?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дописываю книгу "Экономическая история евро", которая должна выйти в издательстве "Весь мир" в начале 2014 года. Для одной из глав потребовался анализ доклада, который был подготовлен по заказу Европейской комиссии в апреле 1987 г.
под руководством знаменитого итальянского экономиста Томаззо Падоа-Скьоппа.
под руководством знаменитого итальянского экономиста Томмазо Падоа-Скьоппа (на фото). Впоследствии его стали величать отцом евро. 
att_227897_0

В современных книгах обычно цитируется только один вывод доклада - о несовместимости свободного движения капиталов и фиксированных курсов (impossible trinity - "невозможная триада"). Не меньшую ценность для науки представляют положения о функциях интеграции.

Авторы выделяют три основные функции: аллокативную (отвечающую за эффективное использование ресурсов), стабилизационную (способствующую поддержанию ценовой стабильности, обеспечению роста и занятости) и дистрибутивную (отвечающую за распределение дохода между группами населения и регионами).

Напомним, что в 1986 г. в ЕЭС была принята программа построения Единого внутреннего рынка (ЕВР), которая предусматривала полное устранение барьеров на пути движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. В том же году членами ЕЭС стали относительно слабые в экономическом плане Испания и Португалия. По мнению экспертов, эти перемены могли иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, общий рынок становился более глубоким, емким и широким. Это повышало эффективность производства за счет эффекта масштаба. С другой стороны, полное открытие рынков могло повлечь «более сильные и разрушительные дистрибутивные эффекты, чем в шестидесятые годы, когда интеграция торговли происходила между менее разнородными странами» Именно поэтому авторы доклада считали обязательным усиление двух других функций интеграции – стабилизационной и дистрибутивной. В противном случае - писали они - объявленная программа ЕВР явилась бы «не новым шагом на пути строительства единой Европы, а источником препятствий и [внутренней] противоречивости». Тогда идея единого рынка могла бы «потерять политическую поддержку и, в конечном счете, провалиться, лишив Сообщество важнейшего источника приращения экономического благосостояния». (P. IV)


Эксперты ясно обозначили главную проблему ЕВР – несоответствие приращения аллокативной функции интеграции с приращением двух ее других функций. Недостаточное развитие стабилизационной функции создавало риск того, что возросшая мобильность факторов производства (особенно капиталов) повысила роль спекулятивных и психологических факторов в экономическом развитии, усилит циклические явления. Недостаточное развитие дистрибутивной функции грозило неравномерным распределением выгод от оперирования на более широком экономическом пространстве на микроуровне. Проще говоря, усиление конкуренции могло значительно улучшить позиции сильных компаний и ухудшать возможности слабых предприятий.

Сегодня мы видим, что опасения, высказанные экспертами 25 лет назад, материализовались. Евросоюз не сумел в должной мере укрепить две другие функции экономической интеграции. Усилению дистрибутивной функции должен был способствовать учрежденный в 1993 г. Фонд Сплочения. Несмотря на вступление в 2004 – 2007 гг. большой группы стран Центральной и Восточной Европы, ЕС не создал новых эффективных механизмов выравнивания уровней дохода. Главным ограничителем здесь выступил бюджет ЕС и неготовность "богатых" стран делиться с "бедными".

Еще меньшим был прогресс в развитии стабилизационной функции единого рынка. При создании ЭВС ее нормативные положения заключались в критериях конвергенции и Пакте стабильности и роста. Единственным новым институтом стал совет еврозоны, который формулирует ее специфические интересы и продвигает их в Совете Экофин, но не занимается устранением дестабилизирующих эффектов единой валюты. К созданию полноценных механизмов макроэкономической стабилизации Евросоюз приступил только после кризиса 2008 – 2010 гг. Ими являются: Европейский стабилизационный фонд, Европейский совет по системным рискам, Единый надзорный механизм в банковском секторе, а также обновленная версия Пакта стабильности и роста, «Европейский семестр» и Пакт Евро плюс.

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
ariwch
11 ноя, 2013 19:43 (UTC)
Интересно будет прочитать :)
olga_euro
11 ноя, 2013 20:04 (UTC)
Спасибо! Буду стараться оправдать доверие:)
pyra_vita
11 ноя, 2013 23:51 (UTC)
Обязательно закажу сразу же, как увижу в продаже. Спасибо, что сообщили о такой важной новости.
Когда начал знакомиться с этой частью ЭВС (ЕНМ и прочее) меня не покидало чувства, что для ЭВС срочно подставляют костыли, о которых давным давно думали (даже включили оговорку про потенциальный ЕНМ в текст ДФЕС заранее), но всё не делали. :) А оно оказывается так и было с самого начала.
olga_euro
12 ноя, 2013 18:00 (UTC)
Спасибо за Ваш интерес! Действительно при чтении документов 25-летней давности возникает ощущение, что архитекторы ЭВС прекрасно знали о рисках и правильно оценивали их размер. Посмотрите на досуге первую часть доклада Делора 1989 года, будете удивлены. литературе всегда цитируют вторую часть - о графике создания ЭВС, но никогда - первую. А там черным по белому написано, что проект издержки проекта могут перевесить его выгоды.
( 4 комментария — Оставить комментарий )