Журнал Ольги Буториной (olga_euro) wrote,
Журнал Ольги Буториной
olga_euro

Categories:

Эшелон идет на запад (7 - 22 ноября 1941 г.)

195 дней войны вместе с дедом. Запись вторая (дни 2 - 17)

Продолжаю рассказ о том, что происходило с 385 стрелковой дивизией и 1270 стрелковым полком 70 лет назад.

В начале ноября 1941 года на запад ушли эшелоны с призывниками из Фрунзе (со станции Беловодское), Сталинабада и других городов Средней Азии. Им предстояло проделать путь длиной 2500 километров до Саратова. Железнодорожные пути, которые вели на северо-запад из Киргизии, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана, соединялись на узловой станции Арысь в 50 километрах от Чимкента. Стучали колеса, поезд шел почти без остановок по бескрайней казахской степи, припорошенной первым снегом.

Позади остались станции Туркестан и Сатимсай. У станции Яныкурган железнодорожное полотно вплотную подошло к Сыр-Дарье. Станция Чиили, вокзал в Кзыл-Орде. Снова по левую руку Сыр-Дарья, по правую - ее приток Караозек, мост через него у станции Джусалы. После Новоказалинска состав повернул на север, пройдя между озерами Камыслабыс и Кокшеколь. Начались Приаральские Каракумы. Вокзал в Аральске. Выйдя на перрон можно было увидеть полноводное Аральское море, и, возможно, заприметить вдалеке табун пугливых куланов. Снова степь, станции Челкар, Эмба, Кандагач, вокзал в Актюбинске. Дальше - Россия. Не доезжая 70 километров до Чкалова (ныне Оренбург) на узловой станции Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк) состав круто повернул на запад. До Уральска вела пущенная в 1936 г. новая железнодорожная ветка. 

10 ноября 1941 года старший лейтенант Ф.Т. Смирнов писал жене Лизе: "Поезд идет, писать очень трудно. Сегодня четвертый день. Степь покрыта тонким слоем снега, чувствуется запах европейской зимы, но ехать тепло, круглые сутки топится печка. Ехать весело, унывать не приходится, с нами гармошка. Цыган Жуковский отстукивает гопака. Куда поедем неизвестно, но по маршруту видно, что продвигаемся к Москве, отражать четвертое наступление Гитлера. Как только отразим его натиск, вернусь домой."

С 13 по 22 ноября подразделения 1270 полка были сосредоточены в городе Саратове, где поступили в распоряжение 61-й резервной армии. По пути следования в Саратов полк получил винтовки, часть пулеметов и теплое обмундирование.
Бывший командир разведвзвода отдельного 665-го саперного батальона вспоминал: "На фронт мы ехали с песнями. Мелькали однообразные казахские степи, небольшие полустанки. Здесь, за сотни километров от родного дома и от фронта жизнь казалась ясной и простой. В Саратове наш состав остановили, вывели всех из вагонов, построили и начали экипировать. До этого часа мы были солдаты и не солдаты. Солдаты, потому что призваны в Армию, ехали защищать свою Родину, не солдаты, потому что формы и оружия у нас не было. А вот когда ее надели, то многие подтянулись, стали серьезнее..." [1]

Ветеран 55-й стрелковой бригады вспоминал: "Линия, которая шла от Москвы к Оренбургу пропускала поезда только на восток. А станция Елецкая Защита через Саратов – только на запад. Чтобы не было встречных. Там так, едем – семафор поднялся синий – все, опустился – стой. Впритык шли эшелоны – один за другим. …приезжаем в Саратов. А в Саратове перрон громадный, стоят на перроне столы с горячей пищей, по репродуктору говорят: «Для приема пищи 15 минут». Значит, кто успеет, выходи сразу, садись на любое место, все, и кушай. Ну, мы начали…Поезда шли с двойной тягой: впереди и сзади паровозы подталкивали. И жали, что могли. Под Москвой начали нас бомбить, но какой там останавливаться! Эшелон по 2 по 3 часа беспрерывно шел, понимаешь, на полном газу, скорее в Москву, чтобы занять позиции, ведь сразу снимали и с Дальнего Востока части».

21-22 ноября Совинформбюро сообщало, что "наши войска вели бои с противником на всех фронтах. Особенно ожесточённые бои происходили на ростовском (Ростов-на-Дону), клинском, волоколамском и тульском участках фронта". 21 ноября немецкая 1-я танковая армия заняла Ростов-на Дону, наша 56-я Отдельная армия отошла по льду на восточный берег Дона. Сержант Дмитрий Кузьмич Омельченко, мой дед, как и его однополчане, об этом, конечно, не знали. Но дед все равно тревожился, думая о сестрах и родственниках жены, оставшихся в городе Сальске Ростовской области. Наверняка, он вспоминал, что Ростова до Сальска 170 километров пути, и надеялся на чудо.

Вот такой видели бойцы 385-й стрлковой дивизии казахскую степь:

Источник: http://img-2008-03.photosight.ru/30/2614472.jpg

[1] "От Фрунзе до Эльбы": Сб. воспоминаний. Ф.: 1985, С. 33.
Выражаю благодарность пользователю gistory за консультацию о двиении эшелонов по железной дороге в 1941 году.




Tags: Вторая мировая война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments