?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Представьте себе картину: в кафе один посетитель попробовал принесенный кофе и остался им недоволен. Он доказывает официанту, что кофе остыл (недостаточно крепок или плохо сварен) и требует заменить его. Скорее всего, этому посетителю принесут другую чашку горячего (крепкого, хорошо сваренного) кофе. А теперь представьте себе, что требовать другую чашку кофе стали многие посетители. Не все, но процентов 10 или 20. Что будет тогда?. Я вижу два сценария. Первый - цена на кофе в данном заведении поднимется. То есть владельцы будут честно выливать отпитый кофе и заменять его более качественным. Вариант второй -  недовольным посетителям будут приносить их же кофе, но подогретый в микроволновке и/или с добавлением ароматизаторов. Если подобная практика распространится еще шире, то на кухне начнут сливать недопитый кофе из одних чашек в другие. Так заведение будет бороться с конкурентами, уклоняясь от повышения цены.



К чему этот разговор? Несколько дней назад, ведя занятие, я предложила студентам задачку о процентных ставках. (Занятия шли в неэкономической магистратуре).
- По какой ставке банки будут кредитовать друг друга, если ставка рефинансирования равна 2%? - спросила я иностранного студента, сидевшего в первом ряду.
- Я ничего не понимаю в процентных ставках, - отозвался он.
- Давайте попытаемся рассуждать вместе, - подбодрила я его.
- Меня проценты не касаются, - был его ответ (юноша уверенно говорит по-русски).
- А как Вы попали на этот курс? - удивилась я.
- Нас заставили. Ваш курс обязательный. Если бы у меня было право выбирать, я бы его никогда не выбрал, извините, - уверенно ответил молодой человек.
Его не смутило то, что мы занимаемся с начала семестра, и каждое занятие я "развлекала" их как могла: показывала слайды и фильмы, заходила на сайты международных организаций, устраивала ролевые игры... словом, делала все, чтобы группе было понятно и интересно.

Думается, что усвоенный молодым поколением принцип "Добивайся большего здесь и сейчас!" может сыграть с ним злую шутку. Да, можно сделать так, чтобы все курсы были курсами по выбору. Но тогда цена обучения поднимется - при прежнем качестве лекторов. Или вузы станут нанимать двух посредственных лекторов вместо одного первоклассного. Право выбора, как и в случае с кофе, обернется снижением качества. Стоит помнить, что альтернатива есть и у другой стороны: востребованный лектор может переключиться на более мотивированную аудиторию или на другой вид заработка (консультирование, публикации) В механизм спроса и предложения на его труд вмешается такая нерыночная категория, как ценности, и тогда капризная аудитория не получит ничего. 

Итак, формулируем закон кофейных опивок: попытки получить необоснованные льготы успешны, когда они единичны. В остальных случаях они ведут к деградации предложения и общему снижению качества товаров/ услуг.

Метки:

Comments

( 32 комментария — Оставить комментарий )
radiotv_lover
25 май, 2012 16:19 (UTC)
- Я ничего не понимаю в процентных ставках, - отозвался
Если не секрет, из какой страны товарищ?
olga_euro
25 май, 2012 16:25 (UTC)
Re: - Я ничего не понимаю в процентных ставках, - отозвалс
Центральная Европа.
rules_forever
25 май, 2012 18:34 (UTC)
Ну погодите, в этом случае есть и плюсы.
Давайте взглянем на систему шире, отойдя от %.
В любой системе чего бы то ни было есть % неустойчивости и брака.
Так вот это как раз тот случай.
И надо его воспринять как прогнозируемая нестабильность системы, нежели самим же систему расшатывать, переключаясь "на более мотивированную аудиторию или на другой вид заработка (консультирование, публикации)".
Так что кто еще ушатывает систему - это большой вопрос.
Это как поддаваться на провокации.

Опять же надо понимать, если смотреть шире, что всё относительно. И повысить уровень чего бы то ни было в локальной зоне можно всего лишь опустив нижнюю планку, а не задрав верхнюю. Так что выпустить спеца можно просто деградируя общество, при прежнем качестве/количестве выпускаемой продукции(специалистов).Я лично против такого, но увы. Это как с покупательной способностью, понимаете, да?

Главное, делать своё дело хорошо и честно. А мать-природа она в итоге всё расставит по местам. )))
Как-то так.

olga_euro
25 май, 2012 20:24 (UTC)
прогнозируемая нестабильность системы
Скорее всего, Вы правы. Но трудно думать о конкретном человеке как о проценте брака. Хотя понимаю, что 100% качества аудитории не бывает, ни одна выбора его дать не может. Буду осмысливать, спасибо за комментарий!
rules_forever
25 май, 2012 18:41 (UTC)
А если уж про кофе..
Если будут просить замены кофе в кафе, то цена не вырастет. Она вообще не изменится, т.к. качество продукта зависит от формата заведения и уровня цен в нём. Глупо требовать отличнейший кофе за 20 рублей в забегаловке на Курском..
И если уж целевая аудитория недовольна на 20% качеством кофе, то либо повышать цены ввиду повышения качества (закупки, подготовки персонала)и изменения формата/уровня заведения либо закрываться.
Но это уже переход в другую ценовую нишу.
В общем "голосование рублём и всё такое".

Это я так, просто. Ни в коем случае не претендуя, так сказать.
На правах дотошного студента-зануды что ли...))))
Извините.

Edited at 2012-05-25 18:44 (UTC)
olga_euro
25 май, 2012 20:35 (UTC)
Понимаю, что в цене чашки кофе больше половины - аренда, зарплата официантов, электричество и т.п. То есть стоимость покупки часо-места в приятном месте.

Согласна, что на вокзале хорошего кофе не дадут, и искать его глупо. Кстати, есть города, где кофе вообще невозможно выпиь. Таруса, например, или Киров (Калужской области), не говоря уже о Пошехонье. А в Рыбинске кофе есть:)
a_nalgin
25 май, 2012 18:45 (UTC)
Это Вы в огород школьной реформы камешек бросили? :)
olga_euro
25 май, 2012 19:57 (UTC)
Нет, это я осмысливаю происходящее вокруг. Понимаете, в нашем поколении самоуважение держалось на способности к самоограничению, теперь наоборот - на способности убрать ограничители и добиться максимального комфорта для себя. Возможно, я преувеличиваю.
(без темы) - rules_forever - 25 май, 2012 22:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rules_forever - 25 май, 2012 22:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_nalgin - 26 май, 2012 07:03 (UTC) - Развернуть
ariwch
25 май, 2012 19:10 (UTC)
>>Право выбора, как и в случае с кофе, обернется снижением качества.

Если верить вашей аналогии, то не снижением качества, а снижением качества или повышением цены :) Хуже, если и тем и тем :(

>>Ваш курс обязательный. Если бы у меня было право выбирать, я бы его никогда не выбрал

Эээ... А что, молодому человеку не пришло в голову, что раз курс уже обязательный, то ему обязательно придется научиться разбираться в процентных ставках (иначе данный обязательный курс не сдать вообще-то) о_О
ariwch
25 май, 2012 19:12 (UTC)
>>раз курс уже обязательный

В том смысле, что среди ответов вариант "Меня проценты не касаются" не значится
alex1969
25 май, 2012 19:37 (UTC)
Я, конечно, не экономист, но на мой взгляд ситуация когда банки кредитуют друг друга очень напоминает финансовую пирамиду.
olga_euro
25 май, 2012 19:59 (UTC)
банки кредитуют друг друга
Нет, это не пирамида. Они дают деньги в основном на короткие сроки и под залог. Скорее, это похоже на то, как раньше соседи ссужали друг друга солью и картошкой.
rules_forever
25 май, 2012 22:43 (UTC)
а про студента. я так понимаю, в данном случае Ваш курс оказался как философия в техническом ВУЗе?
И вот тут как раз третий мотиватор для студента должен быть. Высшее образование - это не только глубокое знание профильной дисциплины, но и кругозор так сказать. Знания лишними не бывают, поэтому учить надо, всё образованней будут.
olga_euro
26 май, 2012 09:52 (UTC)
Увы, предмет "Мировые финансы" не был философией в техническом вузе. Программа называется "Экономические методы..." (уж дальше не буду раскрывать - по соображениям корпоративной этики).
(без темы) - rules_forever - 28 май, 2012 11:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 1 июн, 2012 06:44 (UTC) - Развернуть
m_panin
26 май, 2012 06:59 (UTC)
из аналогии про кофе.
скорей всего в заведении сменят бармена или официанта. манипулировать с кофе - себе дороже.
olga_euro
26 май, 2012 09:55 (UTC)
Согласна: смена бармена на более приветливого (профессионального, стильного) может помочь. В реальной жизни ответов может быть много: бонусные программы, ребрэндинг и т.п.
(без темы) - m_panin - 26 май, 2012 10:02 (UTC) - Развернуть
uturunco
29 май, 2012 00:19 (UTC)
он отказался узнать новое
при том, что в этот момент ничего более интересного он не узнавал

может, это был не настоящий студент, а получатель диплома?
olga_euro
1 июн, 2012 06:38 (UTC)
получатель диплома?
Прекрасное замечание: "при том, что в этот момент ничего более интересного он не узнавал". Недавно наткнулась на презентацию немецкого коллеги о millenials - так в ней были названы люди, родившиеся на рубеже веков плюс минус 10 лет. Вероятно, 90-е годы были золотыми для Европы: все были уверены в правильности рыночной экономики и непогрешимости демократии. В Западной Европе это были годы изобилия и торжества потребления. Не исключено, что люди, чье детство пришлось на это время, приняли его идеологию за универсальную. Поэтому и студент сделал выбор в пользу приятного проведения времени. Но это только догадка.
( 32 комментария — Оставить комментарий )