?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На днях президент Казахстана Н.А. Назарбаев выступил с двумя предложениями в области валютной интеграции. Первое -  создать новую международную валюту под эгидой ООН. Второе - учредить расчетную единицу ЕврАзЭС (с предположительным названием "евраз"). 14 марта появилось сообщение о том, что Россия поддерживает данную инициативу, которая по словам министра иностранных дел С.В.Лаврова, "получит развитие". Цель даного поста - разобраться в том, что реально можно сделать в ЕврАзЭС. 

 

Во всех современных дискуссиях о валютной интеграции неизменно присутствует призрак ЕС и его единой валюты евро. Именно поэтому как экономисты, так и журналисты часто смешивают разные формы валютного сотрудничества, после чего проблема крайне усложняется. Так, директор Института финансовых рынков Финакадемии при правительстве Яков Миркин в интервью "Российской газете" отметил, что вопрос введения единой валюты должен быть тщательно изучен с точки зрения распределения экономических выгод между странами, чтобы через новую денежную единицу часть добавленной стоимости, производимой в России, не передавалась стихийно в экономики постсоветского пространства.

Создать в ЕврАзЭс единую валюту - задача, действительно, неактуальная и непосильная. Вместе с тем расчетная единица ЕврАзЭС может быть эффективным средством экономической стабилизации и развития систем трансграничных расчетов. Для предметного разговора, стоит разобраться, чем отличаются эти две денежные едининицы по функциям и механизмам создания. 

Единая валюта заменяет собой национальные влюты стран-участниц валютного союза (после введения евро не стало немецких марок и французских франков). Расчетная единица может сколь угодно долго существовать параллельно с национальными деньгами. Такой была судьба ЭКЮ в рамках Европейской валютной системы 1979 - 1998 гг. Таким же были переводной рубль СЭВ и клиринговый рубль в расчетах между СССР и Финляндией.  

Переход к единой валюте возможен только на высшей стадии региональной интеграции. То есть, после создания зоны свободной торговли, таможеного союза и общего рынка (со свободой движения товаров, людей, капиталов и услуг). Понятно, что в ЕврАзЭС пока нет предпосылок для перехода к валютному союзу.  Зато расчетная единица может быть создана любыми государствами при наличии двух простых условий: политической воли и грамотных специалистов. Для расчетной единицы не нужны ни таможенный союз, ни снятие ограничений на капитальные операции, ни гармонизации валютных режимов. Достаточно вспомнить, что у МВФ есть своя расчетная единица - СДР, в корзину которой входят доллар, евро, иена и фунт. При этом США, еврозона , Япония и Великобритания никогда не пытались создать региональную группировку. Кстати, в 70-е годы в корзину СДР входило 16 валют, и ничего. 

Расчетная единица может использоваться для проведения любых безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами, в ней реально выпускать ценные бумаги (в первую очередь государственные), хранить офциальные резервы, платить налоги, вести статистику. Именно эти функции в ЕЭС двадцать лет исправно выполняла ЭКЮ. Курс расчетной единицы, естественно, зависит от курса входящих в корзину валют. То есть, у нее (в отличие от евро) нет незавсимого механизма курсообразования. В этом смысле нынешняя ориентация национальных валют стран ЕврАзЭс на доллар и евро предопределит небольшую амплитуду колебаний их расчетной единицы, что пойдет ей на пользу. 

Главным преимуществом расчетной единицы является упрощение трансграничных расчетов и улучшение условий для интеграции финансовых рынков. Особенно это актуально для рынков России и Казахстана. Основной проблемой функционирования расчетных единиц является необходимость поддержания стабильных курсов национальных валют к коллективной единице. Именно на этом "погорел" фунт стерлингов в 1992 г., когда, будучи привязанным к ЭКЮ, он испытал сильнейшее спекулятивное давление (знаменитая операция Дж. Сороса) и был девальвирован, несмотря на внушительные интервенции Банка Англии. 

Заключение. Для создания единой валюты в ЕврАзЭС нет объективных предпосылок. Эффективность такой задачи не очевидна. Расчетная единица ЕврАзЭС может быть создана в кратчпйшие сроки. Все, что для этого нужно - политическая воля и грамотная проработка проекта.

Comments

belgorodskiy
29 июн, 2009 08:52 (UTC)
Предисловие к брошюре "Федеральный рубль-валютная еди
Положением Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в ст. 75 указано: “Денежной единицей (валютой) Российской федерации является рубль”. Рубль- это российская национальная валюта, состоящая из 100 копеек. Нередко в экономической и периодической пресcе и интернет- источниках появляется словосочетание “федеральный рубль”. Однако, в юридических и правовых документах Российской Федерации это словосочетание не встречается.
Известно также, что в Республике Беларусь в обращении находится свой национальный рубль, формально также состоящий из 100 копеек (белорусских). Национальной валютой Украины является гривна, и она в свою очередь содержит 100 копеек. В области культуры денежной эмиссии и денежного обращения трех славянских соседних государств сохраняются непреходящие черты исторической общности, что вполне естественно в той или иной мере и для других бывших советских республик. Понятие федеральный, т.е. обьединяющий, союзный, в частности, применительно к денежному обращению имеет весьма широкое толкование, выходящее за рамки одной страны-России.
Соответственно федеральный рубль приобретает терминологическое значение и специфическую особенность обьединяющего, союзного рубля.

В России бюджетное законодательство и бюджетная практика различают государственный бюджет и бюджет государства. Это соответствует практике Европейских стран. На основании Конституции Российской Федерации, начиная с 1994 года государственный бюджет носит название федерального бюджета.
Бюджет государства-это консолидированный бюджет России, определяемый статьей 6 Бюджетного кодекса РФ как “свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации”. Поэтому консолидированный бюджет –это бюджет государства, состоящий на практике из примерно равных двух составляющих-федерального бюджета и бюджетов всех субьектов Российской Федерации.
Словосочетание “федеральный рубль”, получило распространение в Интернет-источниках и периодике в связи с заявлениями отдельных руководителей и чиновников России регионального уровня по поводу формирования и исполнения местных бюджетов, получающих средства из федеральных и местных источников.Это словосочетание для краткости стало применяться в целях обозначения рублевых средств, выделяемых и поступаемых из федерального бюджета как бы в дополнение или в сравнение с рублевыми средствами, которые поступают в местные бюджеты из местных источников. Например, встречаются такие сопоставления и образные выражения в форме лозунгов: “На федеральный рубль-два своих!”и т.д. Поскольку речь идет об одной и той же валюте России, естественно, что было бы более точно и правильно говорить о рублях из федерального бюджета и о рублях из местных республиканских, региональных и муниципальных бюджетов, что в большинстве случаев и имеет место, однако, далеко не всегда, а это приводит к невольному смешению понятий, порой просто отражая с трудом еще изживаемые местнические настроения и тенденции.
В этой краткой работе постараемся показать, что словосочетание, вынесенное в заголовок как отвечающее положениям и духу действующего законодательства и традициям денежного обращения в России и в других странах СНГ может иметь и практически приобретает значительно более широкую и можно сказать интернациональную значимость и конкретную валютную величину в условиях глобализации, экономической и валютно-финансовой интеграции стран СНГ и поисков рационального выхода из мирового валютного и финансового кризиса.Оно подразумевает де-факто складывающуюся международную безналичную расчетную единицу, имеющую в своей основе федеральные, союзные,обьединяющие интеграционные экономические процессы, которые имманентны по своей природе пространству бывшего СССР, где исторически рубль в той или иной форме находился в обращении как крупная и твердая денежная единица.В нынешних кризисных условиях происходят реинтеграционные процессы с востребованностью к более стабильным и прозрачным механизмам взаимных расчетов в национальных валютах.Таковым и становится федеральный рубль с предлагаемым кратким международным обозначением FRU, которое в более нейтральном плане может также пониматься как федеральная резервная единица.
Cпасибо за внимание