?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

195 дней войны вместе с дедом. Запись третья (дни 18 - 25)

За время пребывания в городе Саратове (с 13 ноября 1941 г.) подразделения полка продолжали занятия по боевой подготовке. Боевые стрельбы проводились под непосредственным руководством и наблюдением маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова и генерал-лейтенанта Н. Е. Чибисова. 20 ноября сержант Омельченко, мой дед, отправил домой телеграмму такого содержания:
«АДРЕС САРАТОВ ПОЧТОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЕВЯТЬ ЯЩИК ПЯТНАДЦАТЬ ЛИТЕР ПЯТЬ НУЖДАЮСЬ ТАБАКЕ ПОСЫЛКЕ
ЦЕЛУЮ ВСЕХ ОМЕЛЬЧЕНКО"

Судя по тексту, он рассчитывал, что дивизия пробудет в Саратове еще несколько недель, которые требовались для обучения личного состава. Ведь только в Саратове бойцы только взяли в руки винтовки и автоматы, до этого все занятия проводились без оружия. Но события развивались иначе. Через пять дней деду и его однополчанам предстояла новая погрузка в эшелоны. Телеграмма попала в Сталинабад  6 декабря 1941 года, она шла 16 дней.  Представляю, как почтальон вручил телеграмму моей бабушке Валентине Ивановне, как прочел ее мой будущий отец 15-летний Виталий Омельченко, как слушал разговоры старших его шестилетний брат Женя. Бабушка, наверняка,  засуетилась, побежала на рынок за табаком, орехами, урюком, изюмом. Собранная ею посылка, скорее всего, не достигла адресата. В начале декабря 1270 стрелковый полк был уже за сотни километров от Саратова. 

25 ноября на основании приказа штаба 61 армии дивизия отправилась в действующую армию. В журнале боевых действий 1270 полка оба эти слова написаны с прописной буквы «в Действующую Армию».  Видимо, офицер штаба настолько проникся важностью происходившего, что рука сама вывела заглавные буквы. Перед дивизией была поставлена задача  сосредоточиться в районе города Ряжска Рязанской области - у станций Кензино и Желобово Ленинской железной дороги. Расстояние от Саратова до Ряжска - около 600 километров. Поезда следовали на северо-запад через станции Аткарск, Ртищево, Кирсанов, Тамбов и Мичуринск Тамбово-Саратовской железной дороги, построенной еще в конце XIX в. Станции Кензино и Желобово  расположены соответственно в 25  и 50 км. восточнее Ряжска.

4 декабря линия фронта проходила в 60 километрах от Ряжска. С 10 по 4 ноября противник нанес удар в районе Тулы с целью обхода Москвы с юга. 22 ноября немецкая танковая армия заняла станцию Узловая и город Сталиногорск (ныне Новомосковск) с его угольными шахтами.  В прифронтовой зоне немецкая авиация бомбила железнодорожные пути, чтобы нанести ущерб продвигавшимся к Москве эшелонам с живой силой и техникой. Офицер 1270 сп Александр Матвеевич Фуколов позже вспоминал:  «25 ноября выехали из Саратова на фронт. Перед станцией Богоявленская один эшелон 1-го батальона подвергся бомбежке» [1].  Богоявленск – узловая станция, расположена в поселке Первомайский на линии Мичуринск – Ряжск в 60 километрах к югу от Ряжска.

В конце ноября вокруг Москвы сложилась критическая ситуация. 23 ноября противник взял Клин и Солнечногорск, а 24 ноября – Венёв. 25 ноября в двух местах немцы форсировали Истру. 26 ноября они перерезали железную дорогу и шоссе Москва – Тула в районе севернее Тулы.  27 ноября немецкие войска подошли к каналу им. Москвы в районе Яхромы.  В этот же день со стороны Каширы и Тулы наши части нанесли удар по 2-й танковой армии Гудериана и вынудили ее перейти к обороне.

28 ноября Совинформбюро сообщило о взятии нашими войсками Ростова-на-Дону. «В боях за освобождение Ростова от немецко-фашистских захватчиков полностью разгромлена группа генерала Клейста в составе 14 и 16 танковых дивизий, 60 мотодивизий и дивизий СС «Викинг». Немецкие войска в беспорядке отступают к Таганрогу».  Эта новость подняла дух наших войск. Деда же она порадовала особо, в городе Сальске Ростовской области оставались его сестры и родственники жены, там же была могила умершего в 1939 году отца – Кузьмы Андреевича Омельченко.

[1] Газета «Вечерний Фрунзе», 17 марта 1978 г.

 

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
belgorodskiy
1 дек, 2011 07:49 (UTC)
Спасибо большое за такой подробный и яркий рассказ. Будет ли в воспоминаниях упомянута огромная роль прибывших на защиту Москвы сибиряков, которым буквально с колес в морозные дни ринулись на бой с врагом и поразили его!?
olga_euro
10 дек, 2011 16:11 (UTC)
Спасибо Вам за внимательное прочтение! Мне это очень дорого. Тем более, что дивизии деда пришлось воевать на одном из самых тяжелых направлений, о котором до сих пор известно крайне мало. Потери были запредельными, а продвижение вперед минимальным. Поэтому маршалы предпочитали молчать об этих боях.

О сибиряках я знаю мало. Насколько не удалось понять, дивизии из Средней Азии тоже причислялись к сибирским. Они подошли к Москве в декабре 1941 г. Один друг семьи (увы, недавно умерший) рассказывал как их, курсантов Омского училища летчиков сняли в ноябре 1941 года для формирования лыжного батальона. Но с полдороги вернули: Сталин приказал будущих летчиков не трогать.
( 2 комментария — Оставить комментарий )