?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Представьте себе картину: в кафе один посетитель попробовал принесенный кофе и остался им недоволен. Он доказывает официанту, что кофе остыл (недостаточно крепок или плохо сварен) и требует заменить его. Скорее всего, этому посетителю принесут другую чашку горячего (крепкого, хорошо сваренного) кофе. А теперь представьте себе, что требовать другую чашку кофе стали многие посетители. Не все, но процентов 10 или 20. Что будет тогда?. Я вижу два сценария. Первый - цена на кофе в данном заведении поднимется. То есть владельцы будут честно выливать отпитый кофе и заменять его более качественным. Вариант второй -  недовольным посетителям будут приносить их же кофе, но подогретый в микроволновке и/или с добавлением ароматизаторов. Если подобная практика распространится еще шире, то на кухне начнут сливать недопитый кофе из одних чашек в другие. Так заведение будет бороться с конкурентами, уклоняясь от повышения цены.



К чему этот разговор? Несколько дней назад, ведя занятие, я предложила студентам задачку о процентных ставках. (Занятия шли в неэкономической магистратуре).
- По какой ставке банки будут кредитовать друг друга, если ставка рефинансирования равна 2%? - спросила я иностранного студента, сидевшего в первом ряду.
- Я ничего не понимаю в процентных ставках, - отозвался он.
- Давайте попытаемся рассуждать вместе, - подбодрила я его.
- Меня проценты не касаются, - был его ответ (юноша уверенно говорит по-русски).
- А как Вы попали на этот курс? - удивилась я.
- Нас заставили. Ваш курс обязательный. Если бы у меня было право выбирать, я бы его никогда не выбрал, извините, - уверенно ответил молодой человек.
Его не смутило то, что мы занимаемся с начала семестра, и каждое занятие я "развлекала" их как могла: показывала слайды и фильмы, заходила на сайты международных организаций, устраивала ролевые игры... словом, делала все, чтобы группе было понятно и интересно.

Думается, что усвоенный молодым поколением принцип "Добивайся большего здесь и сейчас!" может сыграть с ним злую шутку. Да, можно сделать так, чтобы все курсы были курсами по выбору. Но тогда цена обучения поднимется - при прежнем качестве лекторов. Или вузы станут нанимать двух посредственных лекторов вместо одного первоклассного. Право выбора, как и в случае с кофе, обернется снижением качества. Стоит помнить, что альтернатива есть и у другой стороны: востребованный лектор может переключиться на более мотивированную аудиторию или на другой вид заработка (консультирование, публикации) В механизм спроса и предложения на его труд вмешается такая нерыночная категория, как ценности, и тогда капризная аудитория не получит ничего. 

Итак, формулируем закон кофейных опивок: попытки получить необоснованные льготы успешны, когда они единичны. В остальных случаях они ведут к деградации предложения и общему снижению качества товаров/ услуг.

Метки:

Comments

olga_euro
1 июн, 2012 06:38 (UTC)
получатель диплома?
Прекрасное замечание: "при том, что в этот момент ничего более интересного он не узнавал". Недавно наткнулась на презентацию немецкого коллеги о millenials - так в ней были названы люди, родившиеся на рубеже веков плюс минус 10 лет. Вероятно, 90-е годы были золотыми для Европы: все были уверены в правильности рыночной экономики и непогрешимости демократии. В Западной Европе это были годы изобилия и торжества потребления. Не исключено, что люди, чье детство пришлось на это время, приняли его идеологию за универсальную. Поэтому и студент сделал выбор в пользу приятного проведения времени. Но это только догадка.