?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В получасе езды к северу от Калуги, на реке Суходрев находится живописный поселок Полотняный Завод. В 1718 году по указу Петра I здесь был основан завод по производству парусного полотна. Одним из двух совладельцев предприятия был калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров - прадед Натальи Николаевны Гончаровой. Правда к тому времени, когда Пушкин посватался к юной Гончаровой, состояние ее известного предка было большей частью промотано. Но сейчас речь не об этом. 

В Полотняном Заводе местные жители открыты и общительны. Разговорились с Михаилом, он родился и прожил 50 лет в Полотняном Заводе, три дочери живут здесь же, все вышли замуж, родили своих детей. Аккуратно спрашиваю у Михаила, кем он и его соседи считают себя: жителями Полотяного Завода, россиянами или европейцами. "Русскими, конечно, русскими", - уверенно и сразу отвечает он. Разговор переходит на другую тему, Михаил рассказывает о семье, о том, как привозит внукам гостинцы из города. И вдруг спохватывается "Калужские мы! Русские то мы вообще, а мы здешние калужские".

Недавно у меня была встреча с представителями посольства Великобритании в России и их МИДа (Foreign Office). Один из британских участников вспомнил, что , согласно опросам, подавляющая часть россиян - 71% -  не считают себя европейцами. В ответ я рассказала о результатах, полученных доктором психологических наук Натальей Львовной Ивановой.    Исследование, проведеное в Ярославской, Костромской и Ивановской областях, показало, что, отвечая на вопрос "кто я?" жители этих мест сравнивают себя не с американцами, французами или голландцами, а с жителями соседних областей. Именно они являютя для них субъектами сравнения, соревнования и - в конечном счете - самоопределения. Распространенные высказывания вроде "у нас и молоко жирнее, и жизнь богаче" - не только способ самоутверждения, но и необходимый для нормального человека инструмент определения своей общности и ее границ.
 
То есть, для жителей российской глубинки комплиментарным другим является не представитель иного  европейского народа, а житель соседней области. Географически это оправдано и понятно: многие области России имеют територию, сравнимую с территорией европейских государств. Ежедневные бытовые контакты россиян с представителями других стран крайне редки.   

Таким образом, самоопределение россиян и современных жителей европейских стрнан имеет разные механизмы. В Европе народы всегда жили тесно и постояно воевали друг с другом. Они говорили на разных языках и имели разные культурные традиции. Россия с 16 века была единым государством, жители которого говорили на общем языке и исповедовали одну религию (доля иноверцев была невелика, и религиозных войн Россия не знала).  В Европе складывание общеевропейской идентичности необходимо, чтобы превратить ее в общее культурное пространство. В России оно давно сложилось.

И через 10, 20, 30 лет россияне не будут называть себя европейцами. При этом они не считают свою культуру никакой, кроме европейской (особо разборчивые могут назвать ее евразийской). Европейская идентничность современных немцев, датчан, чехов и болгар - явление специально конструируемое, обусловленное политической и экономической необходмостью. Идентичность россиян развивается без этой необходимости.     


Полотняный Завод. Северо-восточная калитка усадьбы Гончаровых
фотографию взяла у uchazdneg 

Ключевые слова: Ольга Буторина, Россия, Европа, самоидентификация россиян

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
kirkonhiiri
5 май, 2009 17:05 (UTC)
Ярославская, Костромская и Ивановская области не граничат не то что с "заграницей", но и с национальными территориями в российском составе. Интересно было бы сравнить с результатами опросов по Кировской области (граничит с Коми, Марий Эл, Татарией и Удмуртией), Псковской области (соседи Эстония, Латвия, Беларусь) и, скажем, Брянской (соседи Беларусь, Украина).
Не уверен, но за Уралом, вполне возможно, "сибирячество" окажется важнее "русскости".

Отдельный вопрос - самоопределение россиян нерусского происхождения.
olga_euro
5 май, 2009 17:44 (UTC)
Спасибо за интересные замечания! Думаю, что в отношении малых народов, русские проявят себя с позиций большого этноса и не будут активно сравнивать себя с ними (как немцы не сравнивают себя с поляками, зато для поляков немцы - ориентир). "Сибирячество" вполне может перевесить "русскость". Было бы интересно провести исследования. У нерусских росссиян, вероятно, идентичность "двойного подчинения", особенно у тех, кто называет два родных языка.
kirkonhiiri
5 май, 2009 19:35 (UTC)
В отношении малых народов - да. Но те же казанские татары народ и не малый (не в общероссийском масштабе, а допустим, в сравнении Кировской области и Татарстана), и, к тому же, всей Русью некогда владевший.

Есть ещё один момент - Калининградская область. Да, с одной стороны, русские. Но как ни посмотри, территориально - в Европе. Территориальный аспект не может не повлиять на самоопределение.

Про "двойное подчинение" не понял...
olga_euro
6 май, 2009 21:05 (UTC)
Было быинтересно узнать результаты исследований в областях,близкиха Татарии или Башкирии. Но о них никогда не слышала. "Двойное подчинение" мое некорректрое сравнение,имела ввиду, что они считают себяи россиянами и татарами (башкирами, чувашами...)
ncapital
5 май, 2009 20:34 (UTC)
Ольга, так что же это за феномен (евразийство):
- тупиковость или
- самобытность ?

P.S. меня сейчас вообще-то азиатская часть России больше волнует. Сейчас Россия очень жаждет вступить в ВТО. А по моим прикидкам выходит, что вступление России в ВТО в ближайшей перспективе будет способствовать утрате экономических, а в последствии и территориальных, связей Дальнего Востока с Европейской частью России.
olga_euro
6 май, 2009 21:09 (UTC)
О евразийстве гораздо больше знал Гумилев, а из живущих- президент Казахстана.
О выгодах и издержках вступления России в ВТО в одном комментарии не сказать. Естьхорошая книга с подробным анализом по секторам, авторы Ливенцев и Лисоволик.Есть такжебюро по присоединению Россиик ВТО, им руководит Алексей Портанский, у них есть хорошй сайт. Скажу честно: ВТО не моя тема.
ncapital
7 май, 2009 12:51 (UTC)
Ольга, спасибо за информацию по ВТО.
clear_text
8 май, 2009 20:12 (UTC)
евразийство - это выдумка нескольких эмигрантов, среди которых были приличные люди (Савицкий, Евг.Трубецкой, Карсавин). Георгий Флоровский назвал евразийство "крупнейшей духовной неудачей эмиграции". В эмиграции были, условно говоря, "белые" (от Деникина до Краснова). Были т.н. "сменовеховцы" (Устрялов), которые хотели признать и оправдать большевиков. А были такие и вашим и нашим, евразийцы. Но это очень быстро сдулось, потому что они толком не могли объяснить, про что речь. Так что это тупиковость (как концепция).
olga_euro
9 май, 2009 07:52 (UTC)
евразийство
Мне трудно спорить, поскольку не знаю содержанияи этого идейного направления. Когда же вижу практику, приезжая в Астану или общаясь со студентами из Средней Азии (отлично знающими русскую и мировую культуру) возникает уверенность в ее правильности и здравом смысле. Те же чувства - при чтении списков на братских могилах. Дивизия, в которой воевал дед, формировалась во Фрунзе, в ней были казахи, киргизы, таджики, русские, украинцы. Как это интерпретировать теперь?
clear_text
10 май, 2009 10:41 (UTC)
Re: евразийство
интерпретируйте как интеграцинонные процессы в рамках империи (в хорошем смысле слова "империя").
olga_euro
11 май, 2009 08:30 (UTC)
Re: евразийство
Интеграционные процессы в рамках империи - так действительно можно расценить присходившее в СССР. А современный Казахстан?
clear_text
14 май, 2009 15:21 (UTC)
Re: евразийство
ну, слова "евразийство" применительно к Казахстану звучат скорее интеллектуальной игрой или довольно-таки пустым лозунгом. Вы-таки будете смеяться, но эту идею продвигал замечательный (без оговорок) казахский поэт и эссеист Олжас Сулейменов. И у него были какие-то трения с начальством по этому поводу. Какие-то легкие санкции к нему применяли. Кстати, потом он подружился (кажется, ненадолго) с Назарбаевым. Была у них идея нео-империи, которая потом улетучилась и снова заменилась на евразийство.
Для Казахстана евразийство - это своего рода "пупоземлизм". Как панславизм для России XIX века, как "негритюд э африканитэ" для Леопольда Сенгора, идеолога возрождения постколониальной Африки. Ну и как пангерманизм, ясное дело... Оттуда и любовь к Гумилеву, который выводил многое из Великой Степи, что дескать там и формировалась истинная Россия... То есть Казахстан как некое плато, откуда шли разного рода гунны, преобразуя Европу и Азию. Понятное дело.
Сам же Казахстан сегодня мне напоминает шахский Иран. Авторитарный светский режим в мусульманской стране. Попытки ускоренной модернизации. Сырьевая экономика. Вывод капитала. Конфликты с соседями по широтам (Ирак для Ирана, Узбекистан для Казахстана). Напряженные отношения с Великим Северным Соседом (постоянное русское сомнение по поводу Северо-Западного Казахстана - похоже на историю Иранского Азербайджана в 1940-х годах).
Вообще же судьба региона зависит от одного человека - от Ислама Каримова, президента Узбекистана. Если он, попущением Аллаха, помрет, не оставив преемника столь же жесткого и авторитарного и светского к тому же - будет в обеих государствах - сначала в Узбекистане, а там и в Казахстане - своя исламская революция, хомейнизм, талибан и что хотите.
Дай им Бог выскользнуть. Потому что нам в России этого тоже не надо.
olga_euro
20 май, 2009 15:39 (UTC)
Re: евразийство
Спасибо Вам за столь обширный и интересный комментарий. Почти статья получилась! Мне трудно отвечать предметно, потому что о многом из написанного Вами имею весьма скромное представление. Могу только заметить, что русский язык и русская культура уживаются в Казахстане с национальными гораздо более мирно и органично, чем на Украине. Эт о несомненный плюс, и для народа страны и для общей ситуации в регионе.
( 13 комментариев — Оставить комментарий )