?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Представьте себе картину: в кафе один посетитель попробовал принесенный кофе и остался им недоволен. Он доказывает официанту, что кофе остыл (недостаточно крепок или плохо сварен) и требует заменить его. Скорее всего, этому посетителю принесут другую чашку горячего (крепкого, хорошо сваренного) кофе. А теперь представьте себе, что требовать другую чашку кофе стали многие посетители. Не все, но процентов 10 или 20. Что будет тогда?. Я вижу два сценария. Первый - цена на кофе в данном заведении поднимется. То есть владельцы будут честно выливать отпитый кофе и заменять его более качественным. Вариант второй -  недовольным посетителям будут приносить их же кофе, но подогретый в микроволновке и/или с добавлением ароматизаторов. Если подобная практика распространится еще шире, то на кухне начнут сливать недопитый кофе из одних чашек в другие. Так заведение будет бороться с конкурентами, уклоняясь от повышения цены.



К чему этот разговор? Несколько дней назад, ведя занятие, я предложила студентам задачку о процентных ставках. (Занятия шли в неэкономической магистратуре).
- По какой ставке банки будут кредитовать друг друга, если ставка рефинансирования равна 2%? - спросила я иностранного студента, сидевшего в первом ряду.
- Я ничего не понимаю в процентных ставках, - отозвался он.
- Давайте попытаемся рассуждать вместе, - подбодрила я его.
- Меня проценты не касаются, - был его ответ (юноша уверенно говорит по-русски).
- А как Вы попали на этот курс? - удивилась я.
- Нас заставили. Ваш курс обязательный. Если бы у меня было право выбирать, я бы его никогда не выбрал, извините, - уверенно ответил молодой человек.
Его не смутило то, что мы занимаемся с начала семестра, и каждое занятие я "развлекала" их как могла: показывала слайды и фильмы, заходила на сайты международных организаций, устраивала ролевые игры... словом, делала все, чтобы группе было понятно и интересно.

Думается, что усвоенный молодым поколением принцип "Добивайся большего здесь и сейчас!" может сыграть с ним злую шутку. Да, можно сделать так, чтобы все курсы были курсами по выбору. Но тогда цена обучения поднимется - при прежнем качестве лекторов. Или вузы станут нанимать двух посредственных лекторов вместо одного первоклассного. Право выбора, как и в случае с кофе, обернется снижением качества. Стоит помнить, что альтернатива есть и у другой стороны: востребованный лектор может переключиться на более мотивированную аудиторию или на другой вид заработка (консультирование, публикации) В механизм спроса и предложения на его труд вмешается такая нерыночная категория, как ценности, и тогда капризная аудитория не получит ничего. 

Итак, формулируем закон кофейных опивок: попытки получить необоснованные льготы успешны, когда они единичны. В остальных случаях они ведут к деградации предложения и общему снижению качества товаров/ услуг.

Метки:

Comments

rules_forever
28 май, 2012 11:53 (UTC)
Re: прогнозируемая нестабильность системы
И уже перестать делать ВУЗ способом не ходить в армию. Я, честное слово, первый раз в ВУЗ попал именно по этой причине. И не скажу, что он мне много дал, т.к. я уже работал на себя в этой сфере (радиоэлектроника) и учился самостоятельно быстрее программы и сам. В сущности потому и было не сложно учиться. А то новое, что я получил от вуза, в сумме заняло бы месяца 4 или 6 общего времени самостоятельного обучения.
Увы, с основной задачей, а именно дачи ВЫСШЕГО разностороннего образования вуз не справился, т.к. у меня не было времени на разносторонние предметы, типа той же философии (которую уже изучал сам и много позже), а вуз меня гонял не сильно)).
Что же до профильного образования... Ну вот, например, изучали мы ЦАП АЦП (неважно что это) 1-го поколения по программе на лекциях, когда уже сами изучили 4-е до начала курса, т.к. иначе невозможно было работать (а мы, те кому это было надо, уже все работали). И уважаемый человек, профессор, сказал, чтобы мы не ходили к нему, т.к. нет смысла. Я понимаю, что надо давать основы, но и современные технологии тоже надо давать. А получилось так: кому надо - знали, кто не знал - тому все равно было.
И получается, что вроде образование есть, КАЧЕСТВЕННОЕ, но устаревшее. И поэтому, придя на завод начинаешь всё сначала, используя от вуза только основы уровня ПТУ, но это же неверно.
Так было у нас, возможно где-то иначе. Лично мне очень хотелось сделать диплом "живой" и пустить его в производство. Но кому оно нужно? Так мне и было сказано.
После этого я бросил это направление и ушел в торговлю, хотя правильнее сказать "барыжить", ибо высшее экономическое образование, хоть и качественное, применяется, почему-то, увы, в объемах обучения хорошего ПТУ. Ну вот так получается.

Кстати, чем не тема? Куда применить образование после ВУЗа? Жизненный цикл продукта - образование. последняя стадия.
Ведь, я так понимаю, большая часть предприятий России работает чуть ли не на счётах, применение экономических технологий и инноваций крайне ограниченно, нельзя назвать, я считаю, торговлю-торговлей, скорее какой-то "базар" чаще всего. Ну не в Уганде ж живём-то.
И это лично меня крайне печалит. Хотелось бы знать как с этим обстоят дела ТАМ, странах развитого так сказать.
olga_euro
1 июн, 2012 06:53 (UTC)
Re: прогнозируемая нестабильность системы
Качественное, но устаревшее - это реальная проблема. Как и проблема последующего применения качественных знаний и навыков. Помню охватившее меня изумление, когда после МГИМО я пришла на работу во Внешторг. Действительно, для той работы, которую я выполняла, было достаточно четырех классов.
Вот запись в тему Ваших рассуждений: http://clear-text.livejournal.com/359640.html