 10:59 (UTC)
=Кстати, станция Оренбург всегда называлась Оренбург=
Простите, а есть подтверждения что она с 38-го по 57-й год не переименовывалась?
=Неужели Вы верите сообщениям тов. Щербакова из Совинформбюро?=
Это смотря в чём..там кстати дело не только в Щербакове. Информация сводная да и шла "до эфира" довольно долго.
onkel_hans
24 ноя, 2011 15:42 (UTC)
Не только станция, но и вся железная дорога всегда именовались Оренбургскими. Посмотрите расписания движения поездов в библиотеке.

Дело не только в Щербакове. Дело в самой сути Империи зла и Сталинско-гитлеровской войны. А Щербаков был просто ухудшеной версией Геббельса. И правдивой информации выпускал в 10 раз меньше Геббельса, к тому же много худшего качества упаковки.
belgorodskiy
24 ноя, 2011 19:23 (UTC)
Может быть еще и про зверюгу жену Геббельса вспомните, а то как-то он выходит как-то правдивее Щербакова. Муж и жена одна сатана...
belgorodskiy
24 ноя, 2011 19:34 (UTC)
Замечательные фото.Просто за душу берут.После войны в трагическом буквально поезде возвращались в Москву через Ащхабад-почти две недели в набитых битком вагонах и со стонущими, просящими,молящими инвалидами без коляcок, а только на деревянных платформах с подщипниковыми колесиками и их пение,надрывное под гармонь-слеэы одни...Конечно,должны были проезжать и Оренбург.
olga_euro
27 ноя, 2011 09:46 (UTC)
Инвалиды на дощечках с колесиками оставались еще и в моем детстве - в середине 60-х. Вспоминаю их с отчаянным сожалением. Удивительно, как они выживали и крепились.
belgorodskiy
27 ноя, 2011 11:10 (UTC)
Вы сказали точнее.Они были живые герои.
paul_51_go
16 янв, 2013 08:57 (UTC)
От Чимкента до Арыси 90 км. Степь действительно такая.
olga_euro
22 янв, 2013 07:03 (UTC)
Спасибо Вам за интерес к записи и за поправку! Измеряла расстояние по карте, видимо, ошиблась.
paul_51_go
22 янв, 2013 15:22 (UTC)
Пожалуйста. Я родом из Арыси. Правда давно это было. Вокзал все такой же. http://video.mail.ru/mail/karpova21793/_myvideo/18.html?liked=1

Edited at 2013-01-22 15:26 (UTC)
olga_euro
23 янв, 2013 17:26 (UTC)
Спасибо, что написали! И за ссылку на видеоролики. Посмотрела с большим интересом. Трогательно и грустно.
paul_51_go
1 фев, 2013 06:54 (UTC)
Это мой ролик, там я тоже есть. Посвятил девочке (в то время) с которой дружили.
paul_51_go
16 янв, 2013 09:40 (UTC)
Точнее будет: Чимкент, удален от Арыси на расстояние 79 км по железной дороге и более 100 км - по автодороге
olga_euro
22 янв, 2013 07:03 (UTC)
Спасибо еще раз!
( 17 комментариев — Оставить комментарий )