?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В специальном (российско-французском) выпуске журнала "Россия в глобальной политике" опубликована моя статья о ситуации в ЕС и России после кризиса. В этом же номере читатель найдет много интересных, ясных и ярких материалов о Франции, Европе и России. Писали их лучшие эксперты и журналисты. Очень рекомендую номер.

Отрывок из моего материла:
За двадцать лет рыночных реформ в России, как это ни удивительно, так и не произошло полной монетизации хозяйства. Да, власти сумели преодолеть царившие в 1990-е годы  бартер и долларизацию, а также повысить уровень монетизации экономики (отношение денжного агрегата M2 к ВВП поднялось с немыслимых 11% до 40%). Тем не менее, в стране продолжают существовать два параллельных мира – денежной и неденежной экономики.IMG_1429_1

Поясню. В апреле 2011 г. 36% работников имело начисленную зарплату до 12200 рублей в месяц, в том числе 16% - до 7400 рублей. То есть, на руки эти люди получали соответственно не более 10600 и 6400 рублей в месяц, притом что прожиточный минимум составлял 6500 рублей. Иными словами, 16% занятых едва могли прокормить сами себя, а еще 20% оказывались у черты бедности, если двое взрослых содержали одного ребенка. Об одиноких родителях и семьях с двумя-тремя иждивенцами говорить вообще не приходится. Возникает вопрос: как выживает это население и почему не бунтует? Ответ прост: значительная часть граждан живет «невидимыми» доходами от крестьянского труда, охоты, рыболовства и собирательства.

Заглянув весной на рынок любого небольшого города, наблюдатель застанет бойкую торговлю семенами, рассадой и всевозможной живностью на вырост: цыплятами, утятами, кроликами. К концу лета самым ходовым товаром становятся стеклянные банки и крышки. Стремясь сохранить выращенный урожай, домохозяйки сутками напролет варят варенье, выжимают соки, закатывают компоты и маринады.

Наличие неформальной аграрной занятости выступает мощным социально-экономическим стабилизатором, чем с удовольствием пользуются власти всех уровней. Так, в 2009 г. при падении национального ВВП на 7,8%, реальные располагаемые денежные доходы населения, согласно данным Росстата, выросли в постоянных ценах на 3%. При этом оно цементирует сложившуюся систему внерыночных отношений и создает долгосрочные препятствия на пути модернизации.

На фото: центральный рынок в городе Сальске Ростовской области, апрель 2010 г. Фото автора. 

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
radiotv_lover
3 июн, 2013 10:49 (UTC)
Интересно. Значит мама не просто так мне банки закручивает :) а с пользой для страны.
olga_euro
3 июн, 2013 10:51 (UTC)
И для экономической теории! Только в LSE об этом не знают.
clear_text
3 июн, 2013 12:05 (UTC)
это самый надежный стабилизатор! У нас, во всяком случае.
Об этом (очень лирически) написал Виктор Астафьев - "Ода русскому огороду" (1971)
olga_euro
3 июн, 2013 12:50 (UTC)
Стабилизатор надежный, но уж очень противный модернизации.
pyra_vita
3 июн, 2013 13:02 (UTC)
Мне кажется, современная молодёжь уже отказывается закатывать банки (сужу по себе). И если я ещё знаю, как кур растить, то вот люди чуть младше с удивлением раскрывает рот, когда им некоторые детали рассказываешь :) Но если жизнь поставит их перед фактом - голод или огород, я думаю, проблемы выбора не возникнет.

Что касается Европы, то вот сейчас ЕЦБ пытаются наделить полномочиями по надзору за крупными банками и ввести ещё ряд механизмов для создания банковского союза в рамках создания "настоящего ЭВС".
Основной причиной для введения такого надзора при этом называют борьбу с фрагментацией финансовых рынков (как раз те границы, о которых Вы пишете) и "порочным кругом между банками и государствами" (и в Ваших прежних статьях эта причины упоминается).
Но прочитав эту Вашу статью у меня, как не у экономиста, сложилось впечатление, что необходимы глубокие изменения (а не только банковский надзор и даже система восстановления банков со страхованием банковских вкладов). Будет ли создание, как они говорят, "настоящего ЭВС" (банковский, фискальный и изменённый экономический союз и др.) таким изменением?
olga_euro
3 июн, 2013 13:10 (UTC)
Надо же: Вы понимаете в выращивании кур. Я не знаю про это ничего. Хотя в 80-е обвязывала и обшивала детей, так как в магазинах ничего нельзя было купить. Жизнь заставила. Очень уж не хотелось бы, чтобы молодым людям приходилось выбирать между голодом или огородом, ведь не военное время.

Настоящий ЭВС создать трудно. Он требует дальнейшей федерализации, без этого ничего не выйдет. Видимо, еще не настало то время, когда национальыне правительства и люди с улицы (включая тех, кто сейчас осаждает здание ЕЦБ), поймут, что им надо выбирать между передачей суверенитета и разрухой.
pyra_vita
3 июн, 2013 14:07 (UTC)
Всё зависит от величины города проживания, наверное.
Я из семьи врачей, соседи были - преподаватели. У нас были куры и огород, у преподавателей семья побольше, поэтому ещё две-три коровы, кролики и индюки. Это во всех городах так небольших. К слову, сейчас мои родственники (тоже врачи) в этом же городе по-прежнему имеют дачу и не столько для шашлыков (хотя куда ж без этого), сколько для собственной картошки к ним.

Да, с федерализацией даже у немцев по последним опросам из Евроньюз ситуация напряжённая. Но вроде пока двигаются в сторону федерализации (по крайней мере в части банковского союза). Правда окольными путями без изменения учредительных договоров... не через центральный вход. :)
olga_euro
4 июн, 2013 14:26 (UTC)
Да, усиление наднациональных полномочий органов ЕС идет тихо, на уровне отдельных решений, без громких деклараций.

Ваш рассказ о семьях врачей и учителей поразил. Если не секрет - что за город? Кроликов и индюков я предполагала. Своими глазами видела огороды в Кемерово (при их экологии!). Но две-три коровы для меня стали откровением. Получается, что учитель работает на две-три ставки: одну-две в школе и еще одну на домашней ферме. Новые книги он успевает читать? Было бы интересно подсчитать себестоимость картошки, выращенной в приусадебном хозяйстве. Узнать, насколько она выше или ниже рыночной цены.
pyra_vita
5 июн, 2013 12:44 (UTC)
Калининградская область - можете любой городок, кроме областного центра, брать и Вы найдёте массу таких примеров.
Натуральное хозяйство - это то, что спасло многих нормальных трудолюбивых людей в 90-х. Сейчас этого уже поменьше и маленьких городах. Для жителей столиц и областных центров - уже практически неизвестно.
slreason
3 июн, 2013 15:23 (UTC)
Добрый день.
Статья грустная... Я понимаю что она написана для европейцев.
От себя добавлю.
Выбора у людей нет. Местные князьки типа Денина,Арт-ва, (последний в меньшей степени)и т.д. контролируют рынок труда, и зарплат на нём, с целью не допустить роста последних. Чтобы люди, с их (личных) производств не уходили. Т.е. это что-то типа нового рабства.
Про миграцию трудовую, к сожалению это скорее мифы и сказки потому что культура иная у нас, крайне низкие требования к рабочему месту графикам, безопасности опять, потому что см. пункт первый.
Про мотивацию труда. В реальном производстве платят мало - читай дают воровать умышленно - это норма (!) что рабочий забирает часть добавочного продукта у предпринимателя причем и при убытках и при прибыли.
Так как крайне низко качество управления (в массе своей это: торговые центры выросшие из криминальных денег 90-тых, сбытовые сети -розница). Эти люди ничего создать не могу, они не могу создать работу для Инженера чисто физически.
Вот и занято наше население сбором и консервацией, к слову в этом мало плохого и много хорошего, так как поддерживает население в тонусе, заставляет двигаться и даёт доступ к качественной продукции без / с малым количеством химии. (плюсов больше чем минусов)

С уважением

Edited at 2013-06-04 08:17 (UTC)
olga_euro
4 июн, 2013 14:32 (UTC)
Re: К статье
Спасибо Вам за интерес к материалу. Действительно, тональность получилась более пессимистичной, чем я планировала вначале. Не помню, чтобы я писала про трудовую миграцию, напомните, если забыла.

Согласна, что охота, сбор грибов и ягод, а также огород - своего рода физические упражнения. Как приятно пройти десяток километров по лесу! Возможно, нам надо привыкнуть к мысли, что не все экономики рано или поздно превращаются в высокоразвитые. Часть, видимо, консервируется в своих традициях, невзирая на глобализацию.
flitched9000
4 июн, 2013 12:40 (UTC)
"Я таки Вас правильно понял".."
Стало быть, приватизация земель (о чём многие укормильцы мечтают) будет означать автоматический крах роиссянской ойкакномики?
chastnik_av
4 июн, 2013 14:29 (UTC)
>> Чем дольше российские горожане будут заниматься сельским трудом, тем дольше города будут оставаться без высокотехнологичной и удобной инфраструктуры.

- Я, конечно, понимаю, что Вы хотите сказать: устаревшие практики мешают приходу новых. Однако что-то в этом есть провоцирующее на властные волюнтаристские шаги: так и вижу, как новый Хрущев в наши дни, прочитав Вашу статью, озаботился бы тем, как лишить (в целях построения коммунизма или развитого капитализма - не суть) возможности жителей сравнительно небольших городов выращивать что угодно для своего стола.
С другой стороны, не очень понятно, как именно (по какому механизму) отказ новых поколений от выращивания тех же поросят или высаживания картошки будет содействовать появлению «высокотехнологичной и удобной инфраструктуры». Вообще-то ощущение такое, что последовательность должна быть обратной, – увеличение денежных доходов и улучшение инфраструктуры постепенно приводят к невыгодности кустарной деятельности по самообеспечению хозяйства.
Быть может, есть (или возможны) более тонкие механизмы встраивания этого уклада пригородных самодеятельных хозяйств в общую (и без того многоукладную) структуру российской экономики? В конце концов, это тоже канал частной экономической инициативы, способствующий хоть какому-то приемлемому уровню благосостояния миллионов граждан РФ…
olga_euro
4 июн, 2013 15:26 (UTC)
Согласна, Хрущев наломал много дров. Отнимать у селян скотину и облагать огороды непомерным налогом было неверно.

О связи инфраструктуры и сельского труда. Да, эта связь действует в обе стороны. Приведу пример. Поселок на берегу Волги. Один из проулков идет по кромке крутого берега. Пятью метрами ниже - усыпанная галькой песчаная отмель.

Дорога вся разбита, после дождя - просто каша. За каждым забором - грядки, фруктовые деревья. Жители не являются фермерами в полном смысле слова, поскольку у них нет больших наделов земли вне приусадебного участка. Но они и не горожане. Ведь ни им самим, ни мэрии не пришло в голову поставить людей в цепочку и уложить камнями дорогу. Так и живут. Каждый занят своим огородом.
( 15 комментариев — Оставить комментарий )