?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Представьте себе картину: в кафе один посетитель попробовал принесенный кофе и остался им недоволен. Он доказывает официанту, что кофе остыл (недостаточно крепок или плохо сварен) и требует заменить его. Скорее всего, этому посетителю принесут другую чашку горячего (крепкого, хорошо сваренного) кофе. А теперь представьте себе, что требовать другую чашку кофе стали многие посетители. Не все, но процентов 10 или 20. Что будет тогда?. Я вижу два сценария. Первый - цена на кофе в данном заведении поднимется. То есть владельцы будут честно выливать отпитый кофе и заменять его более качественным. Вариант второй -  недовольным посетителям будут приносить их же кофе, но подогретый в микроволновке и/или с добавлением ароматизаторов. Если подобная практика распространится еще шире, то на кухне начнут сливать недопитый кофе из одних чашек в другие. Так заведение будет бороться с конкурентами, уклоняясь от повышения цены.



К чему этот разговор? Несколько дней назад, ведя занятие, я предложила студентам задачку о процентных ставках. (Занятия шли в неэкономической магистратуре).
- По какой ставке банки будут кредитовать друг друга, если ставка рефинансирования равна 2%? - спросила я иностранного студента, сидевшего в первом ряду.
- Я ничего не понимаю в процентных ставках, - отозвался он.
- Давайте попытаемся рассуждать вместе, - подбодрила я его.
- Меня проценты не касаются, - был его ответ (юноша уверенно говорит по-русски).
- А как Вы попали на этот курс? - удивилась я.
- Нас заставили. Ваш курс обязательный. Если бы у меня было право выбирать, я бы его никогда не выбрал, извините, - уверенно ответил молодой человек.
Его не смутило то, что мы занимаемся с начала семестра, и каждое занятие я "развлекала" их как могла: показывала слайды и фильмы, заходила на сайты международных организаций, устраивала ролевые игры... словом, делала все, чтобы группе было понятно и интересно.

Думается, что усвоенный молодым поколением принцип "Добивайся большего здесь и сейчас!" может сыграть с ним злую шутку. Да, можно сделать так, чтобы все курсы были курсами по выбору. Но тогда цена обучения поднимется - при прежнем качестве лекторов. Или вузы станут нанимать двух посредственных лекторов вместо одного первоклассного. Право выбора, как и в случае с кофе, обернется снижением качества. Стоит помнить, что альтернатива есть и у другой стороны: востребованный лектор может переключиться на более мотивированную аудиторию или на другой вид заработка (консультирование, публикации) В механизм спроса и предложения на его труд вмешается такая нерыночная категория, как ценности, и тогда капризная аудитория не получит ничего. 

Итак, формулируем закон кофейных опивок: попытки получить необоснованные льготы успешны, когда они единичны. В остальных случаях они ведут к деградации предложения и общему снижению качества товаров/ услуг.

Метки:

Comments

rules_forever
28 май, 2012 11:34 (UTC)
тогда реально пойти по японскому методу производства. чем делать массу промежуточных контролей, уделить большее внимание входному "сырью", но это возможно при чётко отлаженной системе, конвейеру, если хотите. Какой ВУ может похвастаться системой? А именно это есть особенность того или иного университета. Как и методики преподавания. Я считаю, что надо свою марку (позицию) держать более строго.

Это как боевые искусства разных монастырей (из кино 80-х)
И можно организовывать состязания "чей кунг-фу лучше" )))
olga_euro
1 июн, 2012 06:44 (UTC)
Построить в вузе систему сложно уже потому, что требования министерства все время меняются, а административная нагрузка непрерывно растет. Кстати, то же происходит в школе. Преподаватели представляют детализированную отчетность по проведенным контрольным (в разрезе по типам ошибок, возрасту, успеваемости учеников), составляют огромные электронные таблицы и... отправляют это куда-то наверх. Кому это надо, никто не знает. Но времени уходит уйма. Того самого времени, которое раньше учитель проводил с ребятами.