?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Маргарита_Матвеевна_Максимова!12 октября ушла из жизни Маргарита Матвеевна Максимова - ученый, мыслитель, одна из основоположников (вернее, единственная женщина среди основоположников) российской школы интеграционных исследований. Ее научным кредо было неизменное стремление проникать в суть явлений, вскрывать природу экономических механизмов, невзирая на стереотипы и идеологические установки. Еще в советское время она издала несколько книг, которые стали настольными для всех экономистов-международников, претендовавшими на то, чтобы считаться профессионалами. Без изучения трудов Максимовой не защищалась ни одна диссертация по экономической интеграции. Когда в 1986 году я заканчивала диссертацию о внешнеэкономических связях Испании, мой научный руководитель профессор Алексей Николаевич Гончаров, в ходе одной из встреч спросил: "А Максимову читали?" И тут же повел меня в библиотеку ВНИКИ, где он тогда был заместителем директора, чтобы взять на абонементе книги Маргариты Матвеевны.

Много позже, уже будучи научным сотрудником в Институте Европы РАН, я не раз видела Маргариту Матвеевну на научных мероприятиях - конференциях, круглых столах, семинарах. Она всегда являлась вовремя - красивая, подтянутая и сосредоточенная. Подходить к ней я, конечно, не решалась - уж слишком велика была разница в научном калибре. Поражало вот что: сколько бы Маргарита Матвеевна ни старалась скромно устроиться в уголке, вокруг нее моментально образовывалась толпа. Со всех сторон к ней устремлялись известные и неизвестные мне люди, чтобы поздороваться, поцеловать руку, взять пальто, помочь устроиться за столом. Уже усевшись, она еще долго кивала знакомыми, с которыми не удалось переговорить. Ее взгляд лолвили, ее вниманием дорожили. 

Четыре года назад, задумавшись над созданием галереи отечественных ученых-основателей школы европейской интеграции, я попросила Маргариту Матвеевну ответить на несколько вопросов. Несмотря на занятость, она откликнулась и сообщила, что считает правильным отвечать  не в ходе беседы, а письменно. Вскоре мне на почту пришел текст, а сын Максим Юрьевич Медведков прислал отобранную Маргаритой Матвеевной фотографию. Сегодня это интервью публикуется впервые. 

М.М. Максимова. ЕВРОПЕИСТИКА - ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ

Вопрос 1. Когда началось формирование отечественной школы европейской интеграции? Отечественная школа европейской интеграции в общих чертах сложилась к середине 70-х  гг. прошлого столетия. К этому времени российским учеными были сформулированы основные научные положения о происхождении, природе и сущности интеграции, ее принципиальном отличии от других явлений международной жизни – интернационализации хозяйства, международной кооперации, экономических связей и сотрудничества. С преобразованием общественных отношений в России и бывших советских республиках и созданием Содружества независимых государств отечественные исследования европейской интеграции получили новый импульс развития.



Вопрос 2. Почему возник запрос на исследование европейской интеграции? Запрос в Советском Союзе на исследования интеграции появился к концу 50-х гг. и заметно усилился в 60-е  гг. в силу ряда причин. К тому времени успешно действовали Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, Евратом. Шло досрочное формирование «шестеркой» западноевропейских государств во главе с Францией и ФРГ таможенного союза, создавался общий аграрный рынок этих стран. Обсуждался вопрос о вступлении в ЕЭС Великобритании, Дании, Ирландии.

В этих условиях официальная позиция советского руководства, считавшего европейскую интеграцию «порождением агрессивной политики НАТО», перестала отвечать реальностям и становилась тормозом на пути разрядки международной напряженности и налаживания сотрудничества «Восток-Запад». Мешало такому сотрудничеству и сохранявшееся долгие годы дипломатическое непризнание Советским Союзом Европейских сообществ, а также непризнание Совета Экономической Взаимопомощи со стороны ЕС.

Потребность в научной оценке европейской интеграции возросла в связи с разработкой в 60-е  гг. Комплексной программы социалистической интеграции в рамках СЭВ. Нуждались в научной трактовке интеграционные процессы, развернувшиеся к тому времени среди отдельных групп развивающихся государств. Подталкивал к этому и намечавшийся курс СССР на перестройку и демократизацию международных экономических отношений. Наконец, не будем забывать растущий спрос в тот период на советские исследования интеграции со стороны компартий западноевропейских стран. Особенно настойчиво звучал призыв к «старшему брату» руководствоваться «здравым смыслом» в объяснении европейской интеграции представителей итальянской Компартии в лице сторонников «еврокоммунизма».

Вопрос 3. Какие именно силы (из каких гуманитарных областей) рекрутировались в данную сферу? К исследованию европейской интеграции в СССР были привлечены представители гуманитарных наук разного профиля: мировой экономики и международных отношений, международного и гражданского права, истории и философии, страноведения. Впоследствии круг отечественных исследователей интеграции расширился за счет представителей таких дисциплин как политология и социология, экология и культурология и ряда других. Немалое значение для формирования и развития отечественной интеграционистики имели регулярные научные контакты представителей ИМЭМО с марксистами стран СЭВ, а так же дискуссии и встречи с учеными США, Великобритании, ФРГ, Франции.

Вопрос 4. Как и благодаря чьим усилиям формировалась отечественная школа исследований европейской интеграции? Инициатива формирования научного подхода к исследованию европейской интеграции принадлежит Институту мировой экономики и международных отношений АН СССР. В тезисах ИМЭМО «О создании «Общего рынка» и Евратома», 1959 г. и «Об империалистической «интеграции» в Западной Европе», 1962 г. впервые в советской литературе европейская интеграция рассматривалась не как временное явление, порожденное политикой империализма, а как закономерный процесс мирового развития, как новая ступень интернационализации хозяйственной жизни в условиях развернувшейся в мире научно-технической революции. Немалая заслуга в разработке и публикации Тезисов принадлежит директору ИМЭМО академику А.Арзуманяну, сумевшего «пробить» смелую для того времени научную идею «в верхах». Большую роль сыграла, конечно, «хрущевская оттепель», наступившая в стране после смерти Сталина и известного ХХ-го създа партии.

С приходом к руководству ИМЭМО в 1966г. академика Н.Иноземцева изучение европейской интеграции развертывается широким фронтом. По его инициативе создаются сначала сектор, затем Отдел внешнеэкономических проблем капитализма, осуществлявшие организацию и координацию в Институте научных исследований интеграционных процессов в современном мире. В конце 60-х-начале 70-х  гг. выходят первые работы по методологии исследования интеграции М.М.Максимовой, затем Ю.В.Шишкова. Публикуется серия индивидуальных и коллективных монографий по различным аспектам интеграции с участием В.Барановского, В.Шенаева, Е.Хесина, С.Перегудова, других ученых ИМЭМО.

В 60-е  гг. в ИНИОН АН во главе с Ю.Борко формируется группа по обеспечению академических институтов научной информацией по проблемам интеграции. В МГИМО МИД проф. Л.Энтин разрабатывает новую дисциплину – основы европейского права. В МГУ под руководством проф. Л.Глухарева создается научная лаборатория по изучению европейской интеграции.

Практически параллельно с ИМЭМО и в сотрудничестве с ним в годы деятельности СЭВ ведется разработка научных основ социалистической интеграции Институтом мировой социалистической системы (академик О.Богомолов) и Институтом СЭВ (проф.Б.Ширяев). С образованием в 1987 г. Института Европы (директор - академик Н.Шмелев) формируется второй центр по исследованию европейской интеграции, тесно сотрудничающий с ИМЭМО и другими институтами. Выдвигается группа ученых по изучению социальных аспектов интеграции (Ю.Борко), теории и практики валютной интеграции (О.Буторина), деятельности Евросоюза ( В.Шемятенков) и др.

Вопрос 5. Каковы, на Ваш взгляд, особенности отечественной школы? Каков вклад отечественных классиков в копилку российских исследований европейской интеграции? К достижениям отечественной школы европейской интеграции можно отнести, на наш взгляд, следующее:

  • подход к интеграции как к органической части всемирно-исторического процесса - интернационализации на ее более высокой стадии развития, характеризующейся воздействием НТР второй половины ХХ-го столетия, быстрым ростом экономической и политической взаимозависимости государств и переходом к глобализации;
  • раскрытие сущности интеграции как процесса постепенного сближения и сращивания национальных хозяйств в региональные хозяйственные комплексы, основанных на сближении и переплетении национальных процессов воспроизводства;
  • характеристика основных критериев (признаков, условий) интеграции, отличающих это уникальное явление от других явлений международной жизни и системы международных отношений в целом;
  • определение одного из главных критериев интеграции, состоящего в регулируемом на национальном и региональном (межгосударственном, наднаднациональном) уровнях характере движения основных факторов производства (товаров, услуг, капитала, людей), постепенном распространении совместного регулирования на область внутренней и внешней политики государств, обеспечение их безопасности;
  • формирование отечественной теории европейского права, обоснование его взаимосвязи с правом гражданским и международным, а также его роли в создании и развитии институциональных основ европейской интеграции;
  • определение эффекта интеграции, возможностей и пределов получения ее субъектами экономических и политических выгод и преимуществ от участия в интеграционных объединениях;
  • раскрытие последствий европейской интеграции для внешних субъектов, прежде всего для СССР и России.

В целом, отечественная школа европейской интеграции формировалась на базе творческого марксизма, шаг за шагом отвергавшего устаревшие догмы. При этом был изучен и критически переосмыслен большой блок теоретических работ западных классиков интеграции: представителей неолиберализма - В.Репке и М.Аллэ, Б.Балаша и П.Сцитовского, неокенсианства – Э.Хааса и М.Бийе, Я.Тинбергена и П. Стритена, Д. Пиндера и А.Маршаля, так называемых мондиалистов, федералистов, институционалистов и других представителей различных школ и течений.

Вопрос 6. Как бы Вы определили место отечественной школы интеграции в мировой науке? В создание и разработку отечественной школы интеграции внесла вклад большая группа ученых ИМЭМО и других научных центров. Имена одних мы уже называли. О других читатель может узнать из статьи «К вопросу об отечественной теории интеграции», МЭиМО № 6, 2007. Почти со всеми их них автору посчастливилось сотрудничать в разные годы. С некоторыми научные контакты продолжаются и сегодня. Пользуясь случаем, хотелось бы выразить искреннюю благодарность всем, с кем выпала судьба совместно работать над созданием отечественной интеграционистики в непростое для всех нас время.

Вопрос 7. Какие из результатов исследований Вам особенно дороги? Что касается собственных результатов исследований, то дорог, прежде всего, новый для своего времени методологический подход к исследованию европейской интеграции, ее происхождению, сущности, механизму и его функциям, экономическим и политическим последствиям. Подобный подход позволил приблизить к реальностям наши представления об особенностях западноевропейского капитализма 60-х – 70-х гг. прошлого столетия и дал ориентиры для дальнейших исследований столь сложного и противоречивого явления, какой оказалась европейская интеграция. Позволю себе привести мнение одного из известных западногерманских политологов Э. Шульца о книге М.Максимовой «Основные проблемы империалистической интеграции», 1971: «…Автор обобщила появившуюся до этого литературу ученых социалистических стран, создав своего рода целостную теорию и одновременно подвергнув критике устаревшие взгляды ученых-марксистов» (Schulz E. Moskau und die europaische Integration. Bonn, 1975,s.24).

Вопрос 8. Как Вы охарактеризовали бы Ваш путь в исследование европейской интеграции? Путь к исследованию интеграции не был простым. Научную деятельность начала с изучения экономики и внешнеэкономических связей Западной Германии. Придя в 1961г. в ИМЭМО, вскоре поняла: стать квалифицированным германистом невозможно без знания теории и практики европейской интеграции. Очень помогла длительная научная стажировка в брюссельской штаб-квартире Европейских сообществ (кстати, первая в истории Академии), открывшая доступ к информации из «первых рук». Возглавив в ИМЭМО Отдел внешнеэкономических проблем капитализма (1969- 1986), получила уникальную возможность собрать коллектив единомышленников в исследовании новых явлений в международных экономических отношениях, в том числе европейской интеграции. Помогли научные дискуссии и ситуационные анализы с участием ученых восточноевропейских стран, а также стран Западной Европы, США, Японии, позволявшие быть в курсе новейших достижений современной научной мысли об интеграции.

Вопрос 9. Какие направления изучения интеграции кажутся Вам наиболее перспективными? В числе наиболее важных для нашей страны направлений будущих исследований европейской интеграции представляются следующие:

 - долгосрочный прогноз развития конституционно-правовых основ Европейского союза с учетом вариантов его дальнейшего расширения;

 - прогноз и оценка влияния будущего развития Евросоюза на его отношения с США;

 - прогноз и оценка баланса выгод и потерь России от взаимодействия с Европейским союзом с учетом трех вариантов: 1) максимально возможное на перспективу стратегическое партнерство России и ЕС с переходом к созданию «общих пространств» и согласованной политике по важнейшим проблемам международных отношений; 2) поддержание нынешнего уровня сотрудничества («не знаем, что хотим»); 3) свертывание взаимодействия России с ЕС с расчетом на развитие интеграции в ЕврАзЭС и стратегическое партнерство с КНР.

Вопрос 10. Что хотели бы Вы пожелать молодым исследователям? Европеистика - интереснейшая область исследований. Главная трудность - как овладеть универсальными знаниями столь большого числа государств региона, их интеграционных союзов и объединений. И, конечно, знанием и пониманием России, общего и особенного нашей страны как одного из главных акторов Европы и мира. Успеха вам на этом пути!

М.Максимова
Гл.н.с. ИМЭМО РАН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии России

25 августа 2008 г.