?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Быть европейцем

Уважаемые друзья,

как вы думаете, что значит быть европейцем сегодня? Значит ли это, что надо знать европейскую культуру, ориентироваться в европейской политике, говорить на европейских языках? Или достаточно жить в европейской стране? А.может быть, следует накрепко усвоить европейские привычки: есть вилкой, а не палочками и никогда не добавлять лед в коньяк? 

Буду рада услышать ваши рассуждения.  


Похищение Европы, терракотовая фигура из Беотии, 450 год до нашей эры, 20,5Х21,5 см. Лувр, первый этаж, зал 36.

Comments

( 61 комментарий — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
(Удалённый комментарий)
olga_euro
22 апр, 2009 20:15 (UTC)
Правильно ли я поняла Ваши слова "быть мягче" и "знать предел, преступать который нельзя ни при каких условиях" так, что быть европейцем - категория нравственная. То есть, главное в понятии европеец - гуманность.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
matholimp
22 апр, 2009 20:24 (UTC)
Уточните смысл слова "европейский"
Даже в советские времена не было единого мнения о границе Европы и Азии: одни проводили её по Волге, другие - по Уралу. До сих пор не ясно, куда девать какой Кавказ. Однако в числе соискателей европейских спортивных кубков значится не только Азербайджан, но даже Израиль и (!!!) Узбекистан.
А питерские "национал-экстремисты" (см. напр. http://community.livejournal.com/ingria_art ), напротив, подчеркивают принципиальную разницу между традициями Новгородской республики и Московской орды.
olga_euro
23 апр, 2009 15:23 (UTC)
Re: Уточните смысл слова "европейский"
Именно это уточнение мне было интересно услышать из Ваших уст. В научной литературе существует множество разных трактовок, а мне хотелось узнать, как мы понимаем "европейскость" сегодня. Даже скорее чувствуем, а не определяем при помощи четких критериев. Географический критерий - Вы правы - давно не работает. Тогда что? Или говоря "европеец" мы не подразумеваем ровно ничего?
kitschcat
23 апр, 2009 10:23 (UTC)
принадлежность к общности определяется всегда по трем пунктам. при этом общность может быть любой, будь то искусство, наука или еще что-то.

1. необходимо осознавать свою принадлежность к общности.
2. необходимо осознавать контекст или составные части структуры/общности.
3. быть признанным как часть общности самой общностью.

можно делать все как европеец (чтобы это ни значило), но не осознавая себя таковым и не будучи признанным другими европейцами как европеец - такой человек не будет европейцем никогда.
olga_euro
23 апр, 2009 15:34 (UTC)
Убедительная позиция! Правильно ли я Вас поняла, что в нашем случае принадлежность к европейскому обществу - характеристика договорная? Если я себя назвал европейцем и меня признали таковым, то, усвоить составные части европейского общества, можно быть его полноценным членом.

Эта логика мне действительно нравится. Как, на Ваш взгляд, надо в данном случае работать со вторым пунктом?
(без темы) - kitschcat - 23 апр, 2009 16:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kirkonhiiri - 5 май, 2009 19:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kitschcat - 6 май, 2009 16:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kirkonhiiri - 7 май, 2009 12:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kitschcat - 7 май, 2009 12:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kirkonhiiri - 7 май, 2009 13:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 7 май, 2009 13:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kirkonhiiri - 7 май, 2009 13:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kitschcat - 7 май, 2009 14:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kirkonhiiri - 7 май, 2009 16:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 7 май, 2009 13:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kitschcat - 7 май, 2009 14:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ncapital - 5 май, 2009 20:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kitschcat - 6 май, 2009 16:38 (UTC) - Развернуть
kitschcat
23 апр, 2009 10:25 (UTC)
в связи с Похищением Европы. на лекции в третьяковке был прикол, когда вдруг проектор погас и читавшая лекцию женщина громко-громко потребовала внимания человека листавшего слайды: "Верните нам Европу, пожалуйста!"
olga_euro
23 апр, 2009 15:37 (UTC)
похищение Европы
В Вашей истории пропала, видимо Европа Валентина Серова. Вчера, когда я искала иллюстрацию к посту, обнаружила, что при наборе "похщение Европы" и "abduction of Europe" выскакивают совершенно разные наборы картинок. Наглядный пример разного культурного набора.
(Удалённый комментарий)
olga_euro
24 апр, 2009 11:41 (UTC)
Re: что же значит быть европейцем?
Да, потребность быть часть социальной группы - одна из важнейших для человека. Исключение из нее всегда болезненно. Сегодня задала этот вопрос послам Латвии и Эстонии. Они ответили, что быть европейцем сегодня - уметь добиваться всего в жизни самостоятельно. Плюс знать европейские языки и уметь впитывать культуту других европейских народов, видеть мир их глазами.
kirkonhiiri
5 май, 2009 19:51 (UTC)
Европа - одно из "воображаемых сообществ", сформировавшихся вокруг общности базовых метафор культурной памяти индивидов, считающих себя европейцами.
ncapital
5 май, 2009 20:45 (UTC)
Старый свет, но не Египет, не Малая Азия и не Индия с Китаем :)

все же есть исторический крен, так как хронология состоялась в Европе, иных хронологий нет.
(без темы) - olga_euro - 8 май, 2009 10:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ncapital - 12 май, 2009 06:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_euro - 12 май, 2009 10:59 (UTC) - Развернуть
clear_text
14 май, 2009 11:07 (UTC)
Как-то тут очень умно получается.
Можно упростить. Есть азиаты, европейцы, американцы, латиноамериканцы, африканцы. Плюс две дополнительные идентичности: арабы и австралийцы. Думаю, каждый легко сам себя определит.

а можно сложнее. Европейство - это:
жительство в Европе, гражданство-подданство одной из европейских стран (список известен)
родной язык - один из европейских (список известен)
этничность - оди из европейских народов (не обязательно)
христианское вероисповедание (желательно)
разделяемые ценности - верховенство закона, универсализм права, равенство всех перед законом, свобода личности как высшая ценность
равенство мужчин и женщин
толерантность к инородцам, иноверцам, инакомыслящим
olga_euro
20 май, 2009 16:04 (UTC)
идентичность и будущее
Со всем списком согласна. Думаю, есть еще одно важное, может быть, главное дополнение - любить Европу. Звучит странно. Но если разложить любовь на практические действия, то получится: заботиться о ней и связывать с ней свое будущее (в широком смысле, то есть и будущее своих детей, внуков). Тогда захочется сделать регион пригодным для проживания надолго, тогда не захочется просто пользоваться им и живущими там людьми, их трудом и накопленным трудом их предков. Тогжда захочется вкладывать в эти места, в культуру, в общество без ежеминутной оглядки "что я получу взамен?".
Получается, что идентичность без будущего (представления о нем и нацеленности на него) мертва.
butorina
11 июн, 2009 21:03 (UTC)
Интересно, а кто-нибудь из русских считает себя азиатами?
olga_euro
13 июн, 2009 08:26 (UTC)
Да, азиаты мы...
Отличная идея! Именно такой вопрос надо было включить в опрос Левада-центра о самоопределении Россиян. Тогда бы то, что 72% россиян не считают себя европейцами, не вызывало бы удивления. Потому что с азиатами вышло бы 98% - не меньше.
Знаменитое стихотворение Блока получило бы новое звучание:)
belgorodskiy
2 июл, 2009 09:32 (UTC)
В Западной Европе (впечатление и сравнение)
Через большую беду,случившуюся с ближним, оказался в Швеции-надо было ухаживать почти 5 лет.По матери украинец,по отцу русский.В прошлом году был в пансионате "Красиво"-десять дней среди своих русско-украинскоговорящих.Это был праздник души.Шведский учил два года.Они очень любят свой язык-довольно сложный.Выручает английский, который многие знают.В шведском и русском языке есть общие слова-торг, касса, вагон,валюта,"апотек"-уверен таких десятки и более.Шведы любят мелодичные песни, поют их энергично, c толком и серьезно.Их пение напоминает русское пение.В древней истории много общего и взаимнополезного. После Полтавы прошло 300лет. Для нынешних шведов она мало что значит.Историю изучают серьезно и вдумчиво.Они шведские европейцы и соответственно себя иденцифицируют, очень стабильно на всех уровнях оберегают свой язык.Все многочисленные автоматические записи-ответы по телефону-только на шведском, а если поймешь первый ответ, можно иногда перейти нажатием названной цифры на английский для уточнений.
belgorodskiy
3 июл, 2009 06:54 (UTC)
Быть европейцем (шведом)
Продолжу.Все инструкции технических предметов повседневного пользования-компьюторов, мобильных телефонов,телевизоров, фотоаппаратуры, стиральных машин, даже изготовленных не в Швеции, а,например, в Китае, не говоря о другом ширпотребе,-практически многие инструкции и гарантийные документы-только на шведском.Например, мобильный телефон Cони-Эрикссон-все инструкции на шведском.Чтобы получить на английском надо было зайти на Интернет-сайт и распечатать специально целую книжку.Шведы интегрированы в Европу как технологически и социально самостоятельная нация.Философия шведов носит практический, прагматический характер-они готовы сами изучать и опробировать все-и позитивное и отрицательное с точки зрения общепринятой, чтобы сделать самостоятельный вывод.C детского возраста у них привививается в многочисленных и хорошо организованных детских садах высокая дисциплина и организованность.Родители чувствуют себя виноватыми, если не могут во-время привести ребенка в детский сад и сделают его опоздавшим.Как везде дети дружны, но дух соперничества привит сизмала.Cпорт-это идол многих шведов с детства: велосипеды, коньки, лыжи, игровые виды,-все это со стороны выглядит не как хобби, а как интенсивная работа,к которой они привыкли и без которой не проводят и одного дня.Это характерно и для молодежи и лиц средних и даже пожилых лет.Конечно, по субботам-посиделки, тусовки,но в целом это нация индивидуалитов.В одиночку выходят летом в море покататься на небольшой лодочке под парусом. Для этого ее надо сотни метров протащить волоком по берегу из общего ангара и затем тем же путем вернуть обратно.Многие очень выносливы и с быстрой реакцией. Надо быть истинным шведом от рождения, чтобы судить о духовности.Что касается религиозности, то по отдельным штрихам можно судить; религия, увы, "не в моде".
belgorodskiy
4 июл, 2009 08:09 (UTC)
Быть европейцем (шведом)
Все же самый распространенный и доступный вид спорта-треннига в городе-это быстрая, энергичная ходьба с довольно напряженой работой рук.Это отнюдь не прогулки.Некоторые пользуются плейерами и слушают во время ходьбы музыку.Бег рысцой тоже практикуется, но заметно реже.Ходьбой больше занимаются женщины.Все это работающие или учащиеся люди, которые таким образом поддерживают форму не прибегая к платным бассейнам,cаунам, гольф-клубам и т.д.Всем хорошо известно такое понятие как человеческий капитал.В частности,его величина достигается поддержанием физической формы.Cпицифика шведов в том,это отношение к здоровью прививается у них в массовом порядке.
Распространение алкоголя и табака ограничиваются высокими ценами за счет налогов. Кроме того, продажа алкоголя- только в cпециализированной сети государственных магазинов и только по будням. Из континентальной Европы-Германии- любители провозят ящики с вином в багажниках машин, но если будут досмотрены, их ждут большие неприятности-штраф, суд и т.д.Причем Швеции удается придерживаться этого своего порядка вопреки действий частных фирм оспорить его в европейском суде как противоречащего общему положению с продажей спиртных в целом в Европе,т.е. и через частные магазины.
В самом начале этой темы кажется, упоминалось, что быть европейцем это значит и не мусорить, убирать за собой. Шведы-горожане так и делают. Но по субботам приезжают из деревень на автобусах или своих автомобилях молодые люди,чтобы "хлебнуть" городской жизни.Для города это проблема-они оставляют кучи мусора,банок от пива, бумаги на лужайках и в других местах, где их просто не настигает полицейское око.C утра по понедельникам городские отряды экипированных в зеленое и желтое "мусорщиков"собирают и отвозят на переработку все, что оставили неубранным приезжие из деревень.
В Швеции, пожалуй, самый высокий уровень компьторизации госучреждений и населения и процесс развивается. Но это отдельная большая тема.
olga_euro
4 июл, 2009 18:37 (UTC)
Re: Быть европейцем (шведом)
Спасибо за такой интересный и подробный рассказ! Думаю, многим было бы интересно прочитать его в Вашем журнале.

Никогда раньше не думала о том, как именно шведы интеграрованны в единую Европу, благодаря Вам увидела их специфику. Видимо, в своем технологическом уклоне они похожи на финнов (вернее, финны на них). Те тоже сохранят свой замысловатый язык и развивают двойную идентичность.
belgorodskiy
9 июл, 2009 10:33 (UTC)
Городской парк в Гетеборге Слотскоген
Название в переводе означает Лесной замок.Это обширная абсолютно открытая территория с зелеными холмами и лужайками с несколькими водоемами, заасфальтированными дорожками, кафетериями.Это важные черты парка, которые Вам открываются сразу при его посещении.Основной вход в парк предваряет площадь имени Дага Хаммаршельда.
Народу обычно много по выходным-гуляют, cидят на лужайках, катаются кто на чем-на велосипедах, на роликах, на досках с горок.Весьма заметны инвалидные коляски с сопровождением в лице родственников или помощников или на электирческой энергии с самостоятельным управлением.
На возвышении, как-то незаметно за высокими деревьями- здание Музея Истории природы-Naturistoriska. Возможно на этом месте когда-то и стоял замок, а теперь это здание из красного кирпича, воздвигнутое и открытое в 1923 году. В эти летние дни экспозиции Музея посвящены 200-летию Чарльза Дарвина и 150-летию его книги "Происхождение видов."В музее обширно представлены и животные и пресмыкающиеся твари, скелеты доисторических динозавров-словом масса экспонатов живых и их древних останков.Этот музей не единственное место, где можно познакомиться с чудесами природы.На открытом воздухе-тюлений бассейн, рядом водоемы с пингвинами, c пиликанами, с черными и белыми лебедями и даже с фламинго (!), которые родом из Восточной Африки. В закрытом помещении содержатся редкие цветные и певчие птички из Африки, Австралии, Юго-Восточной Азии и других мест. Всего по-немногу, но со вкусом и в большом разнообразии! Cобственно Скандинавская и обычная фауна- зубры,волки, рыси,лошади, лоси, овцы, козы представлены отдельным Зоопарком на самом высоком месте всей парковой территории. Туда приводят и детей-есть специальный детский небольшой зоопарк.
Основатель парка один из бывших совладельцев Ост-Индской компании August Kobb-крупный торговец чаем и кофе, благотворитель, который владел землей этого и не только этого парка, но завещал в 1874 году свои владения муниципальным властям.
Известно,что Гетеборг-это в коммерческом и индустриальном отношении исторически развитый город Швеции.
Население говорит на "своем" шведском, отличном, например, от стокгольмского языка.В силу структуры занятости здесь сильнее левые движения, а когда с визитом в городе как-то оказался бывший президент США Джордж Буш мл. его машину буквально забросали куриными яйцами.Так рассказ начав с одного можно, как и в жизни, прийти неожиданно к другому.
Cпасибо за внимание
belgorodskiy
11 июл, 2009 20:30 (UTC)
Госпиталь Сальгренска
Находится в Гетеборге,рядом с парковой зоной.Это крупнейший в Европе многофункциональный медицинский Центр-диагностика и больница,оборудованная современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом, работающщим в строгом режиме дисциплины на высоком уровне.Врачебные обходы в сопровождении лекарей и медсетер- регулярно и точно по установленному времени. Можно сказать, что это отлаженная конвейерная система, в которой нет места для импровизированных по желанию родственников и друзей встреч, консультаций, душеспасительных бесед.Все происходит по регламенту. Посещение больных и пребывание с ними в палате, если это не инфекционное отделение, не ограничено примерно с 10 утра до 10 вечера.По желанию родственников в особо тяжелых случаях, когда больных временно помещают в отдельные палаты, разрешено родным оставаться на ночь и ухаживать, для этого в палату ставят одну-две койки.Очень приветствуется помощь родных в том, чтобы покормить и всемерно поухаживать, чтобы снимать стресс одиночества.Больничную атмосферу всегда тяжело вспоминать и как-то о ней рассказывать.Главное в Сальгренска-это наличие всевозможных, даже, пожалуй, избыточных медиционских материалов, используемых при уходе.Исправно работает сигнализация. Больница, несмотря на ее просто огромные масштабы, постоянно находится в процессе расширения и реконструкции, что не затрагивает самих лечащихся.
Это медицинское учреждение основано богатейшим предпринимаиелем все-той же Ост-Индской компании-шведом Сальгренска. Его портрет-на одном из самых видных мест в Историческом музее.Теперь больница поддерживается бюджетом и благотворительностью.
Признаваемый шведами и никак пока неустраняющийся недостаток-это долгое ожидание в очереди в приемном покое независимо практически от тяжести состояния больного до того момента, когда будет сделана первая диагностика и не определится направление лечения и место-отделение-, где это лечение будет проходить.Для больных с острыми состояниями-это мука и большой, огромный риск. Шведы, как и все нормальные люди, очень не любят болеть.Даже со сломанной рукой или другой травмой, cвязанной с острой болью, нужно приготовиться стоически ждать, когда осмотрит врач и выпишет обезболивающее. При всей высокой квалификации врачи очень зарегламентированы, вызовы скорой строго отделены от диагностики, диагностика-от лечения. Cловом хромает "первая помощь".
Никто не бросается "спасать"и шведы к этому приучены самой жизнью.Как это контрастирует с чистотой и порядком в палатах, где по желанию больного поставят телефон, где он нажатием кнопки всегда вызовет медсестру и т.д.
Операционное лечение не полностью за счет больницы, но счет за него выставляется не вперед, а по прошествии какого-то времени.И в этом большой плюс, несмотря на высокую стоимость лечебного обслуживания.
belgorodskiy
18 июл, 2009 19:40 (UTC)
Шведские дорожки
Одной из существенных достопримечательностей являются пешеходные и одновременно велосипедные, роликовые и т.д. дорожки. Они выходят прямо из города и могут иметь протяженность в десятки километров. На одной из них только что побывал. На таких дорожках, которые проходят в зеленой зоне и через поля параллельно с шоссе и обычно как бы разделяют шоссе и зону жилых домов с участками, есть обычно три полосы, прочерченные белой краской. Ширина дорожки до 6-7м и соответственно 2 м отводится для пешеходов, а остальная ширина -для движения велосипедов и пр.на встречных направлениях, разделяемых пунктирной линией.На этих дорожках всегда обычно свободно и в то же время они никогда не пустуют.Наблюдается тенденция выводить личные автомобили за центр города и соответственно возрастает востребованность в велотранспорте, к которому шведов приучают с самого детства.Cегодня вечером специально проделал большой путь и убедился насколько продумано и удобно это и для велосипедистов и для пешеходов.
Дома, которые стоят по пути в ближайшем пригороде, обычно довольно старые, но все выкрашены и блестят. Они стоят близко друг к другу, участки земли не- большие-на них зеленая трава, яблони, ягодные растения и цветы.Заборов, как правило, нет вообще.Окошки на удивление мелковатые, если дом не новой постройки.К вечеру во всех окнах зажигается свет, но обитателей обычно не видно.Cтоять и ждать их появления -просто не охота и, конечно, неприлично. Шведы очень наблюдательны и могут появиться неожиданно.Правило или привычка зажигать свет и не занавешивать окна, как говорят, возникли в пору жесткой борьбы с воровством, когда отрубали руку грабителю, покусившемуся разбить стекло и влезть в дом.Еще в первый приезд в Гетеборг был просто поражен такой открытостью при том, что везде, наверное, есть хоть какая-то сигнализация.
Шведы часто в одиночку ходят по таким дорожкам быстрым шагом.Отсутствие автомобиля только на пользу-больше хожу пешком и, если надо доехать, ходят очень солидные автобусы по твердому и частому расписанию.У меня проезд свободный, поскольку вхожу в льготную возрастную категорию- с собой надо иметь синюю карточку, которая накладывается на электронный сигнал.Контролеров в автобусе нет и водитель только слушает сигналы этого датчика, который восприимчив и к оплаченным картам и принимает сигнал на месте даже через мобильные телефоны, когда списываются деньги за проезд.Каждый разовый проезд независимо от расстояния-не дешевый. Поэтому льгота существенная и она распостраняется и на трамваи-транспорт очень развитой по всему городу.Удивительно, что при нешироких традиционно улицах на них сосуществуют без суеты и без лишнего шума трамваи, автобусы, автомобили, мотоциклы, плюс велосипеды, которые носятся по тротуарам вдоль специально отведеных для этого линий.У меня было в разное время три велосипеда и все они были похищены, хотя и не были новыми.Кража велосипедов, даже с замками, здесь как маниакальная зависимость у какой-то категории перепродавцов. По вечерам все велосипедисты и пешеходы на дорожках подсвечиваются установленными фонариками, чтобы можно было их заметить заранее и избежать столкновения. Подавлящее большинство велосипедистов и мотоциклистов во время езды носят на голове защитные пластиковые шлемы....
belgorodskiy
30 июл, 2009 08:01 (UTC)
В аэропорту в Брюсселе (первое впечатление)
После посадки самолета ничего необычного не происходит.Проходим контроль и направляемся за багажом-длинная бегущая лесенка, наверное в конце нее получим багаж,- нет стрелка exit показывает направо, затем бегущая лесенка вниз-наверное там расположен багажный конвейер-увы, Вы только входите в длинный зал, в котором таких конвейеров с десяток, не забудьте взять сразу тележку, чтобы не возвращаться.Вот на этом конвейере, как Вы узнаете на дисплее, и будет Ваш багаж-так и есть, все в порядке!Выход к такси один, другие два к автобусам и поезду.Таксисты стоят спокойно с табличкой на груди, например, Waterlloo.Они к Вам не подходят, не навязывают своих услуг, не соревнуются между собой. На Ваш вопрос ответят приветливо, но даже в этом случае не будут говорить: "Куда Вас подвезти?"Удивительно спокойный, вежливый и душевные люди-фламандцы.Язык свой, что-то от скандинавских, некоторые слова "вход", "выход"-копия со шведского, например.Подходит репортер, спрашивает по-французки:"Были ли проблемы с багажом", нет ли жалоб? Нет, конечно их нет.Огромная масса людей проходит через Брюссельский аэропорт,в котором даже по европейским меркам,небычно внимателен и учтив персонал, (хотя и слишком растянут путь до багажа.)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 61 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

olga_euro
Журнал Ольги Буториной

Latest Month

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Разработано LiveJournal.com
Designed by Jared MacPherson