?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Руки Русского музея

Очень люблю Русский музей и всегда стараюсь попасть в него, когда бываю в Петербурге. На этот раз захотелось сделать необычный проект - сфотографировать фрагменты картин (благо в музее разрешена съемка) с изображением рук. Сегодня предлагаю первые пять фрагментов с комментариями к полотнам. 

О демократии и европейском выборе русских. Д.И. Иванов (1782 – не ранее 1810) «Марфа посадница», 1808.
DSCN0251_1 

В последней трети XIV в. Марфа, жена новгородского посадника (назначенного вечем городского головы) Исаака Борецкого и мать посадника Дмитрия, была одним из идейных лидеров оппозиции к Москве. Она вела переговоры о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского при сохранении городской автономии. 

Когда в 1471 году Иван III, объединявший русские земли вокруг Москвы,  разгромил новгородское войско,  Дмитрий Борецкий был казнен как государственный преступник. Но Марфа не сдалась. Она решила, что новгородское войско возглавит Мирослав, избранный ею в мужья своей внучке.  На полотне изображен момент, когда пустынник Феодосий правой рукой передает юноше древний меч, а левой указывает на высеченные на нем слова: «никогда врагу не достанется». Через семь лет Новгород был окончательно подчинен Москве, а Марфа закончила свои дни в монастыре.


О личном достоинстве и важности процедур.  Г.И.Лапченко (1801 – 1876) «Сусанна и старцы», 1831.
DSCN0249
Двое вавилонских старейшин, избранных судьями, увидели гулявшую в своем саду Сусанну. Соблазнившись ее красотой, они добивались от девушки любовной связи, но получили отказ. По их ложному доносу Сусанну осудили и приговорили к смерти. Спас ее пророк Даниил, который допросил старцев раздельно и таким образом уличил их во лжи.  В образе Сусанны художник изобразил свою невесту  Витторию Кальдони, с которой он познакомился в местечке Альбано во время поездки по Италии.

О равенстве и бессмертной душе. А.А. Иванов (1806 – 1858) «Явление Христа Марии Магдалине», 1835.
DSCN0247

Бывшая грешница Мария первой узнает о воскресении Христа и простирает к нему руки. Учитель останавливает ее словами: «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему…»  Христос поручает Марии известить апостолов о своем воскрешении.  Христианство как молодая религия быстро завоевывает сторонников благодаря учению о равенстве всех людей перед Богом. Согласно ей, каждый, независимо от социального положения, достоин любви творца; каждому открыт бесконечный путь к духовному усовершенствованию.     

О трагедии русских реформаторов. Н.Н. Ге (1831 – 1894) «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», 1872.
DSCN0254_1

Художник знал, что Петр никогда не допрашивал сына один на один: все допросы цесаревича велись в официальной обстановке. Однако изображенная сцена как нельзя лучше подходила для того, чтобы в трагедии отца и сына раскрыть конфликт между двумя Россиями: одной, стремящейся в Европу, и другой – цепляющейся за все византийское. Царевич стоит перед сидящим в кресле отцом. Правая рука Петра спокойно лежит на колене, но это спокойствие обманчиво: левой он в негодовании сжимает подлокотник.  

Картина имела большой успех на Первой выставке передвижников, состоявшейся в ноябре 1871 г. Еще в мастерской работу купил Третьяков, а на выставке ее пожелал приобрести император Александр II. Для него  художник сделал повтор, который ныне хранится в Русском музее.

О всепобеждающей силе красоты. Г.И. Семирадский (1843 – 1902) «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», 1889.
DSCN0260

Знаменитая гетера Фрина жила в Афинах в IV в. до нашей эры.  Она стала моделью, с которой Пракситель ваял Афродиту Книдскую – самую знаменитую статую богини любви во времена античности.  За это Фрину обвинили в безбожии. Защищавший ее в суде оратор Гиперид, увидев, что его речь, не убеждает судей, сдернул с Фрины одежду. Пораженные красотой присяжные  вынесли оправдательный приговор: по представлениям древних греков, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.

Гетера была необыкновенно стыдлива, она не посещала общественных бань и всегда носила плотную одежду. Только дважды в год в Элевсинские и Посейдоновы мистерии она вставала в портике храма обнаженной и, распустив волосы, шла сквозь толпу в море, чтобы воздать почести богам. Этот момент и запечатлен на гигантском полотне Генриха Семирадского. Одна из служанок (см. фрагмент) развязывает сандалию на ноге Фрины.


Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
clear_text
10 авг, 2012 11:48 (UTC)
очень красиво и очень интересно.
Глеб Иваныч Соколов так экзаменовал нас по античному искусству - вываливал на стол штук сто фотографий разных рук, ног, затылков, локтей и пяток - и мы должны были знать, от какой Афины (Афродиты, Артемиды и т.п.) эта деталь...
olga_euro
10 авг, 2012 11:59 (UTC)
Строгий был Ваш Глеб Иваныч! В Вологде нам рассказывал дядя в музее, что таким образом экзаменует студентов: вываливает на стол пригоршню старых монет и просит рассказать о них. Мы с подругой поразили его тем, что идентифицировали франк КФА.
magpie73
10 авг, 2012 15:31 (UTC)
Спасибо. уже сказано - красиво и интересно
olga_euro
11 авг, 2012 14:05 (UTC)
Спасибо Вам за одобрение!
rogatkina_ezhik
10 авг, 2012 17:33 (UTC)
Юзерпик тоже понравился!
А про фотографии ничего умного сказать не могу - буду молча получать удовольствие от просмотра и чтения.
olga_euro
11 авг, 2012 14:10 (UTC)
Спасибо! Живопись я никогда раньше не фотографировала, поэтому об их качестве я тоже "ничего умного сказать не могу". Помню только, что в отдельных случаях пришлось учитывать, что масляные краски дают блики. Детали костюма Петра пришлось подретушировать: не усмотрела при съемке.
alexbor46
10 авг, 2012 19:15 (UTC)
стильно :-) в Питере есть два мною самых любимых места... Русский музей и эРмитаж...
а тексты к картинкам здесь самое интересное ;-)
olga_euro
11 авг, 2012 14:10 (UTC)
Большое спасибо! Ваш отклик воодушевил и обрадовал.
alexbor46
10 авг, 2012 19:24 (UTC)
эти концептуальные фотофрагменты чудесный повод к текстам :-) а может наоборот ;-))))
( 10 комментариев — Оставить комментарий )